3. Воспитательная: формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение, продолжить развитие навыков самообразования.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Вводно-мотивационный этап 1.Организационный момент | Психологическая установка на урок | - Здравствуйте ребята и гости нашего урока химии! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке! Проведем урок-исследование. Сегодня мы будем работаем в группах, для ответов используем индикаторные полоски (зеленая – знаю ответ на вопрос, красная – затрудняюсь ответить). Желаю успеха в получении новых знаний! | Включаются в деловой ритм урока. | Самоопределяются, настраиваются на урок |
1.Актуализация опорных знаний | Включение учащихся в учебную деятельность | Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал. Определите о каком элементе и его разновидностях идет речь? Он имеет несколько модификаций, бывает мягким и хрупким, серым и неприглядным, а бывает очень твердым, блестящим и прозрачным. Какова причина существования аллотропных модификаций углерода? Какие еще вещества, состоящие из атомов углерода вы знаете? Где применяются данные вещества? А теперь вспомним химические свойства углерода. Английскому химику в 18 веке удалось осуществить дорогостоящий опыт – он сжег алмаз в плотно закрытом тигле. Попробуйте записать два уравнение реакции горения угля. 2С+О2=2СО; С+О2=СО2. Какие свойства углерод проявляет в данных реакциях? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают в группах, совещаются | Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
1.Введение в тему урока | Мотивация к учебной деятельности | Переверните карточку – задание для каждой группы и попробуйте назвать тему урока. Тема нашего урока: «Кислородные соединения углерода, или Секреты углерода». Откройте тетради, запишите тему урока. | Учащиеся определяют тему урока | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация |
2.Постановка целей урока | Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала | Как вы думаете? Какова будет цель нашего урока? (Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химический эксперимент по распознаванию данных веществ, объяснить процессы, происходящие в окружающем мире). Результатом нашей работы станет заполнение сводной таблицы по кислородным соединениям углерода. Работу вы можете продолжить дома. По результатам каждый из вас получит оценку за урок. | Учащиеся определяют цели урока, отвечают на вопросы учителя |
I/Операционно-познавательный этап 1.Постановка учебной проблемы | Организация учителем учебной работы школьников. | С чего мы начинаем изучение веществ? Предлагаю вам алгоритм работы по определению свойств СО2, СО, Н2СО3 и карбонатов. Работать вы будете коллегиально, время выполнения 5 минут. Параметры: - Формула - Агрегатное состояние - Цвет - Запах - Растворимость в воде - Характер (кислотный, несолеобразующий, сильный или слабый электролит) - Тип связи, кристаллическая решетка Мы определили, что углекислый газ – это кислотный оксид. Запишите характерные свойства кислотных оксидов (взаимодействие с водой, щелочами, основными оксидами) | Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем. Предоставляют свои ответы. | Предметные: получат возможность познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода и исследовать их химические свойства |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Психологическая разгрузка | | Выполняют простейшие физ.упражнения | |
2.Создание проблемной ситуации, проведение исследования | Мотивация к учебной деятельности | Знание физических свойств данных веществ поможет вам решить следующие химические задачи. В Италии, близ Неаполя, имеется «Собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает СО2. Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимы? (Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры, животные от недостатка кислорода гибнут) В чем заключается космическая роль СО2 на планете Земля? (фотосинтез). 6СО2+6Н2ОсветС6Н12О6+6О2 В чем негативная космическая роль СО2? (Парниковый эффект, глобальное потепление) Проведите опыт (не забудьте о технике безопасности) и назовите специфическое свойство углекислого газа: СО2+Са(ОН)2=СаСО3+Н2О 3. Что произойдет с мрамором или мелом при воздействии на него соляной кислоты? СаСО3+2НСI=СаСI2+ СО2+Н2О 4. Чем опасен угарный газ? Почему мы не будем проводить с ним химический эксперимент? Связывается с гемоглобином крови, в результате чего наступает кислородное голодание, чрезвычайно ядовит.) Где в промышленности используется угарный газ? (Восстановитель в металлургической промышленности) MgO+COMg+CO2 5. Почему опыты с угольной кислотой можно проводить без перчаток? (Слабый электролит, распадается на углекислый газ и воду). Как называются соли угольной кислоты и где они применяются? (Карбонаты, гидрокарбонаты. В строительстве, медицине, кулинарии, в архитектуре) | Совещаются в группах, отвечают на поставленный вопрос Записывают на доске уравнение реакции фотосинтеза. Записывают уравнение качественной реакции на СО2 Демонстрационное Проведение опыта учащимся (представителем группы) Записывают уравнение качественной реакции на карбонаты Записывают в таблицу свои примеры реакций восстановления металлов из руд Работают с учебником, находят ответ на вопрос | Метапредметные: Научатся объяснять процессы, происходящие в окружающем мире Научатся объяснять процессы, происходящие в окружающем мире Устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ |
1.Выводы по результатам исследований | Подведение итогов урока. | Подумайте, что объединяет наш эксперимент и следующий исторический факт из жизни Клеопатры «Она вынула из шкатулки одну из жемчужен и бросила ее в яблочный уксус. Потрясенные гости, наблюдали, как дорогая жемчужина медленно растворяется с выделением пузырьков бесцветного газа. Когда от нее не осталось и следа, Клеопатра подняла кубок, взболтала эликсир и выпила весь до последней капли» СаСО3+СН3СООН=( СН3СОО)2Са+ CO2+Н2О Получилась растворимая соль кальция, кальций укрепляет кости. | Записывают уравнения реакций в таблицу | Объяснять физиологическое действие соединений углерода на организм человека |
I.Рефлексивно-оценочный этап 1.Подведение итогов урока Рефлексия | Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся. | Какие секреты углерода вы открыли для себя на уроке? Через несколько уроков вы начнете изучать органическую химию, ее называют химией соединений углерода. Углерод – основа всей живой природы! Что помогло вам в приобретении новых знаний? (Исследование, эксперимент, групповая работа) Оцените свою работу с помощью индикаторных полосок. Все учащиеся, работающие у доски, получают оценки за урок. Домашнее задание: оформить в тетрадь таблицу по результатам сегодняшнего исследования. | Делают выводы по результатам урока Записывают домашнее задание в дневники | |