СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Линзы. Оптическая сила линзы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать и рассказать учащимся обо всех физических свойствах и характеристиках собирающей и рассеивающей линзы. Продемонстрировать последовательность построения изображения предмета в линзах. Показать формулу на определение оптической силы линзы, а также формулу тонкой линзы, и их использование.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Линзы. Оптическая сила линзы"»

Класс: 8

Урок: Дата:

Тема:

Линзы. Оптическая сила линзы.

Цель :

Показать и рассказать учащимся обо всех физических свойствах и характеристиках собирающей и рассеивающей линзы. Продемонстрировать последовательность построения изображения предмета в линзах. Показать формулу на определение оптической силы линзы, а также формулу тонкой линзы, и их использование.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Геометрическое построение хода основных лучей, проходящих через линзу, умение различать линзы

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники


Основные понятия

Линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр линзы фокус, фокусное расстояние, главная оптическая ось, ход лучей

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы




Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся








Актуализация ранее изученного

Графический диктант:

1.Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)

2.Угол отражения обозначается латинской буквой β? (нет)

3.Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)

4.Видим ли мы чистое зеркало? (нет)

5.На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)

6.Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)

7.Скорость света в любой среде одинакова и равна 3 ·108 м/с? (нет)

8.Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

Не все тела мы можем детально рассмотреть, приближая их к глазу. Есть предметы, которые мы даже не можем приблизить (например, небесные тела) или они настолько малы, что невозможно их увидеть. В таких случаях используются оптические системы. Основной их частью является линза.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

Для того чтобы управлять световыми пучками, т. е. изменять направление лучей, применяют специальные приборы, например лупа, Микроскоп. Основной частью этих приборов является линза.

Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Л инзы бывают двух видов: выпуклые и вогнутые. Линза, у которой края намного тоньше, чем середина, является

выпуклой (рис. 144, а). Линза, у которой края толще, чем середина, является вогнутой (рис. 144, 6).

Прямая АВ, проходящая через центры С1 и С2 (рис. 145) сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется оптической осью.

Направив на выпуклую линзу пучок лучей, параллельных оптической оси линзы, мы увидим, что после преломления в линзе эти лучи пересекают оптическую ось в одной точке (рис. 146). Эта точка называется фок усом линзы. У каждой линзы два фокуса — по одному с каждой стороны линзы.

Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой Р.

Е сли на выпуклую линзу направить пучок параллельных лучей, то после преломления в линзе они соберутся в одной точке — Р (см. рис. 146). Следовательно, выпуклая линза собирает лучи, идущие ОТ источника. Поэтому выпуклая линза называется собирающей.

П ри прохождении лучей через вогнутую линзу наблюдается другая картина. Пустим пучок лучей, параллельных оптической оси, на вогнутую линзу. Мы заметим, что лучи из линзы выйдут расходящимся пучком (рис. 147). Если такой расходящийся пучок лучей попадет в глаз, то наблюдателю будет казаться, что лучи выходят из точки Р. Эта точка находится на оптической оси с той же стороны, с какой падает свет на линзу и называется мнимым фок усом вогнутой линзы. Такую линзу называют рассеивающей.

Линзы с более выпуклыми поверхностями преломляют лучи сильнее, чем линзы с меньшей кривизной (рис. 148, а).

Если у одной из двух линз фокусное расстояние короче, то она дает большее увеличение (рис. 148, 6). Оптическая сила такой линзы больше.

Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила обозначается буквой 1). Оптическая сила линзы — это величина, обратная ее фокусному расстоянию. Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле:

За единицу оптической силы принята диоптрия (дптр).

1 диоптрия — это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.

Если фокусное расстояние линзы меньше 1 м, то оптическая сила будет больше 1 дптр. В случае, когда фокусное расстояние линзы больше 1 м, ее оптическая сила меньше 1 дптр. Например,

Поскольку у рассеивающей линзы фокус мнимый, то условились считать ее фокусное расстояние отрицательной величиной. Тогда и оптическая сила рассеивающей линзы будет отрицательной.

Оптическую силу собирающей линзы условились считать положительной величиной.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

1.Что представляет собой сферическая линза?

2.Какие виды линз вы знаете?

3.Что называется оптической силой линзы?

Построение изображений.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

1. Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?

2. Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?

З. Какую величину называют оптической силой линзы?

4. Как называется единица оптической силы?

5. Оптическая сила какой линзы принимается за единицу?

6. Чем отличаются друг от друга линзы, оптическая сила одной из которых равна +2,5 дптр, а другой —2,5 дптр?

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§65


Приготовить сообщение об изобретении, принципе работы, какого либо оптического прибора.

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся



Дополнение к уроку:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5