Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности . Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности Артикуляционная гимнастика. Чтение слов с пометами.- | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Организационный момент. Приветствие учащихся. - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. - А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Подготовка к чтению артикуляционного аппарата. -Прочитайте слова с пометами ( с ускорением): Родина, Отечество. -Чем они похожи? Чем отличаются? - Почему Родину назвали Родиной, Отечество Отечеством? - Как называется наша Родина? (Россия) | (Р) волевая саморегуляция; (К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (П) умение строить речевое высказывание. |
Актуализация опорных знаний . Цель: актуализировать знания о своей Родине, о своей малой Родине. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. | – Какой город является столицей нашей Родины? - В какой области мы живём? - Как называется наш район, село? | (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
Формулирование темы урока, постановка цели Цель: согласовать цель и тему урока. | Отвечают на вопросы, делают предположения. Принимают учебную задачу. | - Откуда мы узнаем о прошлом и настоящем нашей Родины? - Какие виды речи при этом используются? Какие виды речи мы знаем?(Устная, письменная) - Какая речь была создана раньше? - Кто создал устную речь? (Люди, весь народ) - А о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( Кто создал письменную речь?) – А вы знаете создателей письменной речи? - Кто догадался о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Какую цель урока мы сегодня поставим перед собой? (ответы учащихся) - Сегодня мы узнаем кого называют первоучителями словенскими, узнаем историю создания славянской азбуки. | (П) самостоятельное создание способов решения задачи творческого и поискового характера; (К) планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками); владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; (Р) определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Изучение нового. Цели: знакомство обучающихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки; совершенствовать свою речь, содействовать развитию навыков выразительного чтения и умения работать с книгой. | Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Воспринимают содержание рассказа на слух. Высказывают свое мнение. Объясняют смысл слов. Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания | Рассказ учителя о славянских просветителях с опорой на презентацию. Рассматривание славянской азбуки. - Похожа кириллица на современный алфавит? Чем они похожи? Чем различаются? Какие буквы исчезли? 2.Работа с иллюстрацией. – Рассмотрим иллюстрацию на стр. 89. -Кто не ней изображен? -Расскажите, какие здесь изображены Кирилл и Мефодий. -О ком мы будем сегодня читать? 3.Первичное чтение учителем. - Отмечайте те слова, значение которых вам непонятно. Чтение рассказа В. Крупина «Первоучители словенские» учителем (учебник, с. 88). Словарная работа (значение слов поясняют учащиеся , при затруднении помогает учитель). Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы по содержанию. - О ком этот текст? Что вы о них узнали? Почему они создали первую азбуку? Как еще называют Кирилла и Мефодия? Когда день памяти первоучителей? Подготовка к чтению текста вслух учащимися. Чтение слов, разделенных пометами, с ускорением учащимися( первоучители, словенские, равноапостальные, письменность). 4. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 88). - Прочитайте рассказ «цепочкой». | (П) умение находить и выделять необходимую информацию; смысловое чтение; находить ответы на вопросы в тексте; (Р) оценка, контроль, коррекция; (К): учебное сотрудничество со сверстниками; умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. |
Музыкальная физкультурная минутка | | . | |
Закрепление нового . Цели: составление рассказа о Кирилле и Мефодии; работа в группах. | Работа в группах. Вспоминают, что запомнили из презентации и текста, составляют рассказ. Отрабатывают навыки работы с презентацией, извлекают из неё необходимую информацию. | 1 группа и 2 группа (распределение по рядам) работают по одинаковым вопросам. – Кого называют первоучителями словенскими? – Как вы понимаете слово «равноапостольные»? -Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? – Какой праздник отмечается 24 мая? | (П) ориентироваться в учебнике; построение речевого высказывания в устной форме; (К) оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); учиться работать в группах; (Р) учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
Контролирующее задание . Цели: формировать умение применять полученные знания, работать в парах; самоконтроль усвоения знаний. | Работа в паре. В парах читают задания, записывают на карточках правильные ответы. | - Дополни предложение (задания на карточках): Кирилла и Мефодия называют … (первоучителями словенскими). Равноапостольные – равные … (равные апостолам). Они создали … (славянскую азбуку). День памяти первоучителей … (24 мая). - Поменяйтесь с другой парой, проверьте правильность ответов. Задания с диска по окружающему миру (4 класс). | (Р) контроль и коррекция; оценка результата своих действий; (П) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (К) совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке . Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают работу на уроке. | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? - Что было особенно интересно узнать? - Почему ваш первый учебник называется Азбука? - Посмотрите на иллюстрацию стр.89. О чем бы вы еще хотели меня спросить? ( Кто из братьев Кирилл, а кто Мефодий) Рефлексия. - Как вы думаете, какую отметку вы бы получили за этот урок? Почему? Вручение медалей «Молодец!». - Спасибо за урок! Домашнее задание: рассказать о Кирилле и Мефодии, используя дополнительный материал (книги, Энциклопедию, Интернет) | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности; (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |