Краеведение. Дежец А.С.
Технологическая карта урока литературного краеведения Донбасса
Предмет: Литература
Класс:6
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Учитель: Дежец А.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 34 города Мариуполя»
Тема | Литература родного края. Литературные имена, прославившие наш край |
Цели | Образовательные: узнать о писателях родного края, их жизни и творческой деятельности, обзорно познакомить обучающихся с произведениями Развивающие: научить выделять основные направления в их творчестве, анализировать и синтезировать поставленные проблемы Воспитательные: способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю. Формировать УУД: Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация регулятивные УУД: оценка и прогнозирование коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. |
Планируемый результат | Личностные: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; Предметные: Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; Знать знаменитые места родного края, биографию и творчество писателя, новые литературоведческие понятия. Уметь находить и использовать антитезу, принимать решения и анализировать предложенные ситуации. |
Основные понятия | Родной край, «малая» родина |
Межпредметные связи | Русский язык, история |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Тексты произведений Средства ИКТ: проектор |
Организация пространства | Групповая работа |
Технология проведения | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: мотивировать обучающихся на открытие нового знания | Настроиться на урок с помощью видеоролика | Мотивационный видеоролик «Мой родной город самый лучший на земле!» | Просмотр видеоролика | Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта | Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателей, которые жили и работали в Донецке, писали о нём. | Актуализация знаний Формулируют тему, цели и задачи | Вступительное слово учителя о Родине и Отечестве, “малой” родине Беседа: Назовите писателей Донбасса писателей - Кого поэтов вы знаете? Читали? | Ответить на поставленные вопросы | Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования |
III. Изучение нового (15 мин) Цель: - ознакомить учащихся с творчеством Евгения Крюкова - отрабатывать устную монологическую речь и аналитические способности. | Групповая работа | Защита компьютерных презентаций Выступление 1 группы - Жизнь Евгения Крюкова в иллюстрациях Выступление 2 группы - Творчество Евгения Крюкова в фотографиях Эксперты делают выводы, что примечательного в жизни поэта можно отметить? Выступление 3 группы - Направления творчества Е.Крюкова Эксперты делают выводы о том, какие направления в творчестве писателей были приоритетными и почему? Чтецы читают понравившиеся произведения поэтов (выразительное чтение) | Работа в группах, ответы на вопрос учителя Чтопримечательно можно отметить в жизни поэта? Какие направления в творчестве писателя были приоритетными и почему? | Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
IV. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение работать с пройденным материалом самостоятельно, развивать творческие навыки | Осмысление заданного, отображение мыслей на письме; формулировка вопросов по теме. | Направить учащихся на творческую реализацию своих способностей на основе пройденного путем создания устного высказывания на тему «Литературные имена карте Донецка» | Фиксация домашнего задания | Умение осознанно и произвольно строить высказывания, - умение структурировать знания. | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: - создать ситуацию успеха всем обучающимся, понять реакцию учащихся на пройденный урок. | Осознать свои чувства и отношение к изученному материалу. Учащиеся отвечают на вопросы закрепляющего теста «Я узнал о моем земляке» | провести тест «Я узнал о моем земляке» | коллективные ответы на вопросы с последующей проверкой правильности | Закрепление знаний и умений. | Регулятивные - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Cценарий литературного вечера, посвященного писателям – фронтовикам Донецкого края
Дежец А.С, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 34 города Мариуполя»
Перебирая наши даты, я обращаюсь к тем ребятам…
Цель мероприятия:
Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством поэтов в предвоенное и военное время (1941-1945гг.);
Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
Формировать мировоззренческую компетенцию.
Задачи:
Познакомить с биографией и поэзией поэтов - земляков, фронтовиков Великой Отечественной войны;
Совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память, поисковую компетенцию;
Пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.
Методы: перцептивные, информационно-коммуникативные
Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов-фронтовиков, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, рисунки учеников о войне, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, видеоматериалы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
СЛАЙД 1
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Булата Окуджавы в исполнении Нина Ургант «Нам нужна одна победа»
Учитель: Ребята, сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира. Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых писателей и поэтов и их стихами.
