развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.
3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (Л-личностные,П-познавательные, К-коммуникативные, ПР-предметные ) |
Орг. момент. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | ПР-Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Актуализация знаний Речевая разминка | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!» Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц ] | -Рассмотрите модели обложек на доске и определите жанр произведения над которым мы с вами сегодня будем работать. -Какие сказки представлены на этих картинках? -А какой вид сказок отсутствует? -Ребята, а что значит, хорошо читать? -Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы проведём речевую разминку. А)Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко. Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц]. - Молодцы, ребята. | Ответы уч-ся. -Бытовые и волшебные. -Сказки о животных. Ответы уч-ся. Выполняют дыхательную зарядку. Выполняют артикуляционное упражнение. | Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Познавательные УУД: Осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. |
Постановка проблемы | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | Работа в парах. -Предлагаю сложить в эту корзину все знания, все идеи о таком жанре литературы и фольклора, как «СКАЗКА». -Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? -Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке. А)Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Беседа Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. Опишите характер лисички в разных народных сказках. -Кто главные герои русских народных сказок? -Чему учит сказка? -Какую пословицу об этом вы знаете? -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль» | Рассказывают, какие знания положили в эту корзинку. Заполнение «корзины идей» в паре СКАЗКА – народная мудрость; - устный жанр литературы. -Журавль. - Лиса - Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв. - Лиса это зверь, который живёт в лесу. Ответы уч-ся. -Человек, животные, вымышленные герои. -Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д. -Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. | Мотивационный: учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого. |
Открытие нового знания | Познакомиться со сказкой; перечитать сказку. | -Словарная работа. Работа в парах. (Обсудите значение слов) ( потчует - угощает; не обессудь — не обижайся; несолоно хлебавши - остаться ни с чем) . -Первичное слушание сказки (слушают аудиозапись). Возьмите карандаши. При слушании подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните. -Анализ содержания сказки. – Как начинается сказка? Прочитайте. Чем понравилась вам сказка? -Что показалось забавным? - Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему? - Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев? -Что вы посоветуете героям сказки? | -Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях. Дети отвечают на вопросы. - Вывод: журавль и лиса очень похожи. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.) | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Закрепление (включение новых знаний в систему знаний ребенка) | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | -Сейчас вы будете работать в группах. Первая группа ( 1 ряд): Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости? - Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним? Вторая группа (2 ряд): Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске. - упрямый(а, я), умный(а, я),смешной(а,я), несговорчивый(а,я),капризный(а, я), жадный (а,я), придирчивый(а,я), нерешительный(а,я), добрый(а, я). -Сделайте вывод –Какие герои сказки? | - Вывод: журавль и лиса очень похожи. | Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений |
Подготовка к инсценированию сказки | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Сегодня я приглашаю вас в театр. - Сделайте свой выбор в группах. - Итак, распределяем роли и работаем по плану самостоятельно. В кейсе вы найдёте всё необходимое вам в помощь, итак удачи ребята! - Художники, возьмите простой карандаш, определите реплики лисы, журавля и автора. - Гримёры, возьмите карточки и установите соответствия. - Самостоятельно выберите интонацию, мимику, жесты для инсценирования. Руководят работой режиссеры. | -Учащиеся распределяют роли, прикрепляют соответствующий бейджик. - Художники определяют реплики героев и авторских слов (А - автор, Л – лиса, Ж – журавль) - Гримёры выбирают героев для инсценирования, определяют их характер и эмоциональное состояние. Установите соответствия | Лиса | Находчивый Хитрый Умный Коварный Злой Весёлый Спокойный Терпеливый | Журавль | - Режиссёры выбирают интонацию, мимику, жесты для инсценирования. - Актёры производят пробное действие. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. |
Инсценирование сказки | Закрепить содержание сказки. | Анализ деятельности каждой группы. | Презентация работы в группах. Дети разыгрывают приготовленные сказки. | |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? -Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? Домашнее задание. Перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию. Рефлексия. Понравился урок? Что интересного было на уроке? Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и у нас есть яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть. | Высказывания учащихся. -Да. Могла Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том ,что говорят друг другу. -Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки. - Учащиеся размещают яблоки на яблоне. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
1. Ковалько В.И . Азбука физкультминуток для дошкольников. В.И. Ковалько. - «ВАКО»: Москва, 2005.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В .Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.-«Просвещение», 2011.
3. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. https://tak-to-ent.net/load/296