Урок «Квадратные уравнения. Решения неполных квадратных уравнений» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно работать с вашим классом! – Что нам поможет не отвлекаться на уроке? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Отвечают на вопрос: – Что мне нужно делать? | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся вспомнить, что им известно о понятии «уравнение» и о способах его решения. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятии «квадратное уравнение»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать квадратные уравнения | Выступают перед классом или в группах – Об уравнениях я знаю… – Я могу объяснить… – Я выполнял задания… – У меня хорошо получается… – Я могу научить одноклассников… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляют квадратные уравнения и неполные квадратные уравнения; – научиться выявлять и составлять квадратные уравнения | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что меня заинтересовало в теме урока? – Есть ли у меня желание исследовать квадратные уравнения? – Почему мне важно разобраться в теме урока? – Какие я планирую результаты своей работы на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как следует понимать запись Предлагает учащимся проанализировать определения понятий «уравнение первой степени» и «квадратное уравнение». Организует анализ информации. Организует анализ определений понятий «приведенное квадратное уравнение» и «неполное квадратное уравнение» Организует исследование видов неполных квадратных уравнений. Стимулирует познавательную деятельность учащихся. Помогает учащимся заполнить таблицу. Неполное квадратное уравнение | Корни | | | | | | При корней нет. При | Совместно с учащимися разбирает пример решения уравнения. Пример. Решите уравнение | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Осознают потребность в дополнительных исследованиях и изучении нового материала. Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Определение | Вопросы учителю | Если а ≠ 0, то уравнение называют уравнением первой степени | Почему…? | Квадратным уравнением называют уравнение вида , где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем а ≠ 0 | Каким образом…? | Анализируют предложенную учителем информацию. Преобразовывают словесную информацию в графический вид (схемы, рисунки и т.д.). Информация | Рисунки, схемы | Числа a, b и c называют коэффициентами квадратного уравнения | | Число а называют первым или старшим коэффициентом | | Число b – второй коэффициент | | Число с – свободный член | | Анализируют определения. Задают вопросы учителю. Определения | Ключевые слова | Вопросы учителю | Квадратное уравнение, первый коэффициент которого равен 1, называют приведенным | Первый коэффициент 1 | Что…? | Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением | Коэффициент b, коэффициент с, равен нулю | Каким образом…? | Проводят исследование. Осуществляют поиск информации. Обсуждают в группах результаты исследовательской деятельности. Виды неполных квадратных уравнений: 1. При имеем: . 2. При имеем: 3. При имеем: Предлагают свои идеи решения задания. Сравнивают собственные решения с предложенным решением учителя. Решение задания | Сравнительный анализ с собственным решением. Допущенные ошибки | При имеем: . Но корень не удовлетворяет условию | Я сделал… | При имеем: . . Последнее уравнение не имеет корней. Ответ: 2. | У меня получилось… | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализ информации |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Какое уравнение называют уравнением первой степени? | | | Какое уравнение называют квадратным | | | Как называют коэффициенты квадратного уравнения | | | Какое квадратное уравнение называют приведенным? | | | Какое квадратное уравнение называют неполным? | | | Какие существуют виды неполных квадратных уравнений? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 617) Составьте квадратное уравнение, в котором: 1) старший коэффициент равен 6, второй коэффициент равен 7, а свободный член равен 2; 2) старший коэффициент равен 1, второй коэффициент равен 8, а свободный член равен ; 3) старший коэффициент равен , второй коэффициент равен , а свободный член равен ; 2. (№ 619) Представьте данное уравнение в виде , укажите значение коэффициентов a, b и c: 1) 2) ; 3) | Выполняют задания. Решения: 1. 1) ; 2) 3) 2. 1) 2) 3) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Побуждает учащихся закончить предложения. – Можно ли сказать, что я могу объяснить, что такое квадратное уравнение? – Каких знаний и умений мне не хватает? – Доволен ли я своей работой на уроке? – Какие советы мне дал учитель? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |