СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю. Фразеологизмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация образовательного пространства, способствующего осознанию основных понятий фразеологии, особенностей функционирования фразеологических единиц, обеспечивающего формирование языковой и лингвистической компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю. Фразеологизмы.»

Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю.


Предмет____русский язык___________класс__6_


Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе), например, 1 урок из 3

Фразеологизмы

1 урок из 3 в главе «Лексика. Культура речи»; 1 урок по теме "Фразеологизмы"

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок «открытия» новых знаний

Форма урока: учебный и трудовой практикум.

Форма учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.

Методы обучения: работа в паре, группе.

Цель урока

Задачи урока


организация образовательного пространства, способствующего осознанию основных понятий фразеологии, особенностей функционирования фразеологических единиц, обеспечивающего формирование языковой и лингвистической компетенций.



Образовательные:

сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Развивающие:

способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников.

Воспитывающие:

способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.


Предметный результат

Компетенции / УУД

- знать: о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

уметь: формировать умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.


Познавательные УУД:

- уметь находить фразеологизмы в тексте, отличать от свободных сочетаний слов, употреблять их в речи;

- представлять информацию в виде схемы, таблицы.

- закреплять умение контролировать свою деятельность, самостоятельно и в группе выполнять задания;

Регулятивные УУД:

- ставить цели, принимать учебную задачу, понимать ее;

- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя;

- планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

- оценивать свои достижения на уроке с помощью критериев оценивания.

Коммуникативные УУД:

- представлять результат своей деятельности и деятельности группы в устной или письменной форме;

- формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);

- формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

Личностные УУД:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

-формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивать результат своей работы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Педагогические технологии

Оборудование

критериальной оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

  1. Компьютер, проектор, экран, презентация, лист самооценки.

  2. Русский язык 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др. – М.: Просвещение, 2012г.


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

I. Организационный момент – время (3 мин)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на работу на уроке, организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом, создаёт условия для включения обучающихся в учебный процесс

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу в классе.


Коммуникативные УУД

- планирование учебного

сотрудничества с учителеми и сверстниками

Регулятивные УУД

-организация своей учебной деятельности

-настраивать себя на продуктивную работу

-формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, оценочные листы;

Личностные УУД

-мотивация учения

Приём: эмоциональное

вхождение в урок.

Отметьте в листе самооценки ваше настроение на начало урока: выберите букву под смайликом и запишите в лист самооценки.

А Б В Г Д Е Ж



-оценка эмоционального состояния

-самооценка готовности к уроку;

- отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку.













II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – время (7 мин)


- создает условия для формулирования темы, целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

- проводит опрос учащихся по пройденному материалу.


- формулируют цель урока;

- записывают тему и цель урока в оценочный лист.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно

строить речевое

высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками по целям урока;

- развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.

Регулятивные УУД

- определять цель урока

-формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, используя оценочные листы.

Личностные УУД

- самоопределение к деятельности;

- понимать связь между целью деятельности и ее результатом.


Приём: проблемная ситуация.

У-ль: Ребята, мне в руки попался текст, который показался мне странным и своеобразным. Я его прочту, а вы, послушав его, согласитесь ли со мной?

1. Найти все фразеологизмы

От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Вдруг впереди ветки затрещали. Мы подумали, что это медведь. Пора брать ноги в руки. Вдруг из – за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят, у страха глаза велики.

Понятен ли вам текст?

Нет.

Почему?

Нам кажется, что некоторые фразы надо разъяснить.

Верно. Чтобы разобраться, нам необходимо понять, какие фразы должны быть на месте выделенных сочетаний слов, как они называются. Для этого нужно определить тему урока, определить цель и задачи нашего занятия. Определить тему нам помогут ответы на вопросы повторения, начальные буквы ответов определят нашу тему урока. Приложение 1

Тема урока определена. Фразеологизмы

-Определим цели и задачи урока.

Что мы должны знать? Как достичь результата?

Цели:

Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

Задачи:

1. уметь находить фразеологизмы в речи, давать им лексическое толкование;

2. усвоить структуру фразеологизмов.

3. как образуются фразеологизмы. Источники фразеологизмов;

4.уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.


- записаны в оценочном листе тема и цели урока.

Задачи записываются на доске.

III. Актуализация знаний – время (5 мин)

- организует работу по редактированию текста; толкованию фразеологизмов.



- отвечают на вопросы учителя;

- актуализируют способы действия, фиксируют затруднение;

- демонстрируют знания, умения по теме;

- определяют уровень работы на данном этапе, заполнив оценочный лист


Познавательные УУД:

- закреплять информацию в виде редактирования текста;

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

монологическое высказывание; развивать

умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.

Регулятивные УУД

- формировать умение

оценивать свою работу на

уроке на разных этапах,

использовать оценочные

листы;

- выполнять самостоятельно задания в предложенных условиях;

Личностные УУД

- понимать причины

успешного выполнения задания;

-ценностное отношение к умению работать в паре

Работа с текстом.

Индивидуальная.

Найти все фразеологизмы, объяснить значения, привести свои примеры.

(Раздаточный материал) Приложение 2


- фронтальный опрос

- оценочное суждение, коррекция

ответов учащихся

- отмечают в оценочном листе свою активность включения в работу на данном этапе

IV. Обобщение и систематизация знаний – 10 мин

- организовывает работу в парах и группах


- выполняют задание, работают в парах или группах, готовят ответ на поставленные вопросы, представляют результат;

выявляют и проговаривают причины затруднений при

выполнении

задания; определяют уровень работы на данном этапе, заполнив оценочный лист.



Познавательные УУД:

- систематизировать

материал, полученный на предыдущих уроках:

- понимать содержание заданий, интерпретировать смысл;

- использовать информационные средства

при затруднении (фразеологический словарь, тетрадь - справочник);

-закреплять умение контролировать свою деятельность и в группе, выполнять задание.

Коммуникативные УУД

- представлять результат своей деятельности и деятельности группы;

- формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

- развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.

Регулятивные УУД

- планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, используя оценочные листы.

Личностные УУД

- ценностное отношение к умению работать с информационными источниками;

- формировать положительную мотивацию к обучению через осознание ценности совместной деятельности.

Работа в парах, взаимоконтроль. Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Приложение 3.

Объяснить значения фразеологизмов.

  1. Фразеологизм «рукой подать» значит «очень близко», «рядом», «на расстоянии вытянутой руки». Его можно воспринимать почти как производный предлог – настолько «стёрся» изначальный смысл, связанный с рукой как указателем и единицей меры.

  2. Фразеологизм "ноги в руки брать» означает "спешить", "торопиться". Подразумевается необходимость немедленно отправляться куда -л.

  3. Фразеологизм «след простыл» (чей-либо)кто-либо исчез, сбежал, бесследно скрылся. Происхождение оборота связано с охотой. Горячий, или свежий, след на языке охотников – след, оставленный недавно и еще сохраняющий запах животного. Если след простыл, т. е. утратил запах животного, охотничьей собаке весьма трудно обнаружить зверя.

  4. "У страха глаза велики" так говорят, когда что-то мерещится, еще ничего непонятно, но человеческое сознание уже раздувает в своем воображение нечто до неразумных размеров.

Учащиеся получают взаимооценивающие листы.

Приложение 4.









работа в паре, самоконтроль, самооценка;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

- оценка/ самооценка действий по достижению планируемых результатов - отмечают в оценочном листе свою степень работы в паре, группе

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 10 мин

Следующим заданием нужно закрепить теоретические знания на практике. И вот здесь уместно выполнить задание 14 из ВПР.


Осуществляют самопроверку, взаимопроверку, сравнивая с ключом.


Познавательные УУД:

- понимать содержание заданий, интерпретировать смысл;

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД

- формировать умение адекватно оценивать работу других учеников.

Регулятивные УУД

- самостоятельно выполнять предложенные задания

- закреплять умение осуществлять взаимный контроль.

- формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, используя оценочные листы.

Личностные УУД

- оценивать результат своей работы.

