СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка «Лиса и журавль».".

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Гармония".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка «Лиса и журавль».".»

Технологическая карта урока чтения

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с жанром народной сказки; 

  2. Формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; 

  3. Развивать память, связную речь,  умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогическая технология; коммуникативно-деятельностная технология

Основные понятия, термины

Сказка,жанр

Планируемый результат

Предметный

Личностный

-развивать способности творческого «видения» смысла произведения.

- формировать умение вести диалог с автором

Знать:

– литературоведческие понятия: сказка, жанр



- проявлять интерес к чтению русских народных сказок


Метапредметный

1)Познавательные:

-искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, 

— определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;


2)Коммуникативные

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 —  использовать речевые средства для представления результата деятельности:

– умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;

  


3)Регулятивные



— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; 

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

-фронтальная

-индивидуальная

-мультимедиа,

-тряпичная кукла Бабушка- сказочница

-УМК Гармония, «Литературное чтение»,Кубасова О.В. 1 часть

 



Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент.


коммуникативные

- Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

- Все дети повторяют за учителем

2.Подготовка к чтению текста.

Актуализация прежних знаний


познавательные

коммуникативные


-«Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?


-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

-Часто ли вы ходите к ним в гости?

- А вы сами любите принимать гостей?

Сегодня мы побываем в гостях.

Бабушка - сказочница  приглашает нас в русскую народную сказку.

А героев сказки нужно угадать в загадке.

 

 

 

 

-Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.



( показ слайда №1)

- Журавли  живут в различных уголках планеты. 

Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.


-Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

. Опишите ее. ( слайд №2)

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках?

-Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

-Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.







- Ученики отвечают . ( народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые.)














-(журавль)











-(лиса)

-



-(Хитрая, умная, обманщица.)

3.Речевая и дыхательная разминка

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

познавательные


-Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

   - «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.



4. Чтение произведения.

регулятивные

- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. ( слайд № 3)






5.Физминутка.

коммуникативные

-Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!


-Движения выполняются соответственно тексту.


6.Анализ произведения.

регулятивные

познавательные


- Почему лиса пригласила журавля к себе?

- Как Лиса приглашала Журавля? 









-   Правильно, ли поступила лиса?


-  Что происходит дальше?





-  А как повёл себя журавль?






- Как же принял Лису Журавль? 



- Как вы думаете,  почему он так сделал?

-Можно ли предположить, что лиса не учла:  если приглашать  к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься  им.



-( они подружились)

- (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)



-( Когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)

-( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

-(Наготовил окрошки, перелил   её в кувшин с узким горлышком)

–( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)









7. Вторичное чтение сказки.

регулятивные

коммуникативные


-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.  

В чем он оказался неправ?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

-Что оно значит?

 

Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))

 

 -Что это за предложение? 

-Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

-Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

 

Игра: ( дети читают пословицу, если пословица подходит к нашей сказке - хлопните в ладоши)

*Гостю щи не жалей, а по больше лей.

За добро добром платят.

*Умей в гости звать, умей и угощать.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Хороший гость дому радость.

*На языке – медок, а на уме - ледок.












-(Это пословица, она есть в сказке.)

8. Итог урока. Рефлексия.

познавательные

коммуникативные

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? 

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? 


- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? 

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? 

- Что для этого надо делать?

- Ребята, вы прекрасно работали.

- Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек.  

- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.

-Спасибо за урок!


-(О том, чем я спровоцировал эту обиду.)


(Нет.)


-(Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)


-(Да.)







-(Дети поднимают карточки.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!