I этап. Целеполагание (определение темы урока, постановка цели и задач) | -мотивировать обучающихся к изучению темы | личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | фронтальная работа | - Приветствие учителя, подготовка к уроку - настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности Сегодня мы продолжаем изучать части гидросферы . Послушайте диалог одноклассников. Полина: Маша, пойдем покатаемся по леднику на коньках» Маша: Пойдем. Но не по леднику, а по льду» Полина: Какая разница. Как не назови – все одно -это ЛЁД» Кто из девочек прав? Почему? На уроке мы постараемся выяснить кто прав. Тема нашего урока « Ледники. Многолетняя мерзлота» | - настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке; - принимают информацию к сведению -ведут диалог с учителем |
II этап Повторение ранее изученного материала | -организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изучения нового материала. | личностные - умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям регулятивные - выдвигать версии решения вопросов коммуникативные - отстаивать свою мнение, приводить доводы, аргументы | индивидуальный и фронтальный опрос | - проверяем качество усвоенного домашнего задания, выявляем пробелы. Задания на знание определений, понятий - Что такое водоносные слои? - Вставь пропущенные слова А) Если подземные воды находятся между двумя водоупорными, то это…… воды; Б)Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это…. -? Задания на проверку усвоения закономерностей - Какие породы пропускают воду быстрее? Почему? - Почему колодец целесообразнее копать зимой? - Какие воды чище – грунтовые или межпластовые? - Есть ли закономерность распространения минеральных вод? -В какой природной зоне уровень воды самый низкий? -Что служит дном в колодцах в нашей местности? Что такое минеральные воды? Какие воды более пригодны для питья? | - проверяют правильность выполнения заданий путём сопоставления собственного ответа с данными эталона - выбирают индивидуальный режим работы. |
III этап. Учебно-познавательная деятельность. (изучение нового материала) | - создать условия для усвоения обучающимися знания основных понятий темы; научить работать с тематическими картами атласа и текстом параграфа№51 | личностные - понимать значимость знаний и умений составлять характеристику географического положения ледников, работать с тематическими картами атласа и параграфом учебника. регулятивные -осуществлять преобразование информации; работать с нетекстовыми источниками коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество в группах | фронтальная работа, групповая работа | Изучение нового материала строится на основе изучения теоретического материала с применением текстовых и нетекстовых источников информации. И так давайте поможем Маше и Полине разрешить их спорный вопрос Понятия Лед и Ледник –это одно и тоже? Смотреть с. 214 учебника ( Как и где образуются ледники) Ледник это скопление пресного льда на суше. Ледники -.это совсем не тот лед. который зимой покрывает наши водоемы Лед на озере. а не на суше - поэтому это не ледник . -Как образуется ледник? Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в фиры (ледяные крупинки), нужно очень много времени, чтобы фиры превратились в прозрачный лед (глетчер). Ледник может образовываться в тех местах, где не наступает лето, где всегда отрицательные температуры (высокие горы, материк Антарктида) Граница, выше которой снег не тает. а накапливается из года в год называется снеговой. Для образования ледника, необходимо условия: отрицательная температура и осадки в виде снега. Два вида ледников: - горные - Кавказ, Кордильеры, Гималаи - покровные – материк Антарктида, остров Гренландия (мак 4 км-сред 2км). Эти ледники покрывают материки и острова, находящиеся в полярных широтах, где весь год температура воздуха ниже 0°С. Лед твердое .но пластичное вещесво. Поэтому ледник движется от центра к перефирии , достигая края материка (острова) обламывается – образуется Айсберг. ( работаем с текстом параграфа № 51) Вокруг какого материка плавает наибольшее количество айсбергов? Каково значение ледников? -вокруг Антарктиды - затопление территориии -запас пресной воды Языки ледника движутся со скоростью до 90 м в сутки. Достигая снеговой линии, ледник тает и дает начало ручьям и рекам. К чему может привести таяние всех горных ледников? (Высохнут реки, имеющие ледниковое питание, к затоплению территорий) Предлагает выполнить задание: прочитать текст (распечатан для каждого ученика взят из учебника, параграф51, пункт многолетняя мерзлота) и сделать пометки на полях: "V» - если считают, что это им известно «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть «+"- новое для них «?» - прочитанное оказалось непонятным и требует разъяснений. | - изучают новый материал - выбирают индивидуальный режим работы; осуществляют самоконтроль деятельности на основе заданных алгоритмов и эталонов - составление и анализ схемы образования ледников, определение новых понятий ледники, многолетняя мерзлота. |
IV этап. Закрепление нового материала | - организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений | личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в группе предметные использовать приобретенные знания и умения при закреплении материала | индивидуальная работа, групповая работа. | - организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Вопросы -По карте полушарий посмотрите как обазначаюся ледники? - Какие территории мира покрыты ледниками? - От чего зависит высота снеговой линии?( географического положения объекта – Антарктида снеговая линия начинается с нуля метров, высота горы) -На какой высоте в горах будет ледник, если температура воздуха летом у подножия гор равна +16°С? ( На высоте 2,5 км находится снеговая линия, т. к снег не тает при температуре ниже 0°С. Чем дальше от экватора, тем выше находится снеговая линия) - Какие условия нужны для образования горного ледника? ( низкие температуры воздуха в течение года; осадки, выпадающие в виде снега) - Определите, есть ли в горах ледники, если температура воздуха у подножия гор в июне +10 °С, а высота гор равна 4 км ( ответ да, на высоте температура будет отрицательной, будет накапливаться снег) Почему при освоении территории с многолетней мерзлотой ее нужно не только тщательно изучать, но и сохранять? | -применяют полученные знания в новой ситуации - участвуют во фронтальном учебном взаимодействии - сопоставление и обсуждение результатов индивидуальной деятельности - определение по карте территории расположения ледниковых форм рельефа. |
V этап. Рефлексивная деятельность. | - научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности | личностные - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме регулятивные - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме | фронтальная и индивидуальная работа | - совместно с учащимися подводит итог урока, - оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика | -дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения - обмениваются мнениями «Я хорошо усвоил, что….» «Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..» «Меня удивило,что…» |