Технологическая карта урока
и. а. крылов. «мартышка и очки»
Дата | |
Учитель | |
Класс | 3 |
Педагогические цели | продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся работать самостоятельно; читать лирические произведения. |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Речевая разминка м/л с. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза... – Вы, конечно, узнали, ребята, откуда эти строки? – А помните ли вы, кто их автор? | Работают по развитию выразительности чтения. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка домашнего задания |
Индивидуальный. Словесный | Сообщение об И.А.Крылове | Рассказывают об И.А.Крылове | Учатся работать на аудиторию, отвечать на вопросы. | |
Физкультминутка. |
Практическая | https://www.youtube.com/watch?v=1pK8wvbhfEY | Выполняют движения по строкам стихотворения. | | Наблюдение |
III. Работа по теме урока |
Фронтальная Словесный, | – Басня, которую мы прочитаем сегодня, называется «Мартышка и Очки». Учитель выразительно читает басню. – Что вызвало у вас смех? – Какой вам показалась Мартышка? – Как вы понимаете выражение «А проку на волос нет в них»? – Найдите в басне выражения, похожие на пословицы. Прочитайте их. – Какова главная мысль басни, чему она учит? Поучение, высказанное в басне, – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью. Далее следует упражнение в чтении басни. | Работают с учителем, отвечают на вопросы. | Учатся слушать и слышать. | Правильное чтение |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему научил вас урок? – Какое впечатление осталось у вас от урока? | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
V. Домашнее задание Басню наизусть. Найти в словаре значение слова «невежда» |
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза...

Крылов Иван Андреевич Писатель
(1769–1844)
«Конечно, ни один француз
не осмелится кого бы
то ни было поставить
выше Лафонтена, но мы,
кажется, можем предпочитать
ему Крылова. Оба они вечно останутся
любимцами своих единоземцев».
Александр Пушкин
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Семья была небогатая. Отец Крылова был военным, но денег постоянно не хватало. Когда И. А. Крылову было 6 лет, семья переехала из Москвы в Тверь.
В Твери отец Крылова получил должность председателя магистрата. Отец умирает, когда Ивану было всего 9 лет, и семья оказывается в трудном финансовом положении. Иван Андреевич не имел возможности закончить образование. Его обучение заключалось в чтении книг, а богатые соседи разрешили мальчику присутствовать на уроках французского, которые организовывались для их детей.
Семья отказывала себе во всем и жила впроголодь. Мать Крылова решила перебраться в Петербург. В Петербурге Иван Андреевич получил должность в казенной палате.
Когда Крылову было 15 лет, он сочинил свою первую литературную работу – комическую оперу под названием “Кофейница”. Крылов был заядлым театралом, был знаком с нравами простого народа. В 18 лет он окончательно покончил с казенной службой и окунулся в литературную деятельность.
Сначала пробы пера были не слишком удачными. Он печатал свои басни без подписей, издавал журнал “Почта духов”, который просуществовал 8 месяцев. Потом Крылов начал издавать журнал “Зритель”, который закрылся через год.
На некоторое время Иван Андреевич пропал из виду. Подлинной информации о Крылове в этот период нет. Некоторое время он служил князю Сергею Голицыну в качестве секретаря и воспитателя его детей.
В 1806 году Крылов возвращается в литературу. Он переводит басни Лафонтена и пишет собственные басни. Они были пропитаны сатирой и снискали любовь читателей.
Умер Иван Андреевич в 1844 году. Известно, что Крылов не писал автобиографию, но в его баснях можно рассмотреть, какими были его подлинные взгляды на жизнь.
Анализ басни Крылова «Мартышка и очки»
Басню «Мартышка и очки» Крылов написал не позднее 1815 года. В том же году она была опубликована в собрании басен великого баснописца. Басня рассказывает о том, что Мартышка с возрастом стала плохо видеть. От людей она знала, что в таких случаях следует использовать очки. Она раздобыла себе сей полезный аксессуар, но не знала, как правильно пользоваться этим оригинальным предметом.
Тогда Мартышка решила действовать методом проб и ошибок. Сначала она прижимала их к темени, потом надевала на хвост. Она пробовала нюхать очки и лизать их. Все эти действия не помогли Мартышке добиться положительного результата. В сердцах она грубо отозвалась о тех, кто слушает советы людей, и с досады разбила очки о камень. В конце басни Иван Андреевич приводит такую мораль: человек, не знающий цену какому-либо предмету, склонен отзываться о нем плохо, и зачастую старается избавиться от этого предмета.
В этой басне под очками автор подразумевает знания. Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять их, как полагается, тогда будет польза от знаний. Так и в басне Мартышке с очками следовало обращаться с умом – не лизать их, не надевать на хвост, а надеть, как положено, на глаза. К просвещению надо идти смело, и не стоит слушать всяких «мартышек», которые испытывали «очки» только языком и хвостом и толкуют, будто в них нет проку.
Басня «Мартышка и очки» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня находятся невежды, которые ругают и осуждают хорошие вещи только потому, что сами по неумению никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу.
Басня «Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества, и клонит не к добру, а к худу.
Очки́ — оптический прибор, предназначенный для коррекции человеческого зрения либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.