Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Перелыгина Ольга Владимировна |
Место работы | МБОУ «Михайловская СОШ» Орловского м.о. |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 11 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 2 четверть |
Тема урока | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Химические реакции» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение урок систематизации знаний и ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) Урок систематизации и обобщения знаний |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: формирование коммуникативной, общекультурной компетентности; формирование целостной научной картины мира |
Метапредметные: развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие речевых навыков; развитие памяти, внимания |
Предметные: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; формирование образовательной компетентности. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):химические реакции, скорость хим. реакции, ОВР. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) презентация, видеоролики, компьютер, мультимедийный проектор, медная проволока, спиртовка, спички, цинк, соляная кислота, нитрат серебра, гидроксид натрия, сульфат меди (II), пробирки, держатель, гипотермические пакеты |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Мы с вами закончили изучение темы «Химические реакции» из школьного курса химии. Цель сегодняшнего урока систематизировать полученные знания, выявить уровень готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Со школой ваше знакомство с химией не кончается. Многие продолжат ее изучение в другом учебном заведении. А в этом должны помочь знания, полученные в школе. Неслучайно девизом нашего урока стали слова: Химия везде, Химия во всём: Во всём, чем мы дышим, Во всём, что мы пьём, Во всём, что мы носим. Во всём, чем стираем. Что же ещё мы о химии знаем? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная. |
Актуализация внимания уч-ся: назовите известные вам типы химических реакций. какие из них практически все являются экзотермическими? А какие - эндотермическими? Что такое тепловой эффект химической реакции? Какие реакции являются обратимыми, а какие - необратимыми? сформулируйте принцип Ле Шателье. Что такое степень окисления? Что такое минимальная и максимальная степени окисления? Почему конц серная и азотная кислоты, перманганаты, дихроматы Ме являются сильными окислителями, а аммиак, сероводород, Ме - сильными восстановителями? Работа у доски Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях. К доске выходят 2 учащихся и выполняют задание. На доске написаны реакции. Задание. Расставить коэффициенты и объяснить. Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu H2O → H2 + O2 N2 + O2 → NO Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O P + O2 → P2O5 KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O Al + O2 → Al2O3 Остальные учащиеся выполняют задание в тетради. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Цель: обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций. |
Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания о химических реакций опираясь на основные понятия. В основе каждого типа реакции лежит определенное действие. 1. (Учитель разбирает матрешку, по очереди доставая меньшую.) Сколько было матрёшек? Одна. Сколько стало? Несколько. Какое действие я совершала, доставая матрешки? Разложение. Как можно назвать тип реакции, в основе которых лежит разложение? Верно. Это один из типов химических реакций. 2. (Учитель собирает детский конструктор.) Какое действие я выполняла с деталями, когда их собирала? Соединение. В основе какого типа реакций лежит это действие? Правильно. Это еще один тип химических реакций. 3. (Учитель выкладывает слово ДОМ с помощью букв на магнитах.) Что нужно сделать, чтобы при составлении ребуса из слова «ДОМ» получить слово «СОМ»? Как назвать такое действие? Замещение. В основе какого типа реакций лежит это действие? Замечательно. Это еще один тип химических реакций. 4. (Учитель просит учеников, сидящих на соседних партах, поменяться местами.) Какое действие вы сейчас совершили? Обмен. Как назвать тип реакций, в основе которых лежит это действие? |
|
БЛОК 2. Применение изученного материала |
