2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель акцентирует внимание на изученных ранее классах химических соединений. Вопросы для обсуждения: - С какими классами химических соединений мы уже познакомились? - Какие соединения относятся к оксидам, кислотам, основаниям? Задание Распределите вещества, формулы которых приведены, на четыре группы: NaOH, CuO, CuSO4, P2O5, HCl, Ca(OH)2, H2SO4, H3PO4, K2O, Fe(OH)2, K3PO4, CaCO3 Фиксирует на доске с помощью учащихся. Обсуждает с учащимися выполненное задание. оксиды | кислоты | основания | ? | CuO P2O5 K2O | HCl H2SO4 H3PO4 | NaOH Ca(OH)2 Fe(OH)2 | CuSO4 K3PO4 CaCO3 | - Какие формулы соединений не распределили по группам? Почему? - Какой состав у этих веществ? - В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? - Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? - Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выясняют степень владения темой. - Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. - Кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков. - Основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-. Распределяют письменно формулы веществ по классам: оксиды, основания, кислоты, а в четвертой группе оказываются вещества, которые еще не изучали. Обсуждают выполненное задание в парах, а затем фронтально. Вариант деления по классам фиксируется на доске. - Они не подходят по определению ни к одному из изученных классов. - Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков. - Ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот. - Мы не знаем пока. Но видимо, можно. - Пока не можем дать им название. | Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать Регулятивные: определять главную проблему Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в паре, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности |
3. Постановка учебной задачи | Фиксирует на доске тему урока (в процессе работы тема будет дополнена) «… как производные кислот и оснований» Корректирует и фиксирует учебные задачи Узнать, как называется класс соединений, состоящий из ионов металлов и ионов кислотных остатков Выявить состав данных веществ Определить свойства данных веществ Узнать, какие вещества относятся к данному классу Научиться записывать формулы веществ | Выделяют проблему, предлагают тему урока. Предлагают варианты целеполагания. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. | Регулятивные: умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Составляет вместе с учащимися план выхода из затруднения. План: Определение, состав веществ Свойства веществ Составление их формул Номенклатура Классификация, их разнообразие | Планируют свою деятельность. Составляют план изучения солей. | Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения, составлять план решения проблемы Познавательные: строить алгоритм действия |
5. Решение учебной проблемы. Усвоение новых знаний | Организует работу в группах по рабочим листам (приложение 1). Организует фронтальное обсуждение выполненных заданий. Возвращаются к теме урока, вписывают недостающее слово: «Соли как производные кислот и оснований». Указывается название четвертого класса веществ. оксиды | кислоты | основания | соли | CuO P2O5 K2O | HCl H2SO4 H3PO4 | NaOH Ca(OH)2 Fe(OH)2 | CuSO4 K3PO4 CaCO3 | - Что общего у соли и основания? - Что объединяет соль и кислоту? - Как вы думаете, почему соли называют производными кислот и оснований? | Выполняют задания по рабочим листам в группах. Представители от групп представляют выполненную работу. Обсуждают, дополняют, корректируют. | Познавательные: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе познавательной деятельности Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач |
7. Воспроизведение полученных знаний | Организует самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону. Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей | Na | Ca | Al | Азотная кислота | | | | Серная кислота | | | | Фосфорная кислота | | | | Перед проверкой по эталону совместно с учащимися проговаривает критерии оценивания: без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» | Na | Ca | Al | Азотная кислота | NaNO3 | Ca(NO3)2 | Al(NO3)3 | Серная кислота | Na2SO4 | CaSO4 | Al2(SO4)3 | Фосфорная кислота | Na3PO4 | Ca3(PO4)2 | AlPO4 | Просит учащихся озвучить названия данных солей. | Выполняют работу самостоятельно. Самопроверка по эталону и самооценка по критериям. Озвучивают названия солей: нитрат натрия, сульфат натрия, фосфат натрия; нитрат кальция, сульфат кальция, фосфат кальция; нитрат алюминия, сульфат алюминия, фосфат алюминия. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности |
8. Рефлексия деятельности | Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает учащихся оценить собственную деятельность на уроке по листам самооценки (приложение 2). | Проговаривают цель урока. Анализируют, достигли ли цели. Заполняют листы самооценки деятельности на уроке. | Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата |