СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте" 5 класс. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца

  2. Труд земледельцев

  3. В гостях у египтянина

  4. Ремесла и обмен

  5. Писцы собирают налоги

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о жизни людей в Древнем Египте

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Фараон, вельможи, писцы, войско, население страны, налоги, рабы.

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: докажите, что титул первый правитель Древнего Египта – верховный начальник канала – точно отражал их основное назначение.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы


Учитель. Фараон был всесильным владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско.

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота.

Запишите в тетрадь:

Вельможа – царский советник, военачальник.

Писец – сборщик налогов.

Налоги – часть урожая и приплода скота, отдаваемая фараону или вельможе.

Прочитайте пункт параграфа 2. Труд земледельцев и ответьте на вопросы:

- Объясните, для чего древние египтяне строили различные оросительные сооружения.

- перечислите виды работ земледельца.

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что чередовались периоды урожайных и засушливых, неурожайных лет. В такое время продукты становились наивысшей ценностью. Поэтому египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет.

Прочитайте пункт параграфа в гостях у египтянина и ответьте на вопросы:

- поясните, как женщины делали муку.

- какие, на ваш взгляд, три продукта были для египтян основными?

- предположите, почему древние египтяне любили носить амулеты.

- опишите особенности дома египтянина: как и из чего от строился, внешний вид, интерьер.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Учитель. Помимо земледельцев в Древнем Египте были также и ремесленники. Мастеров было много: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители и многие другие.

Основным материалом для изготовления были тростник, глина, песчаник.

В Древнем Египте денег не существовало, поэтому было меновая торговля. Обмен товарами играл большую роль в жизни земледельцев, так, например, зерно или корову можно было обменять на горшки, ткани и другие товары.

Еще одной категорией жителей, не входивших в родовую общину, были писцы. Писцы – сборщики налогов в пользу фараона или вельмож. Писцы считали и записывали все, что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей, обрабатываемым земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.

Горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога.

Таким образом: последовательность возникновения и развития государства состоит следующим образом:

Поддержка оросительной системы – коллективный труд – объединение Египта под властью фараона.

Орошаемое земледелие требовало усиления роли общины. Это, в свою очередь, требовало объединения всех земледельцев под властью могущественных и всевластных правителей.

Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Ответы на вопросы

Объясните понятия:

Фараон (царь)

Папирус

Шадуф

Писец

Налог

Вельможа

Ремесло

Обмен

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Доказывать, что фараон являлся главой государства

Объяснять, почему все рядовые жители Египта платили налоги

Определять роль Нила в жизни каждой группы населения

Описывать особенности дома египтянина: как и из чего он строился, внешний вид, интерьер

Дать определения понятиям: папирус, шадуф, писец, налог, вельможа, обмен

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 7.

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике