СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Лиса и Журавль»" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Лиса и Журавль»" 2 класс»





Сысак Алина Владимировна

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА№9ГОРОДА ТОРЕЗА»

Современный урок литературного чтения по формированию читательской деятельности

Русская народная сказка «Лиса и журавль»










Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Образовательная технология: технология продуктивного чтения.

Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о русских народных сказках.

  2. Активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений;

развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;

воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), картинки сказок, рисунки с изображением лисы и журавля, корзина, аудиозапись, кейс с заданиями, бейджики, слова – признаки.

Результаты:

Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;

  • Умение определять и сохранять цель;

  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.

  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»

  • Умение работать в парах ,группах.

Предметные:

  • 1.Знание видов сказки.

  • 2. Умение определять тематику сказки.

  • 3.Знание структуры сказки.

Этапы урока

Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,П-познавательные,

К-коммуникативные,

ПР-предметные )

Орг. момент.




Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.


Оценивают свою готовность и настрой на работу.

ПР-Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний














Речевая разминка

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!»






Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц ]



-Рассмотрите модели обложек на доске и определите жанр произведения над которым мы с вами сегодня будем работать.

-Какие сказки представлены на этих картинках?


-А какой вид сказок отсутствует?


-Ребята, а что значит, хорошо читать?

-Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы проведём речевую разминку.

А)Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц].







- Молодцы, ребята.


Ответы уч-ся.




-Бытовые и волшебные.



-Сказки о животных.




Ответы уч-ся.





Выполняют дыхательную зарядку.











Выполняют артикуляционное упражнение.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные УУД: Осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.


Постановка проблемы




Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

Работа в парах.


-Предлагаю сложить в эту корзину все знания, все идеи о таком жанре литературы и фольклора, как «СКАЗКА».

-Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке?



-Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке.

А)Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?

Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?

Могут ли они встретиться вместе в природе?

В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

Беседа

Как называется жанр?

Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.

Опишите характер лисички в разных народных сказках.


-Кто главные герои русских народных сказок?


-Чему учит сказка?



-Какую пословицу об этом вы знаете?


-И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль»




Рассказывают, какие знания положили в эту корзинку.

Заполнение «корзины идей» в паре

СКАЗКА – народная мудрость;

- устный жанр литературы.










-Журавль.




- Лиса


- Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв.

- Лиса это зверь, который живёт в лесу.













Ответы уч-ся.









-Человек, животные, вымышленные герои.

-Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д.

-Сказка-ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок.


Мотивационный: учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.


Открытие нового знания



Познакомиться со сказкой; перечитать сказку.



-Словарная работа. Работа в парах. (Обсудите

значение слов)

( потчует - угощает; не обессудь — не обижайся; несолоно хлебавши - остаться ни с чем) .

-Первичное слушание сказки (слушают аудиозапись).

Возьмите карандаши. При слушании подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните.

-Анализ содержания сказки.

– Как начинается сказка? Прочитайте.

Чем понравилась вам сказка?

-Что показалось забавным?

- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

- Чем нравится вам конец сказки?

-Как можно помирить героев?

-Что вы посоветуете героям сказки?








-Высказывания детей о значении словосочетаний,

устойчивых выражениях.












Дети отвечают на вопросы.








- Вывод: журавль и лиса очень похожи.


Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

( что я знаю и умею)



Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)


Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Закрепление

(включение новых знаний в систему знаний ребенка)

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

-Сейчас вы будете работать в группах.

Первая группа ( 1 ряд): Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?
- Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?

Вторая группа (2 ряд): Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске.

- упрямый(а, я),

умный(а, я),смешной(а,я), несговорчивый(а,я),капризный(а, я), жадный (а,я), придирчивый(а,я),

нерешительный(а,я), добрый(а, я).

-Сделайте вывод

–Какие герои сказки?






  • Учащиеся работают в группах.













- Вывод: журавль и лиса очень похожи.




Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений


Подготовка к инсценированию сказки


Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Сегодня я приглашаю вас в театр.

- Сделайте свой выбор в группах.

- Итак, распределяем роли и работаем по плану самостоятельно. В кейсе вы найдёте всё необходимое вам в помощь, итак удачи ребята!

- Художники, возьмите простой карандаш, определите реплики лисы, журавля и автора.

- Гримёры, возьмите карточки и установите соответствия.


- Самостоятельно выберите интонацию, мимику, жесты для инсценирования. Руководят работой режиссеры.




-Учащиеся распределяют роли, прикрепляют соответствующий бейджик.


- Художники определяют реплики героев и авторских слов (А - автор, Л – лиса, Ж – журавль)

- Гримёры выбирают героев для инсценирования, определяют их характер и эмоциональное состояние.

Установите соответствия



Лиса


Находчивый

Хитрый

Умный

Коварный

Злой

Весёлый

Спокойный Терпеливый

Журавль


- Режиссёры выбирают интонацию, мимику, жесты для инсценирования.

- Актёры производят пробное действие.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Инсценирование сказки

Закрепить содержание сказки.

Анализ деятельности каждой группы.

Презентация работы в группах. Дети разыгрывают приготовленные сказки.



Рефлексия




Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

С каким произведением познакомились?

- О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми?

-Определите главную мысль сказки (чему она учит).



-Какой мудрый совет дает нам сказка?

Домашнее задание.

Перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию.

Рефлексия.

Понравился урок?

Что интересного было на уроке?

Во многих  сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и у нас есть яблоня.                                                                        – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.




Высказывания учащихся.


-Да. Могла

Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том ,что говорят друг другу.

-Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.










- Учащиеся размещают яблоки на яблоне.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли




Список использованных источников:

1. Ковалько В.И . Азбука физкультминуток для дошкольников. В.И. Ковалько. - «ВАКО»: Москва, 2005.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В .Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.-«Просвещение», 2011.

3. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. https://tak-to-ent.net/load/296




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!