Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: докажите, что титул первый правитель Древнего Египта – верховный начальник канала – точно отражал их основное назначение. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Фараон был всесильным владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота. Запишите в тетрадь: Вельможа – царский советник, военачальник. Писец – сборщик налогов. Налоги – часть урожая и приплода скота, отдаваемая фараону или вельможе. Прочитайте пункт параграфа 2. Труд земледельцев и ответьте на вопросы: - Объясните, для чего древние египтяне строили различные оросительные сооружения. - перечислите виды работ земледельца. Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что чередовались периоды урожайных и засушливых, неурожайных лет. В такое время продукты становились наивысшей ценностью. Поэтому египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет. Прочитайте пункт параграфа в гостях у египтянина и ответьте на вопросы: - поясните, как женщины делали муку. - какие, на ваш взгляд, три продукта были для египтян основными? - предположите, почему древние египтяне любили носить амулеты. - опишите особенности дома египтянина: как и из чего от строился, внешний вид, интерьер. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель. Помимо земледельцев в Древнем Египте были также и ремесленники. Мастеров было много: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители и многие другие. Основным материалом для изготовления были тростник, глина, песчаник. В Древнем Египте денег не существовало, поэтому было меновая торговля. Обмен товарами играл большую роль в жизни земледельцев, так, например, зерно или корову можно было обменять на горшки, ткани и другие товары. Еще одной категорией жителей, не входивших в родовую общину, были писцы. Писцы – сборщики налогов в пользу фараона или вельмож. Писцы считали и записывали все, что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей, обрабатываемым земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. Горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога. Таким образом: последовательность возникновения и развития государства состоит следующим образом: Поддержка оросительной системы – коллективный труд – объединение Египта под властью фараона. Орошаемое земледелие требовало усиления роли общины. Это, в свою очередь, требовало объединения всех земледельцев под властью могущественных и всевластных правителей. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Доказывать, что фараон являлся главой государства Объяснять, почему все рядовые жители Египта платили налоги Определять роль Нила в жизни каждой группы населения Описывать особенности дома египтянина: как и из чего он строился, внешний вид, интерьер Дать определения понятиям: папирус, шадуф, писец, налог, вельможа, обмен | Устный опрос |