СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Ледники"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Ледники"»

Технологическая карта урока

географии в 6 классе, учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Тема урока «Ледники. Многолетняя мерзлота»

Учитель географии МБОУ СОШ №52 к.2 О.Н. Алексашкина

ТЕМА

Ледники. Многолетняя мерзлота

Цель

сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- знать определение понятий по теме;

- познакомить с причинами образования ледников, многолетней мерзлоты

- сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии

- научить высчитывать высоту снеговой линии

- познакомить с ролью ледников и многолетней мерзлоты для природы и хозяйственной деятельности человека

- называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле;

- приводить примеры крупнейших областей оледенения;

- описывать условия и процесс образования ледников;

- объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата


- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других

- воспитывать бережное отношение к водам суши

Тип урока

Комбинированный урок

Основные термины, понятия

Покровные и горные ледники; айсберг; многолетняя мерзлота

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- принять правила поведения на уроке; осознать специфику вод суши на примере характеристики подземных вод


- познавательные

сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи

- регулятивные

уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме

- коммуникативные

излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других

- сформировать представление о видах ледников

- способствовать формированию знаний о зависимости ледников и многолетней мерзлоты от климата;

- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником, нетекстовыми материалами


Межпредметные связи

Окружающий мир, география 6 класс, тема «Атмосфера»

Формы организации учебной деятельности и

фронтальная, индивидуальная ,групповая

Методы обучения

словесные ,наглядные. практические.- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый



Структурные элементы урока

Цели

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Форма работы


Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.

Целеполагание


(определение темы урока, постановка цели и задач)


-мотивировать обучающихся к изучению темы

личностные

-проявление интереса к поставленной проблеме

регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге


фронтальная

работа




- Приветствие учителя, подготовка к уроку

- настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Сегодня мы продолжаем изучать части гидросферы . Послушайте диалог

одноклассников.

Полина: Маша, пойдем покатаемся по леднику на коньках»

Маша: Пойдем. Но не по леднику, а по льду»

Полина: Какая разница. Как не назови – все одно -это ЛЁД»

Кто из девочек прав? Почему?

На уроке мы постараемся выяснить кто прав.

Тема нашего урока « Ледники. Многолетняя мерзлота»

- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке;

- принимают информацию к сведению

-ведут диалог с учителем



II этап

Повторение ранее изученного материала

-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изучения нового материала.

личностные

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям

регулятивные

- выдвигать версии решения вопросов

коммуникативные

- отстаивать свою мнение, приводить доводы, аргументы

индивидуальный и фронтальный опрос

- проверяем качество усвоенного домашнего задания, выявляем пробелы.

Задания на знание определений, понятий

- Что такое водоносные слои?

- Вставь пропущенные слова

А) Если подземные воды находятся между двумя водоупорными, то это…… воды;

Б)Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это….

-?

Задания на проверку усвоения закономерностей

- Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

- Почему колодец целесообразнее копать зимой?

- Какие воды чище – грунтовые или межпластовые?

- Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

-В какой природной зоне уровень воды самый низкий?

-Что служит дном в колодцах в нашей местности?

Что такое минеральные воды?

Какие воды более пригодны для питья?

- проверяют правильность выполнения заданий путём сопоставления собственного ответа с данными эталона

- выбирают индивидуальный режим

работы.



III этап.

Учебно-познавательная деятельность.

(изучение нового материала)



- создать условия для усвоения обучающимися знания основных понятий темы; научить работать с тематическими картами атласа и текстом параграфа№51

личностные

- понимать значимость знаний и умений составлять характеристику географического положения ледников, работать с тематическими картами атласа и параграфом учебника.

регулятивные

-осуществлять преобразование информации; работать с нетекстовыми источниками

коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество в группах





фронтальная

работа, групповая работа






Изучение нового материала строится на основе изучения теоретического материала с применением текстовых и нетекстовых источников информации.

И так давайте поможем Маше и Полине разрешить их спорный вопрос

Понятия Лед и Ледник –это одно и тоже? Смотреть с. 214 учебника ( Как и где образуются ледники)

Ледник это скопление пресного льда на суше. Ледники -.это совсем не тот лед. который зимой покрывает наши водоемы

Лед на озере. а не на суше - поэтому это не ледник .

