СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Краеведение Донбасса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература родного края. Литературные имена, прославившие Донбасс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Краеведение Донбасса.»


Краеведение. Дежец А.С.


  1. Технологическая карта урока литературного краеведения Донбасса


Предмет: Литература

Класс:6

Тип урока: урок «открытия» новых  знаний

Учитель: Дежец А.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 34 города Мариуполя»


Тема

Литература родного края. Литературные имена, прославившие наш край 

Цели

 

Образовательные: узнать о писателях родного края, их жизни и творческой деятельности, обзорно познакомить обучающихся с произведениями

Развивающие: научить выделять основные направления в их творчестве, анализировать и синтезировать поставленные проблемы

Воспитательные: способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю.

Формировать УУД:

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация 

регулятивные УУД: оценка и прогнозирование

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Планируемый результат

Личностные: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

Предметные: Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Знать знаменитые места родного края, биографию и творчество писателя, новые литературоведческие понятия.

Уметь находить и использовать антитезу, принимать решения и анализировать предложенные ситуации. 

Основные понятия

 Родной край, «малая» родина

Межпредметные связи

 Русский язык, история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

 Тексты произведений

Средства ИКТ: проектор

Организация пространства

Групповая работа



Технология проведения

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: мотивировать обучающихся на открытие нового знания

Настроиться на урок с помощью видеоролика

Мотивационный видеоролик «Мой родной город самый лучший на земле!»

Просмотр видеоролика

Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателей, которые жили и работали в Донецке, писали о нём.

 

 Актуализация знаний 

Формулируют тему, цели и задачи 

 Вступительное слово учителя о Родине и Отечестве, “малой” родине

Беседа: Назовите писателей Донбасса писателей

- Кого поэтов вы знаете? Читали?


Ответить на поставленные вопросы 

Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

Логические:

- анализ, сравнение, синтез. 

Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования 

III. Изучение нового

 (15 мин)

Цель:

- ознакомить учащихся с творчеством Евгения Крюкова - отрабатывать устную монологическую речь и аналитические способности.


 

 


Групповая работа  

Защита компьютерных презентаций 

Выступление 1 группы

- Жизнь Евгения Крюкова в иллюстрациях

Выступление 2 группы

- Творчество Евгения Крюкова в фотографиях

Эксперты делают выводы, что примечательного в жизни поэта можно отметить?

Выступление 3 группы

- Направления творчества Е.Крюкова

Эксперты делают выводы о том, какие направления в творчестве писателей были приоритетными и почему?

Чтецы читают понравившиеся произведения поэтов (выразительное чтение)

Работа в группах, ответы на вопрос учителя 

Чтопримечательно можно отметить в жизни поэта?

Какие направления в творчестве писателя были приоритетными и почему?

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование

 Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 

IV. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение работать с пройденным материалом самостоятельно, развивать творческие навыки

Осмысление заданного, отображение мыслей на письме; формулировка вопросов по теме.

 

Направить учащихся на творческую реализацию своих способностей на основе пройденного путем создания устного высказывания на тему «Литературные имена карте Донецка»

Фиксация домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить высказывания, - умение структурировать знания.

Регулятивные:  контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: 

- создать ситуацию успеха всем обучающимся, понять реакцию учащихся на пройденный урок.

Осознать свои чувства и отношение к изученному материалу.  

Учащиеся отвечают на вопросы закрепляющего теста «Я узнал о моем земляке»


провести тест «Я узнал о моем земляке»



коллективные ответы на вопросы с последующей проверкой правильности

Закрепление знаний и умений.

Регулятивные

- волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности



  1. Cценарий литературного вечера, посвященного писателям – фронтовикам Донецкого края



Дежец А.С, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 34 города Мариуполя»

Перебирая наши даты, я обращаюсь к тем ребятам…

Цель мероприятия:

  1. Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством поэтов в предвоенное и военное время (1941-1945гг.);

  2. Развивать коммуникативную и речевую компетенции;

  3. Формировать мировоззренческую компетенцию.

Задачи:

  1. Познакомить с биографией и поэзией поэтов - земляков, фронтовиков Великой Отечественной войны;

  2. Совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память, поисковую компетенцию;

  3. Пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.

Методы: перцептивные, информационно-коммуникативные

 Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов-фронтовиков, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, рисунки учеников о войне, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, видеоматериалы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

 ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Булата Окуджавы в исполнении Нина Ургант «Нам нужна одна победа»

Учитель: Ребята, сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира.   Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых писателей и поэтов и их стихами.

