| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ" |
Проверил преподаватель
_____________________
«__»____________20__г.
Внеклассная работа с учащимися по предмету ОРКСЭ
Подготовила
Студентка группы Ш-21
Сапунова Елизавета
Ейск, 2020г.
Внеклассная работа - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.
При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа, тесно связанная с урочной. Создавая у учащихся положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета.
Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом.
В процессе осуществления внеклассной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные (образовательные), развивающие и обучающие (практические).
От выбора формы внеклассной работы, от ее содержания зависит, какая цель будет главной в каждом отдельном случае: познавательная, развивающая или воспитательная.
Сочетание целей - явление динамичное, непостоянное, зависящее от многих факторов, однако учитель должен четко осознавать и формулировать цели, поскольку именно цели влияют на содержание и выбор формы проведения мероприятия.
Что касается задач, внеурочная работа по предмету решает две главные задачи:
1) развитие интереса к предмету, углубление знаний, развитие и совершенствование предметных навыков и умений;
2) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития и воспитания.
Внеклассная работа успешно создает условия для применения знаний, навыков и умений, приобретенных на уроке.
Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразными; это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов.
Но можно выделить наиболее оптимальные — это экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультфильмов, тематические мероприятия.
Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования.
Заочная экскурсия. При изучении тем «Возникновение религий», «Религии мира и их основатели», «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды», «Паломничества и святыни», «Праздники и календари» целесообразно применить такую форму внеурочной работы как заочное путешествие. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Большую помощь в этом могут оказать сайты музеев, сайты конфессий, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения.
Возможные формы проведения заочной экскурсии:
просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
Интервью. Эта форма внеурочной деятельности может быть использована в качестве пролонгированного домашнего задания по темам: «Россия – наша родина», «Добро и зло», «Человек в религиозных традициях мира», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Долг, свобода, ответственность, труд». Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена не только в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, но и стать основой тематического вечера «Рождество», «Пасха» и др.
Творческие презентации по разделам курса ОРКСЭ. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point.
Методическое обеспечение курса ОРКСЭ позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие весь класс.
Групповые формы внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ, характеризуются стабильностью и регулярностью занятий: тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. Данную форму работы можно использовать при изучении темы «Семья», «Милосердие и раскаяние», «Добро и зло».
Презентация — это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Задача презентации — сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше. Эта форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной. При изучении таких тем, как «Семейные праздники», «Россия — наша Родина» и других, можно использовать презентации.
Работа с литературой являются незаменимым источником для проведения викторин и поиска справочной информации по теме. Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Подготовительная работа проходит под руководством учителя. Дети изучают литературу по теме, составляют, а затем оформляют на ватмане вопросы. Предлагают их для ребят младшего возраста.
В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что в процессе внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. В результате подготовки к различным мероприятиям и участия в них, школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного действия приобретаются те качества, которые необходимы в реальной жизни, формируются коммуникативная, социальная, гражданская, этическая компетентности.