Учащиеся должны объяснить и записать значение фразеологизма. Используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление фразеологизма.

Включить фразеологизм в одно из предложений. Критерий уже разработаны, они переносятся в оценочный лист. Учащиеся расставляют баллы и ставят себе оценку за это задание.

Приложение 5.

- выполнение задания;

-взаимоконтроль;

-взаимооценка;

-рефлексия деятельности;

- отмечают в оценочном листе свой уровень выполнения работы

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 5 мин

- создает условия для

рефлексии учебной

деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

- обеспечивает понимание

учащимися

цели содержания и способов выполнения.


Проводят самооценку

своей деятельности,

успешности на уроке

Познавательные УУД:

- систематизировать, анализировать, сопоставлять, обобщать и интерпретировать полученную информацию.

Коммуникативные УУД

- формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

-использовать речь для регуляции действий (задавать вопросы, уточнять, конкретизировать).

Регулятивные УУД

- формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, используя оценочные листы;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Личностные УУД

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Ответить на вопросы:

  1. Какова была тема урока?

  2. Достигли ли

поставленных целей?

  1. Каким

способом достигли цели урока?

  1. На каких этапах урока

возникали затруднения и в чём они выражались?

  1. Отметьте

ваше настроение в конце нашего урока.

А Б В Г Д Е Ж


- отмечают в оценочном листе уровень своей деятельности на уроке, эмоциональное состояние



Приложение 1.


Вопросы

Ответы

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются

звуки.

2. Способность говорить, говорение.

3. Совокупность букв, расположенных в

определённой последовательности.

4. Основная единица языка.

5. Синоним к слову непоседа.

6. Изменяемая значимая часть слова, образующая

форму слова.

7. Словарный состав языка.

8. Часть изменяемого слова без окончания.

9. Часть речи, обозначающая действие или

состояние предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

10. Повышение или понижение тона голоса при

произношении.

11. Знак препинания между однородными членами

предложения.

12. Речь, обращённая к самому себе.

13. Буква алфавита, стоящая между ъ и ь знаками.


Фонетика


Речь

Алфавит


Звук

Егоза

Окончание

Лексика

Основа

Глагол

Интонация

Запятая

Монолог

Ы





Приложение 2.


1. Найти все фразеологизмы

От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Вдруг впереди ветки затрещали. Мы подумали, что это медведь. Пора брать ноги в руки. Вдруг из – за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят, у страха глаза велики.


Ребята получают оценочный лист.


Оценочный лист на тему «Фразеологизмы»

ФИ _______________________ Класс ------------------


Критерии

Баллы

Оценка уч-ся

нашёл

4 фразеологизма

3 фразеологизма

2 фразеологизма

1 фразеологизм

не нашёл


4

3

2

1

0


объяснил

4 значения

3 значения

2 значения

1 значение

не объяснил



4

3

2

1

0


привёл

4 примера

3 примера

2 примера

1 пример

не привел



4

3

2

1

0



Баллы переводятся в оценку и заносятся в оценочный лист. Учитель ставит оценку в оценочный лист за всю работу.

Уровни выполнения работы

ФИ _______________________ Класс ------------------

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий


баллов

11-12

9-10

6-8

2-5





Приложение 3



Теоретический материал для самостоятельного изучения

И. С. Тургенев назвал русский язык «великим и могучим».

В нашем языке есть не только слова, с помощью которых можно описать происходящее, но и словосочетания, смысл которых в целом не равен смыслу отдельно взятых из него слов.

Такие словосочетания называются фразеологизмами. Например, делать из мухи слона, сесть в лужу, водить за нос, как с гуся вода и т. п. Эти устойчивые словосочетания употребляются только в переносном значении и этим похожи на метафоры.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология.

Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать, сесть в лужу – оказаться в неприятной ситуации, водить за нос – обманывать, как с гуся вода – всё безразлично.

Фразеологизмы трудно перевести на другой язык. Например, попробуйте перевести на английский язык словосочетание медвежья услуга. «Какой-то медведь оказывает какие-то услуги»? Вероятно, речь идёт о дрессированном медведе? Но мы-то прекрасно понимаем этот фразеологизм, который означает «помочь так, что стало ещё хуже».