Этап 2.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Всем нам известно выражение: “Теория проверяется практикой”. Я предлагаю поработать в группах. В инструктивных карточках (Приложение 2) даны кейсы, которые вы должны будете выполнить в течение 5-7 минут. Перед выполнением работы давайте вспомним правила техники безопасности (Приложение 3). Ребята зачитывают по одному правилу, которые написаны у них на листках. Далее учащиеся выполняют задания под контролем учителя. Предлагаю ребятам рассказать своим одноклассникам о проделанной работе, сделать выводы. |
Этап 2.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь. Задание. Известно, что при понижении температуры на 10º С, в соответствии с правилом Вант Гоффа, скорость химического процесса уменьшается в 2-4 раза. Тем не менее, если у человека температура тела падает хотя бы на 2º С – 3º С, это приводит к серьезным, часто необратимым последствиям. Объясните этот факт |
Этап 2.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Взаимодействие оксида фосфора(V) с водой относится к реакциям 1) соединения, эндотермическим 2) соединения, экзотермическим 3) обмена, экзотермическим 4) замещения, экзотермическим Установите соответствие между процессом и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. ПРОЦЕСС A) присоединение воды к непредельным соединениям Б) присоединение водорода к непредельным соединением с получением предельных соединений В) термическое или каталитическое разложение тяжелых углеводородов Г) переработка каменного угля НАЗВАНИЕ 1) гидратация 2) гидрирование 3) крекинг 4) коксование 5) деазотирование Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Соотнесите: А) разложения, гетерогенная. А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 +3H2 Б) соединения, гомогенная. Б1) H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2HCl + Q В) обмена, экзотермическая. В1) 2H2 + O2 → 2H2O Г) замещения, окислительно - восст. Г1) 2 NaOH → Na2O + H2O Ответ:А-Г1; Б-В1; В-Б1; Г-А1. |
Этап 2.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
1.Определить полярность аккумуляторной батареи и выпрямителя можно при помощи обыкновенной картофелины. Правда, кроме нее, вам потребуются два медных контакта, которые надо воткнуть в свежий срез клубня картофеля на расстоянии 2-3 мм друг от друга и замкнуть цепь. Тогда около положительного провода мякоть клубня начнет синеть. За счет каких процессов это происходит и какова роль картофеля? Ответ: На аноде происходит электрохимическое окисление меди (анодное растворение): Cu0 -Cu2+ +2e- Образующиеся катионы меди окрашивают мякоть картофеля в синий цвет. Картофельный сок выполняет роль электролита, а белая мякоть картофеля служит хорошим фоном для обнаружения ионов меди. 2. Если необходимо быстро удалить пятно йода с ткани, то какое химическое соединение надо использовать – с окислительными или с восстановительными свойствами? Ответ: Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3 I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2 3. Для приготовления штукатурного раствора взяли лежалую известь, и штукатурка плохо «схватывалась». Можно ли ускорить этот процесс с помощью нагревания? Ответ: Поскольку причина лежит в изменении химического состава раствора, нагревание не поможет. |
Этап 2.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Определение признака реакции по изображению. 1.Горение свечи. (Признак химической реакции: выделение тепла и света). Горение магния. фрагмент учебного фильма «Горение магния». 2.Реакция между раствором хлорида кальция и раствором щелочи. (Признак химической реакции: выпадение белого осадка.) 3. Действие индикаторов на растворы кислоты, щелочи и воды. (Признак химической реакции: изменение окраски индикатора.) 4. Растворениемеди в растворе азотной кислоты. (Признак химической реакции: выделение бурого газа.) . |
БЛОК 3. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 3.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Самостоятельная работа (Слайд25) Задание № 1:расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций: Вариант 1 Вариант 2 А) Ca+ O2 = А) C + O2 = Б) Mg(OH)2 + HCl= Б) KOH + H2SO4 = В) H2 + CuO = В) H2 + FeO = Г) CaCO3 =; Г) Cu(OH)2 = Д) MgO + HNO3= Д) CaO + HCl = Задание № 2:составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип: а) оксид бария + серная кислота→ а)гидроксид магния → б) гидроксид железа (II) → б)нитрат серебра + хлорид натрия → Проверка самостоятельной работы Вариант 1 Вариант2 Задание 1. А) 2Ca+ O2 = 2CaO А) C + O2 = CO2 Б) Mg(OH)2 + 2HCl=MgCl2 + 2H2O Б) 2KOH + H2SO4 = K2SO4+2H2O В) H2 + CuO =Cu + H2O В) H2 + FeO = Fe + H2O Г) CaCO3 = CaO + CO2 Г) Cu(OH)2 = CuO + H2O Д) MgO + HNO3= Mg(NO3)2 + H2O Д) CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O Задание 2. a) BaO + 2HCl = BaCl2 +H2O a) Mg(OH)2 = MgO + H2O б) Fe(OH)2 = FeO + H2O б) AgNO3 + NaCl =AgCl + NaNO3 |
