СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Н.Н. Носова "Огурцы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Н.Н. Носова "Огурцы"»

Технологическая карта урока литературного чтения

Название этапа

Время

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность (УУД)

Организационный момент.

1 мин.

Эмоциональный настрой

1) Приветствие.

2) Проверка готовности к уроку.

3) Настрой на урок.

У.:

Ждет сегодня вас рассказ-это раз!

Работа будет нелегка-это два!

Ну а в-третьих, все садитесь и друг другу улыбнитесь.

И с хорошим настроением,

Все за чтение примитесь!


- Ребята! У вас хорошее настроение?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Повторяют за учителем стихотворение и отвечают на вопрос.

Коммуникативные УУД: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу;

Личностные УУД: самоопределение.

2. Подготовка к первичному восприятию.

5 мин.

Беседа, загадка

У.:

– Ребята, знаком ли вам писатель Николай Носов?

– Какие произведения этого писателя мы уже читали? Сегодня мы прочитаем ещё один замечательный рассказ Николая Носова. А чтоб узнать название рассказа, отгадайте загадку.


«Летом – в огороде,

Свежие зеленые,

А зимою – в бочке,

Желтые, соленые.»

(огурцы)

Вспоминают произведения Носова.

Отгадывают загадку, проводят аналогию, рассуждают, о чем может пойти речь.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.


Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

3. Первичное восприятие.

6 мин.

Прослушивание чтения учителя.

1) Словарная работа (работа с незнакомыми словами, которые могут встретиться в тексте). Объяснение смысла этих слов.

2) Учитель выразительно читает произведение.

Обучающиеся работают с незнакомыми словами, внимательно слушают учителя, следят за чтением по тексту.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

4. Проверка качества первичного восприятия.

8 мин.

Беседа по вопросам учителя

У.:

– Назовите главных героев произведения.

- Дайте характеристику героев прочитанного рассказа.

- Определите качества человека, которые позволили Котьке выйти из трудного положения (мужественный, отважный, добрый, послушный).

- Можно ли утверждать, что Котька совершил доброе дело, когда принёс домой огурцы? Обоснуйте своё мнение.

- Найдите в тексте слова, которые описывают настроение Котьки в начале рассказа и в конце. В чем разница этой радости?

– Сформулируйте основную мысль рассказа.

Отвечают на вопросы.



Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные УУД: определять нравственные качества личности.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике.

5. Постановка учебной задачи.

8 мин.

Сравнительно-сопоставительная работа


Игра «Найди пословицу» Задание: Мы объединимся в три команды по рядам, каждая команда должна выбрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Огурцы»


1 карточка:


Жизнь прожить - не поле перейти.


Нет друга, так ищи, а есть, так береги.


Честность всего дороже. (верно)


2 карточка:


Любишь кататься, люби и саночки возить.


Всякое ремесло честно, кроме воровства. (верно)


В гостях хорошо, а дома лучше.


3 карточка:


Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (верно)


Любишь кататься - люби и саночки возить.


Глаза боятся, а руки делают.


Вопросы:

1. Какой эпизод из рассказа вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3.Кто он? Почему он понравился?

Делятся на команды, обмениваются мнениями, работают по карточкам, определяют выступающего и объясняют свой выбор.

Личностные УУД: нравственно этическая ориентация

Регулятивные УУД: контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном). Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона).

6. Анализ произведения.

10 мин.

Чтению по ролям первой части текста.

1) У.: – Что нам необходимо, чтобы прочитать рассказ по ролям?

У.: – С какими персонажами мы познакомились в первой части?

У.: – Как мы их себе представляем?

У.: – Каким перед нами предстаёт Котька? Мама? Павлик? Найдите подтверждение в тексте.

У.: – Встречались ли вам похожие герои в других сказках?

У.: – На какое произведение похожа эта сказка?

У.: – С каким тоном следует читать слова Котьки? Мамы?

У.: – О чём нам хочет поведать сказитель?

У.: – Как мы озаглавим первую часть?

2) Чтение по ролям.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют текст, высказывают своё мнение, читают по ролям,

Познавательные УУД: умение анализировать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, умение читать по ролям.

Коммуникативные УУД: умение правильно, сознательно, выразительно читать, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД: умение строить логическую цепочку рассуждений.

7. Обобщение.

4 мин.

Соотнесение с другими видами искусства

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы», озаглавьте изображенный эпизод.

Рассматривают иллюстрацию.


Придумывают заголовок к иллюстрации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учёт разных мнений учащихся.


Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений

8. Итог урока.

2 мин.

Беседа, эмоциональная рефлексия.

1) Беседа:

- Является ли рассказ поучительным, как было заявлено в начале урока?

- Какие чувства остались у вас после чтения?

- Что больше всего понравилось на уроке?

2) Рефлексия:

У.: – Вам понравился урок?

– Ребята, какое настроение у вас в конце урока?

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль.

9. Домашнее задание.

1 мин.

Словесный метод: инструкция.

Учитель задаёт домашнее задание: чтение рассказа по ролям.

Записывают домашнее задание.