77-лет Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.

1 ВЕДУЩИЙ

Молодым поэтам 40-х, павшим на фронтах Великой Отечественной, посвящаем…

Слайд 2

2 ВЕДУЩИЙ:

Великая Отечественная война в корне изменила нашу жизнь. Но именно в это тяжкое и скорбное время донбасские летописцы внесли свою наиболее весомую лепту в дело разгрома ненавистного врага. Многие из них ушли из жизни

ВЕДУЩИЕ ПО ОЧЕРЕДИ НАЗЫВАЮТ ФАМИЛИИ: Смертью храбрых пал на поле боя талантливый украинский поэт капитан Кость Герасименко, при освобождении Белоруссии погиб русский поэт - пулеметчик Юрий Черкасский, не вернулся из-под осажденного Николаева прозаик гвардии лейтенант Демьян Семенов, погиб украинский поэт, бывший сотрудник газеты «Макеевский рабочий» Дмитрий Надеин, навеки остался на днепровском прибрежье молодой горловский поэт сержант-минометчик Борис Котов. Правительство посмертно удостоило его высокого звания Героя Советского Союза.

3 ВЕДУЩИЙ

Непохожие внешне, имеющие разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви  к родной земле:

Я шел в атаку, шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали,

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

4 ВЕДУЩИЙ

В оккупированном Донбассе распространялись также патриотические стихотворения известного горловского поэта-шахтера Павла Беспощадного. Тяжело больной, он из далеко Такджикистана передал плененному, но не сдававшемуся родному краю клятву борьбы и победы:

Донбасс никто не ставил на колени,  И никому поставить не дано!

ДОНБАССУ ЖИТЬ!

Пока в груди шахтерской сердце живо

И в сердце кровь сыновняя тепла,

Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,

Варила сталь и в глубь ствола вела,

Клепала клети, и вздымала зданья,

И на лесах большого созиданья

Примером высшей доблести была.

Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбы благовест стальной:

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!

СЛАЙД 4 

ЗВУЧИТ песня А. Богословского в исполнении Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну»

5  ВЕДУЩИЙ

Они жили в непростое время – накануне страшной и долгой войны. Наверное, этим можно объяснить их особое отношение к жизни, любви, тишине и поэзии

Великая Сталинградская битва стала поворотным пунктом в истории Великой Отечественной войны. Вместе с передовыми отрядами действующей армии в Донбасс возвращаются и писатели-фронтовики.

Еще не закончилась война, а в Донбассе ключом начинает бить литературная жизнь. Первой ласточкой в деле творческого возрождения явилась небольшая книжечка новелл П. Байдебуры «Земля донецька» (Киев,1944 г.).

Затем последовал сборник стихотворений П. Беспощадного «Избранное», опубликованный в марте 1945 года в Луганске. Инициатором его издания был главный редактор «Луганской правды» Михаил Куртынин. Создается литературное объединение. В нем активное участие принимали Павел Беспощадный, возвратившийся из армии майор украинский поэт Николай Упеник, молодой журналист Тарас Рыбас, старший лейтенант-фронтовик Степан Бугорков .

6  ВЕДУЩИЙ

Вместе с тем молодые поэты осознавали незаурядность своей судьбы, ее трагическое единение с судьбой Родины.

В 1944 году возрождается Донецкая организация Союза писателей Украины во главе с Павлом Байдебурой и Андреем Клоччей, вокруг которой сплотились известные и молодые литераторы. А уже через год в Донецке был издан первый коллективный сборник — «Стихи о Донбассе». В нем выступили В. Сосюра, П. Беспощадный, М. Фролов, В.Соколов, В. Горяинов, В. Радевич и другие поэты. Еще через год в Донецке начинает выходить из печати альманах «Литературный Донбасс» — преемник довоенного одноименного журнала, в свое время также принявшего творческую эстафету «Забоя». В первом номере «Литературного Донбасса» (1946 г.) выступили Ю. Черкасский (посмертно), А. Пидсуха, Л. Черкашина, М. Ледянко, П. Чебалин, А. Клоччя и другие авторы, которые уже были представлены ранее — в сборнике «Стихи о Донбассе» и альманахе «Донецкие огни».