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 4.1. Рефлексия |
|
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» Вопросы к ученику Дата______________________ Класс_______________________ Постарайтесь точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы: № п/п Вопросы Ответы 1 Какая цель стояла перед тобой на уроке? 2 Как работали на уроке твои одноклассники? 3 Как работал ты на уроке? 4 Тема, которая вызывала затруднения до начала урока? Подведение итогов урока. Выставление оценок. Заключение. «Жить надо, чтобы выполнить задачу природы…Сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам… Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным… Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Ученье – себе, плод ученья – другим. Другого смысла в ученье нет, иначе его бы не было…» Д.И. Менделеев |
Этап 4.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Повторить §§10- 15. 2.Фотосинтез –один из важнейших окислительно-восстановительных процессов, происходящих в природе. 1 уровень. Составить уравнение химической реакции II уровень. Классифицировать реакцию по тепловому эффекту. III уровень. Определить окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Задачи. По термохимическому уравнению рассчитайте, сколько теплоты выделится при сгорании 4 г. кальция. 2Ca + O2 = 2CaO; ΔH = -1274 кДж |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктивная карта № 1 учащихся 11 класса _____________________________________________
(Фамилия, имя)
Тема урока: ____________________________________________________________________________
Дата: __________________________
КЕЙС № 1
«Чтобы запаять чайник, папе для обработки поверхности металла понадобилась «травленая» соляная кислота. Для её приготовления он взял кусочек цинка и опустил его в раствор соляной кислоты».
Вопросы:
Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?
Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?
Какие вещества в результате образовались?
Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.
Запишите уравнение реакции и схему подтверждающую тип реакции.
Инструктивная карта № 2 учащихся 11 класса _____________________________________________
(Фамилия, имя)
Тема урока: ____________________________________________________________________________
Дата: __________________________
КЕЙС № 2
«Члены химического кружка помогали учителю готовить на следующий урок лабораторную работу. Случайно капля соляной кислоты попала на кусочек мела (карбонат кальция). Послышалось шипение, ребята испугались, подумав, что сейчас произойдет что-нибудь страшное».
Вопросы:
Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?
Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?
Какие вещества в результате образовались?
Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.
Запишите уравнение реакции и схему, подтверждающую тип реакции.
Инструктивная карта № 3 учащихся 11 класса _____________________________________________
(Фамилия, имя)
Тема урока: ____________________________________________________________________________
Дата: __________________________
КЕЙС №3
«Светлана Леонидовна получила осадок гидроксида меди (II) (Сu(OH)2 ( при взаимодействии раствора сульфата меди (СuSO4) и избытка гидроксида натрия( NaOH)) для проведения лабораторного опыта с соляной кислотой. А ребята, невнимательно прочитав задание, взяли и нагрели его, ничего туда не добавляя. Вместо растворения голубого осадка выпал осадок другого цвета.
Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов»
Вопросы:
Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?
Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?
Какие вещества в результате образовались?
Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.
Запишите уравнение реакции и схему, подтверждающую тип реакции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1.Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
3.Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
Тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
2.Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
4.Ты сливал, нагревал реактивы
И отчет подготовил в тетрадке.
Не забудь вымыть руки с мылом,
Чтоб здоровье было в порядке.
9