77-лет Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.
1 ВЕДУЩИЙ
Молодым поэтам 40-х, павшим на фронтах Великой Отечественной, посвящаем…
Слайд 2
2 ВЕДУЩИЙ:
Великая Отечественная война в корне изменила нашу жизнь. Но именно в это тяжкое и скорбное время донбасские летописцы внесли свою наиболее весомую лепту в дело разгрома ненавистного врага. Многие из них ушли из жизни
ВЕДУЩИЕ ПО ОЧЕРЕДИ НАЗЫВАЮТ ФАМИЛИИ: Смертью храбрых пал на поле боя талантливый украинский поэт капитан Кость Герасименко, при освобождении Белоруссии погиб русский поэт - пулеметчик Юрий Черкасский, не вернулся из-под осажденного Николаева прозаик гвардии лейтенант Демьян Семенов, погиб украинский поэт, бывший сотрудник газеты «Макеевский рабочий» Дмитрий Надеин, навеки остался на днепровском прибрежье молодой горловский поэт сержант-минометчик Борис Котов. Правительство посмертно удостоило его высокого звания Героя Советского Союза.
3 ВЕДУЩИЙ
Непохожие внешне, имеющие разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви к родной земле:
Я шел в атаку, шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.
4 ВЕДУЩИЙ
В оккупированном Донбассе распространялись также патриотические стихотворения известного горловского поэта-шахтера Павла Беспощадного. Тяжело больной, он из далеко Такджикистана передал плененному, но не сдававшемуся родному краю клятву борьбы и победы:
Донбасс никто не ставил на колени, И никому поставить не дано!
ДОНБАССУ ЖИТЬ!
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
СЛАЙД 4
ЗВУЧИТ песня А. Богословского в исполнении Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну»
5 ВЕДУЩИЙ
Они жили в непростое время – накануне страшной и долгой войны. Наверное, этим можно объяснить их особое отношение к жизни, любви, тишине и поэзии
Великая Сталинградская битва стала поворотным пунктом в истории Великой Отечественной войны. Вместе с передовыми отрядами действующей армии в Донбасс возвращаются и писатели-фронтовики.
Еще не закончилась война, а в Донбассе ключом начинает бить литературная жизнь. Первой ласточкой в деле творческого возрождения явилась небольшая книжечка новелл П. Байдебуры «Земля донецька» (Киев,1944 г.).
Затем последовал сборник стихотворений П. Беспощадного «Избранное», опубликованный в марте 1945 года в Луганске. Инициатором его издания был главный редактор «Луганской правды» Михаил Куртынин. Создается литературное объединение. В нем активное участие принимали Павел Беспощадный, возвратившийся из армии майор украинский поэт Николай Упеник, молодой журналист Тарас Рыбас, старший лейтенант-фронтовик Степан Бугорков .
6 ВЕДУЩИЙ
Вместе с тем молодые поэты осознавали незаурядность своей судьбы, ее трагическое единение с судьбой Родины.
В 1944 году возрождается Донецкая организация Союза писателей Украины во главе с Павлом Байдебурой и Андреем Клоччей, вокруг которой сплотились известные и молодые литераторы. А уже через год в Донецке был издан первый коллективный сборник — «Стихи о Донбассе». В нем выступили В. Сосюра, П. Беспощадный, М. Фролов, В.Соколов, В. Горяинов, В. Радевич и другие поэты. Еще через год в Донецке начинает выходить из печати альманах «Литературный Донбасс» — преемник довоенного одноименного журнала, в свое время также принявшего творческую эстафету «Забоя». В первом номере «Литературного Донбасса» (1946 г.) выступили Ю. Черкасский (посмертно), А. Пидсуха, Л. Черкашина, М. Ледянко, П. Чебалин, А. Клоччя и другие авторы, которые уже были представлены ранее — в сборнике «Стихи о Донбассе» и альманахе «Донецкие огни».