-Как образуется ледник?

Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в фиры (ледяные крупинки), нужно очень много времени, чтобы фиры превратились в прозрачный лед (глетчер).

Ледник может образовываться в тех местах, где не наступает лето, где всегда отрицательные температуры

(высокие горы, материк Антарктида)

Граница, выше которой снег не тает. а накапливается из года в год называется снеговой.

Для образования ледника, необходимо условия: отрицательная температура и осадки в виде снега.

Два вида ледников:

- горные - Кавказ, Кордильеры, Гималаи

- покровные – материк Антарктида, остров Гренландия (мак 4 км-сред 2км). Эти ледники покрывают материки и острова, находящиеся в полярных широтах, где весь год температура воздуха ниже 0°С. Лед твердое .но пластичное вещесво. Поэтому ледник движется от центра к перефирии , достигая края материка (острова) обламывается – образуется Айсберг.

( работаем с текстом параграфа № 51)

Вокруг какого материка плавает наибольшее количество айсбергов?

Каково значение ледников?

-вокруг Антарктиды

- затопление территориии

-запас пресной воды

Языки ледника движутся со скоростью до 90 м в сутки. Достигая снеговой линии, ледник тает и дает начало ручьям и рекам.

К чему может привести таяние всех горных ледников? (Высохнут реки, имеющие ледниковое питание, к затоплению территорий)

Предлагает выполнить задание: прочитать текст (распечатан для каждого ученика взят из учебника, параграф51, пункт многолетняя мерзлота) и сделать пометки на полях:

"V» - если считают, что это им известно

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть

«+"- новое для них

«?» - прочитанное оказалось непонятным и требует разъяснений.



- изучают новый материал

- выбирают индивидуальный режим работы; осуществляют самоконтроль деятельности

на основе заданных алгоритмов и эталонов

- составление и анализ схемы образования ледников, определение новых понятий ледники, многолетняя мерзлота.

IV этап.

Закрепление нового материала




- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в группе

предметные

использовать приобретенные знания и умения при закреплении материала

индивидуальная работа, групповая работа.

- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Вопросы

-По карте полушарий посмотрите как обазначаюся ледники?

- Какие территории мира покрыты ледниками?

- От чего зависит высота снеговой линии?( географического положения объекта – Антарктида снеговая линия начинается с нуля метров, высота горы)

-На какой высоте в горах будет ледник, если температура воздуха летом у подножия гор равна +16°С?

( На высоте 2,5 км находится снеговая линия, т. к снег не тает при температуре ниже 0°С. Чем дальше от экватора, тем выше находится снеговая линия)

- Какие условия нужны для образования горного ледника?


( низкие температуры воздуха в течение года; осадки, выпадающие в виде снега)

- Определите, есть ли в горах ледники, если температура воздуха у подножия гор в июне +10 °С, а высота гор равна 4 км ( ответ да, на высоте температура будет отрицательной, будет накапливаться снег)

Почему при освоении территории с многолетней мерзлотой ее нужно не только тщательно изучать, но и сохранять?



-применяют полученные знания в новой ситуации

- участвуют во фронтальном учебном взаимодействии

- сопоставление и обсуждение результатов индивидуальной деятельности

- определение по карте территории расположения ледниковых форм рельефа.





V этап.

Рефлексивная деятельность.









- научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности


личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме

регулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение систематизировать знания по теме


фронтальная и индивидуальная

работа

- совместно с учащимися подводит итог урока,

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

«Я хорошо усвоил, что….»

«Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..»

«Меня удивило,что…»


VI этап.

Домашнее задание


- отработка навыков в характеристики видов ледников, значение вечной мерзлоты

  1. Прочитать параграф 51, ответить на вопросы.

  2. Подобрать дополнительный материал о распространении и значении многолетней мерзлоты в России.


вник.






Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов.

Подумайте, ответьте на вопросы.

Использованная литература


В.П. Дронов, Л.Е. Савельева « Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой 5-6 класс» Москва Дрофа, 2013

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» Москва Дрофа 2016 год

Атлас по географии 6 класс издательство Дрофа