СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Кислоты"»

Технологическая карта урока по химии

ФИО (полностью): Анисимова Екатерина Александровна

Место работы: МОУ «Сосновский центр образования»

Должность: учитель химии

Предмет: химия

Класс: 8

Раздел и номер урока в разделе: «Соединения химических элементов» 4 урок

Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания, перечень используемых ЭОР: учебник: О. С. Габриелян. Химия 8 класс. М.: Дрофа

Тема

Кислоты

Тип урока

Изученя нового материала

Цель

  • сформировать представление у учащихся о классе кислоты,

  • познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Задачи

1. Образовательные: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки классификации кислот. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учению, осознания роли химического эксперимента как источника знаний, чувство ответственности.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, использующимися в повседневной жизни.


Планируемый результат

Предметные:

  • объяснять значение понятий: кислота;

  • применять понятийный аппарат;

  • знать разные типы кислот и их формул

МетапредметныеУУД:

Коммуникативные:

  • формирование навыков работы в группе,

  • взаимодействия с другими людьми,

  • умения ответить на поставленный вопрос;

  • умения слушать и слышать другого человека.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логические рассуждения и делать выводы;

  • анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Личностные УУД:

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению химии.


Основные понятия

кислоты;

кислотный остаток;

международная (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

индикатор.

Межпредметные связи

биология, математика, история, латинский язык.

Используемые технологии

1. Технологии системно-деятельного подхода

2. Технология проблемного обучения

3. Технология игрового обучения

4. Интерактивные технологии

5. Исследовательская деятельность

Виды деятельности

фронтальная, индивидуальная (работа с заданиями), групповая

Приемы и средства обучения:

использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Оборудование

на столах учащихся:

учебник, периодическая таблица, таблица растворимости, таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», набор химических реактивов (растворы соляной и лимоной кислот, индикаторы: лакмус, метиленовый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага (УИБ), набор химической посуды (пробирки, штатив, стеклянная палочка)

в классе: таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева, комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку.



Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6



1

Организационный момент



Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.



Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места




1 мин.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний

Давайте вспомним:

1. Какие классы неорганических соединений мы изучали на прошлых уроках?

2. Что объединяет оксиды?

3. Что отличает основания?

4. У вас на столах лежит карточка № 1. (Приложение 1)

Возьмите ее, подпишите и выполните задание.

Отвечают на вопросы:

Оксиды, основания


2 элемента; …О -2 - в конце формулы

Ме и «ОН»


Выполняют задание в карточке

6 мин

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.












3

Создание  

проблемной ситуации







Посмотрите на слайд, определите лишнее

А почему?

(Слайд 1)

Отвечают на вопрос:

H2SO4








Другой состав, еще не изучали


3 мин

Умение решать проблему







Мотивационно-целевой этап


Предлагает обучающимся посмотреть на слайд и ответить на поставленнй вопрос

(Слайд 2)

Затем предлагает отгадать ребус для определения темы урока:

(Слайд 3)

Предлагают варианты ответов на поставленный вопрос












Разгадывают ребус («Кислоты») и записывают тему урока.

4 мин


Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.



Теперь не трудно сформулировать цель урока: «Кислоты»

А теперь давайте наметим пути достижения цели урока:

Познакомиться с новым классом неорганических соединений - кислотами

Познакомимся с теоретическим материалом, используя учебник,


4

Открытие новых знаний


А) Изучение теоретического материала


Организация работы по изучению класса кислоты, помощию рабочего листа (приложение 2)

1. Давайте посмотрим на формулы кислот и сравним их:

(Слайд 4)

1) Простые или сложные вещества?

2) Что общего?

3) В чем отличие?

2. Давайте выведем общую формулу для класса кислот:


(Слайд 5)

3. Исходя из состава, давайте дадим определение классу кислот и запишем его

(Слайд 6)

4. Выясните, как будут называться эти кислоты, используя текст §21 стр. 119 , впишите название.

5.Используя материал пар. 21, табл. «Растворимости» и доп. источниками информации, давайте изучим классификацию кислот по определенным признакам.

Посмотрите на слайды и определите признак и типы кислот:




А) Слайд 7,8


Б) Слайд 9


В) Слайд 10



Г) Слайд 11


Обсуждение полученных результатов




Фронтально


Проводят сравнение







Дают ответы на вопросы:

1) Сложные

2) Атомы водорода

3) 2-й частью молекул, разное количество водорода, наличием кислорода


2. Выводят общую формулу. Сравнивают со слайдом.




Испраляют ошибки (при необходимости)


3. формулируют определение

записывают его





4. ФР

Отвечают по цепочке


5. Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной

деятельности.

Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде






А) Органические, неорганические;

Растворимые и нерастворимые






Б) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие









В) По основности: одно-, двух-,трехосновные.







Г) Стабильность (устойчивость): нестабильные!




13 мин

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.














М: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее;

умение переводить устную речь на язык знаковой системы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



Физ. пауза








Инструктаж по ТБ

(Слайд 12)


Правила ТБ при работе с кислотами

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.









Б) Лабораторный опыт

7. Исследуйте, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде
Работайте в парах по инструктивной карте в рабочих листах .


Обучающиеся выполняют эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»


Отчитываются по рядам

9 мин









Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.


Какой вывод можете сделать по результатам работы? (Слайд 13)



Какой индикатор можно брать для определения кислоты?


Кислоты одинаково изменяют окраску индикатора, т. к. имеют сходный состав.


Отвечают (лакмус)




8. О роли кислот в природе и жизни человека нам расскажет Оля с демонстрацией слайдов.
Прослушав его, сделайте вывод. Важны ли кислоты? Многие из вас любители газированных напитков. А что должны помнить с целью сохранения здоровья?

Ученица рассказывает сообщение «Кислоты в природе и в жизни человека».

Остальные слушают, делают вывод



5.

Закрепление изученного материала

В рабочем листе выполните задание 8.

Выполняют задание

4 мин


6





Подведение итогов деятельности





Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли?


Анализируют достижение цели.

Определяют свои достижения.

Подводят итоги



1 мин.


П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

7

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:

Выучить формулы и названия кислот

параграф 21, вопросы 1 – 2


По желанию

1)составить кроссворд по теме «Кислоты»

2)исследование « В каких продуктах содержатся кислоты»

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание

1 мин.


8












Рефлексия деятельности











Оцените работу на уроке :

класса

На уроке все (не все) работали: активно

свою

Материал урока мне был: понятен/ не понятен; полезен/ бесполезен; интересен/ скучен


; ;

Отлично Плохо Ничего

не понятно

Заключительная оценка учителем деятельности учащихся


Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

поднятием рук







1 мин.






Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Приложение 1.

Проверка пройденного материала.

1 вариант

2 вариант

ФИ_____________________ класс______

ФИ_____________________ класс______

Соотнесите формулы веществ с классом, к которому они относятся.

Соотнесите формулы веществ с классом, к которому они относятся


А) Оксиды 1)BaO

Б) Основания 2) LiOH

3) Mg(OH)2

4) CO2

5) NO

6) Cu(OH)2


1

2

3

4

5

6









А)) Оксиды 1) СO

Б) Основания 2) КOH

3) Са(OH)2

4) SiO2

5) N2O5

6) Al(OH)3


1

2

3

4

5

6










Приложение 2.

Рабочий лист

ФИ___________________________________________ класс________________ Дата_____________

Тема урока:



1 задание. Посмотрите на формулы кислот.

Дайте ответы на вопросы:

1) Кислоты - простые или сложные вещества?


2) Что общего в формулах кислот?


3) В чем отличие?




2 задание. Выведите общую формулу класса кислот:



3 задание. Запишите определение класса «Кислоты»

Кислоты - это





4 задание. Познакомьтесь с представителями класса «Кислоты». Используя материал учебника § 21 стр. 119 заполните таблицу, вписав названия кислот.

Формула кислоты

Название

HCl


HF


НNO3


НNO2


H2SO4


H2SO3


H2CO3


H2SiO3


H3РO4




5 задание. Изучение классификации кислот. Проведите анализ информации со слайдов определите признак , по которому отличаются кислоты и заполните схемы:

А)_______________________________________________________________________;

Б)



В)

Г) ____________________________________________________________________.



Правила ТБ при работе с кислотами

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.



6.









7. Лабораторная работа «Определение окраски индикаторов в кислой среде»

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Время работы – 5 минут.

Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, универсальная индикаторная бумага (УИБ), лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Проведение опыта и оформление результатов:

1) Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки универсальную индикаторную бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

2) В эту же пробирку с кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.

3) Во 2-ую пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

4) Во 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.

5) Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты

Окраска индикатора в лимонной кислоте

УИБ

Желтая



Лакмус

Желтая



Фенолфталеин

Бесцветная



Метилоранж

Оранжевая





Вывод: Независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет … ; а это означает, что все кислоты обладают … свойствами.

Утверждение:

1. Кислоты – сложные вещества.

2. В состав кислот входит атом металла.

3. В составе всех кислот есть катион водорода «Н+».

4. Все кислоты содержат атом кислорода.

5. В кислой среде фенолфталеин дает малиновое окрашивание.

6. Угольная кислота стабильная (устойчивая).

7. Индикатор для обнаружения кислот – лакмус.

8. Фосфорная кислота - двухосновная.

9. Кремниевая кислота – растворимая.

8. «Правда или ложь». Прочитайте утверждения о кислотах. Определите верно оно или нет. И поставте в ячейку с номером утверждения « +/- »:

1

2

3

4

5

6

7

8

9







9. Домашнее задание:

Всем: § 21, упр.1-2, выучить формулы и названия кислот

По желанию:1) составить кроссворд по теме «Кислоты»; 2) исследовательская работа «В каких продуктах содержатся кислоты»

10. Оцените результаты сегодняшнего урока, выберите подходящий смайл:

Отлично Плохо Ничего не понятно