1 ВЕДУЩИЙ
Романтики, да, они были романтиками, потому что молодости свойственно увлеченно жить и чувствовать. Некнижность войны с фашизмом им пришлось постигать в суровых буднях, вытаскивая собственные ноги и пушки из грязи, спешно бинтуя раны товарищей, замерзая в снежном поле, бросая своё непослушное тело из окопа на кинжальный огонь автоматов врага.
СЛАЙД 5
2 ВЕДУЩИЙ
БОРИС КОТОВ
Борис Александрович Котов родился в 1909 году в селе Пахотный Угол, Тамбовской области. Его отец - народный учитель. Окончив школу второй ступени, Б. Котов работал в селе Сторожевские Хутора секретарем сельсовета и преподавал на курсах по ликвидации неграмотности. В 1931 году переехал в Ново-Горловку и поступил на шахту.
Первые стихи Б.Котова были напечатаны в 1928 году в районной газете. В дальнейшем его стихи публиковались в газетах "Кочегарка", "Социалистический Донбасс", в альманахе "Литературный Донбасс", в коллективных сборниках "Сдаем пробу", "Комбайн", "На-гора". Весной 1942 года Борис Котов ушел в армию и стал минометчиком в одной из стрелковых частей. 29 сентября 1943 года он погиб в бою на днепровском плацдарме. Указом Президиума Верховного Совета СССР сержанту Борису Александровичу Котову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
СЛАЙД 6
3 ВЕДУЩИЙ
* * *
В полночь холодно, в полдень жарко.
Ветер хочет всю пыль смести.
Остается рабочий Харьков
Вехой, пройденной на пути.
Войны слева и войны справа.
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.
Плач старухи и крик девчурки
На развалинах изб стоит,
Я завидую нынче Шурке,
Что в Донбассе ведет бои. (БОРИС КОТОВ)
4 ВЕДУЩИЙ
Павел Беспощадный
ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли...
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли,
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу, обниму.
Я прильну к родным криницам
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам. Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: труд ваш честен!
Больше слова не скажу.
СЛАЙД 7
5 ВЕДУЩИЙ
Ах, как всем им хотелось победы, хотелось жить, взять в руки книжки своих стихов, но война безжалостно вырывала из жизни одного за другим.
1215 писателей ушли на фронт, 417 из них погибли.
У поэтов, писателей Донбасса много общего. Молодость. Страсть к поэзии. Донбасс. Война – вот что объединяет их. Но голос у каждого свой, неповторимый.
СЛАЙД 8
Звучит песня «Журавли»
1 ВЕДУЩИЙ
Поэт-фронтовик К. Симонов после войны сказал: « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если б не выстоял наш народ тогда». А поэт Александр Твардовский считал, что нерасторжимая нить связывает выживших солдат и павших и порвать её никто никогда не сможет.
2 ВЕДУЩИЙ
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41 шли в солдаты
И в гуманисты в 45…
Я обращаюсь вновь к потерям:
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая. Я сам теперь
от них завишу, того порою не желая…
СЛАЙД 9
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Офицеры» Музыка: Рафаил Хозак. Слова: Евгений Агранович 1971г. Исполняет: Владимир Златоустовский
ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)
Память…Она жива. Жива в искусстве в целом и в литературе в частности.
Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье .
СЛАЙД 10
ЗВУЧИТ песня Трофимова « Кем мы были для Отчизны»
ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)
Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное , как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.
Давайте будем помнить воевавших и погибших, защищавших нашу родину доблестных защитников. Писатели-фронтовики оставили нам великое наследие - свои произведения о войне. Будем достойными потомками их памяти!
СЛАЙД 11
Список использованных источников:
http://www.otvoyna.ru/pesni.htm
кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
www.pobediteli.ru/
http://www.edinros.ural.ru/
http://www.pressa.tm.md/
А. Широков. За Родину.
http://sovietart.narod.ru/
http://rcio.pnzgu.ru/personal/