1 ВЕДУЩИЙ

Романтики, да, они были романтиками, потому что молодости свойственно увлеченно жить и чувствовать. Некнижность войны с фашизмом им пришлось постигать в суровых буднях, вытаскивая собственные ноги и пушки из грязи, спешно бинтуя раны товарищей, замерзая в снежном поле, бросая своё непослушное тело из окопа на кинжальный огонь автоматов врага.

  • Кем же были эти удивительные люди?

  • Давайте ближе познакомимся с ними.

СЛАЙД 5

2 ВЕДУЩИЙ

БОРИС КОТОВ

Борис Александрович Котов родился в 1909 году в селе Пахотный Угол, Тамбовской области. Его отец - народный учитель. Окончив школу второй ступени, Б. Котов работал в селе Сторожевские Хутора секретарем сельсовета и преподавал на курсах по ликвидации неграмотности. В 1931 году переехал в Ново-Горловку и поступил на шахту.

Первые стихи Б.Котова были напечатаны в 1928 году в районной газете. В дальнейшем его стихи публиковались в газетах "Кочегарка", "Социалистический Донбасс", в альманахе "Литературный Донбасс", в коллективных сборниках "Сдаем пробу", "Комбайн", "На-гора". Весной 1942 года Борис Котов ушел в армию и стал минометчиком в одной из стрелковых частей. 29 сентября 1943 года он погиб в бою на днепровском плацдарме. Указом Президиума Верховного Совета СССР сержанту Борису Александровичу Котову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

СЛАЙД 6     

3 ВЕДУЩИЙ

* * *

В полночь холодно, в полдень жарко.

Ветер хочет всю пыль смести.

Остается рабочий Харьков

Вехой, пройденной на пути.

Войны слева и войны справа.

В центре - смертная карусель.

И задумчивая Полтава

Перед нами лежит, как цель.

Плач старухи и крик девчурки

На развалинах изб стоит,

Я завидую нынче Шурке,

Что в Донбассе ведет бои. (БОРИС КОТОВ)

4 ВЕДУЩИЙ

Павел Беспощадный

ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ

Степь донецкая без края,

Чебрецы да ковыли...

Я люблю тебя, родная,

И в тюльпанах, и в пыли,

И в снегу акаций пряных,

И в сиреневом дыму,

И в монистах колчеданных,

Как подругу, обниму.

Я прильну к родным криницам

Чудодейственным ключам,

Чтоб шахтеркам смуглолицым

Сладко пелось по ночам. Я из сердца выну песню,

Им на сердце положу.

Я скажу им: труд ваш честен!

Больше слова не скажу.

СЛАЙД 7

5 ВЕДУЩИЙ

Ах, как всем им хотелось победы, хотелось жить, взять в руки книжки своих стихов, но война безжалостно вырывала из жизни одного за другим.

 1215 писателей ушли на фронт, 417 из них погибли.

 У поэтов, писателей Донбасса много общего. Молодость. Страсть к поэзии.  Донбасс. Война – вот что объединяет их. Но голос у каждого свой, неповторимый.

СЛАЙД 8

Звучит песня «Журавли» 

1 ВЕДУЩИЙ

Поэт-фронтовик К. Симонов  после войны сказал: « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость.  Мир  был бы  другим, если б не выстоял наш народ тогда». А поэт Александр Твардовский считал, что нерасторжимая нить связывает выживших солдат и павших и порвать её никто никогда не сможет.

2 ВЕДУЩИЙ

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в 41 шли в солдаты

И в гуманисты в 45…

Я обращаюсь вновь к потерям:

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая. Я сам теперь

 от них завишу, того порою не желая…

СЛАЙД  9

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ  «Офицеры» Музыка: Рафаил Хозак. Слова: Евгений Агранович 1971г. Исполняет: Владимир Златоустовский

ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)

Память…Она жива. Жива в искусстве в целом и в литературе в частности.

Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье .

СЛАЙД  10

ЗВУЧИТ песня Трофимова  « Кем мы были для Отчизны»

ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное , как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.

Давайте будем помнить воевавших и погибших, защищавших нашу родину доблестных защитников. Писатели-фронтовики оставили нам великое наследие - свои произведения о войне. Будем достойными потомками их памяти!

СЛАЙД 11 

Список использованных источников:

  1. http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

  2. кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

  3. www.pobediteli.ru/

  4. http://www.edinros.ural.ru/

  5. http://www.pressa.tm.md/

  6. А. Широков. За Родину.

  7. http://sovietart.narod.ru/

  8. http://rcio.pnzgu.ru/personal/