СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Лишайники"»

Технологическая карта урока


Предмет Биология

Класс___5____________________________________________________________

Автор УМК Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016

Тема урока Лишайники

Разработала Скородумова Л. В.

Тип урока изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Цели урока Предметные: учащиеся должны знать многообразие и особенности строения лишайника; иметь представление о лишайниках

как симбиотических организмах.

Метапредметные: развивать у обучающихся умения проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: учащиеся должны осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания.

Задачи урока Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайника, процессы жизнедеятельности (способ питания, рост,

размножение, распространение), значение в природе и практическое значение.

Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информационными источниками;

формировать умение слушать и объяснять, выполнять задания, доказывать свою точку зрения;

формировать умение анализировать, строить схемы, составлять вопросы, отвечать на вопросы, делать обобщения, выводы;

развивать образную память, логическое мышление, биологическую речь учащегося;

формировать навык взаимодействия в группе, самоконтроля, самооценки.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств,

доброжелательного отношения в группе

Оборудование Компьютер, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, коллекция лишайников, задания.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Познавательная



Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I. Организа

ционный этап (2 мин.)






















Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Готовность учащихся к уроку. Приветствие учителя.

Слушают, настраиваются на деятельность









II. Постановка учебных задач (3 мин.)


Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. (слайд 2)


Учитель записывает проговорённую тему на доску.


Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока?



2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?

















- Разгадывают ребус. Называют тему «Лишайник».



- Дети записывают тему урока в тетради.

- Изучить многообразие и особенности строения лишайника.




- Формулируют цель.


- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.


- поиск и выделение информации



- определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера.


- постановка учебной задачи, составление последовательности действий

III. Изучение нового материла.


1.Актуализация опорных знаний.

(5 мин.)


2.Совместное открытие нового знания (23 мин.)







Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?»


Учитель показывает фото: (слайд 3)




Просить ответить, что изображено на фотографии.

-Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? (слайд 4)



(Слайд 5)



Учитель: Прочитав текст в учебнике на стр.104 пункт «Строение и питание лишайника», выполните задание в тетради на печатной основе № 65.

(Слайд 6)


- Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?»

(слайд 7)




- Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: Изучить материал учебника и сделать вывод о:


1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. (слайд 8);


2 группа – размножении лишайников (слайд 9);


3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. (слайд 10).



- Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников (слайд 11).








- Дают ответы на заданные вопросы.




- Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями.


-Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника.

Записывают определение «лишайник» в тетрадь.


- Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов - симбиозу.


- Читают текст, выполняют задание № 65.





- Проверяют выполненное задание.



- Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества.




- Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу.






















- Слушают, анализируют.


-Анализировать, классифицировать и обобщать;



- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;


- Составлять в группе план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

IV. Закрепление изученного материала (10 мин.)

А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

Тело лишайника называется слоевище.

Лишайники приносят вред природе.

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

- Отвечают на вопросы







  • да


- нет


- нет



- да




- да



  • нет



  • да



- нет



- да

- использовать приобретённые для выполнения заданий.


- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

-выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

V. Рефлексия (2 мин.)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

Оценивание своей работы.

- Просит оценить свою работу на уроке.

- Предлагает обязательное домашнее задание для всех учащихся и творческие задания на выбор, вывешивает задания на стенд.



Домашнее задание:

  1. Всем: §19, стр.:105, вопросы 1-7.

  2. Творческие на выбор:

- Составление терминологический диктант для опроса одноклассников.

-Кроссворд.

  • Отвечают на вопросы











- Оценивают, выставляют оценки.

- Учащиеся записывают в дневник обязательное задание и выбирают индивидуально и группой творческое задание.

- рефлексия.













- умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать речевые средства для представления результата.

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.