То же самое можно сказать и о других выражениях: тёртый калач – опытный человек, которого не обманешь; набрать в рот воды – молчать; перемывать косточки – сплетничать; обвести вокруг пальца – обмануть.

А как вы переведёте иностранцу словосочетания:

С гулькин нос; куда глаза глядят; стреляный воробей.

А в то же время мы, носители русского языка, сразу поймём, о чём идёт речь.

С гулькин нос – очень мало; куда глаза глядят – идти наобум, без цели; стреляный воробей – опытный в каких-то делах.

Фразеологизмы легко распознать в тексте. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

В них два и более слова;

Они имеют устойчивый состав;

Употребляются в переносном значении;

Являются единым членом предложения.

Выполняя синтаксический разбор, мы подчеркнём весь фразеологизм как единый член предложения. Разберём предложение: Мы работали до седьмого пота. Местоимение мы будет подлежащим, а работали – сказуемым, работали (как? до какой степени?) до седьмого пота – обстоятельство. Фразеологизм не делится на части.

Такие словосочетания нельзя искажать, добавляя или убирая отдельные слова. И нельзя заменять одни слова на другие. Фразеологизм между небом и землёй означает «находиться в подвешенном состоянии, не знать, что делать». Нельзя в этом словосочетании заменить слово «небо» на «облака», «землю» – на «поле». Фразеологизм потеряет свой уникальный смысл, и собеседники не поймут друг друга.

История происхождения фразеологизмов

Филологи утверждают, что все фразеологизмы связаны с историей, возникли из пословиц, заимствованы из Библии. Например, выражение бить баклуши, которое означает «бездельничать». Прежде чем делать ложки, нужно было расколоть бревно на части – баклуши. Дело это было лёгким, не требующим особого мастерства, справиться с ним мог любой мальчишка.

А вот выражение тришкин кафтан означает «неудачную попытку решить какую-то проблему, которая приводит только к новым проблемам». Словосочетание появилось благодаря басне И. А. Крылова:

У Тришки на локтях кафтан продрался.

Что долго думать тут? Он за иглу принялся:

По четверти обрезал рукавов –

И локти заплатил. Кафтан опять готов…

И в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» неумелого портного тоже зовут Тришка.

Примеры фразеологизмов и их значение

Многие выражения появились в русском языке благодаря не только русской литературе, но и древним мифам, Библии.

«Яблоко раздора» – причина ссоры между людьми. Изначально имелось в виду яблоко, из-за которого поругались древнегреческие богини Афина, Афродита и Гера, так как на нём было написано «прекраснейшей».

«Троянский конь» – скрытая ловушка. Деревянный конь, в котором спрятались греки, чтобы завоевать Трою.

«Манна небесная» – нечто необходимое и спасительное. Корни этого фразеологизма – в Библии, в истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у них закончилась еда, и Бог послал им «манну небесную».





Приложение 4.



Взаимооценивающий лист Работа с правилом


ФИ _______________________ Класс ------------------


Критерии

Баллы

Балл/Оценка

уч-ся 1

Балл/оценка

уч-ся 2

Знает, понимает правило

может пересказать


1



0



объяснил

4 значения

3 значения

2 значения

1 значение

не объяснил



4

3

2

1

0



Может привести примеры

3 примера

2 примера

1 пример

не смог привести примеры



6

4

2

0





Знает, понимает правило, может пересказать. -1б; не может пересказать – 0 баллов. Может привести примеры. 3 примера – 6 баллов.

  1. примера – 4 балла

1 пример – 2 балла

Не смог привести примеры – 0 баллов.


Уровни выполнения работы

ФИ _______________________ Класс ------------------

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий


баллов

11

9-10

6-8

2-5



Приложение 5


Уровни выполнения работы ВПР

ФИ _______________________ Класс ------------------

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий


баллов

4

3

2

1



Итоговый оценочный лист


Уровни выполнения


Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

Оценка

учителя

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий



баллов

23-27

19-22

12-18

9-11





Расторгуева А.Ю.