Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент. | коммуникативные | - Прошла перемена. Услышан звонок. Пора поскорее начать нам урок. | - Все дети повторяют за учителем |
2.Подготовка к чтению текста. Актуализация прежних знаний | познавательные коммуникативные | -«Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка. Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки? -Ребята, поднимите руку у кого много друзей. -Часто ли вы ходите к ним в гости? - А вы сами любите принимать гостей? Сегодня мы побываем в гостях. Бабушка - сказочница приглашает нас в русскую народную сказку. А героев сказки нужно угадать в загадке. -Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. ( показ слайда №1) - Журавли живут в различных уголках планеты. Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки. -Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? . Опишите ее. ( слайд №2) - Какие сказки, о лисе вы знаете? - Какая она в этих сказках? -Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. -Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план. | - Ученики отвечают . ( народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые.) -(журавль) -(лиса) - -(Хитрая, умная, обманщица.) |
3.Речевая и дыхательная разминка | Познавательные Коммуникативные Регулятивные познавательные | -Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку Са-са-са – в лесу бегает лиса. Су-су-су – было холодно в лесу. - «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш. | |
4. Чтение произведения. | регулятивные | - Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами. Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. ( слайд № 3) | |
5.Физминутка. | коммуникативные | -Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! | -Движения выполняются соответственно тексту. |
6.Анализ произведения. | регулятивные познавательные | - Почему лиса пригласила журавля к себе? - Как Лиса приглашала Журавля? - Правильно, ли поступила лиса? - Что происходит дальше? - А как повёл себя журавль? - Как же принял Лису Журавль? - Как вы думаете, почему он так сделал? -Можно ли предположить, что лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им. | -( они подружились) - (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.) -( Когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся») -( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.) -(Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком) –( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей) |
7. Вторичное чтение сказки. | регулятивные коммуникативные | -Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. В чем он оказался неправ? -Как бы вы повели себя на месте журавля, почему? Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. -Что оно значит? Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4)) -Что это за предложение? -Когда, в какой ситуации так можно нам сказать? -Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.) - Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке? Игра: ( дети читают пословицу, если пословица подходит к нашей сказке - хлопните в ладоши) *Гостю щи не жалей, а по больше лей. За добро добром платят. *Умей в гости звать, умей и угощать. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. *Хороший гость дому радость. *На языке – медок, а на уме - ледок. | -(Это пословица, она есть в сказке.) |
8. Итог урока. Рефлексия. | познавательные коммуникативные | - Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? - Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? - Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? - А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? - Что для этого надо делать? - Ребята, вы прекрасно работали. - Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок? - Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. - Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. -Спасибо за урок! | -(О том, чем я спровоцировал эту обиду.) –(Нет.) -(Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.) -(Да.) -(Дети поднимают карточки.) |