Название этапа | Время | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетентность (УУД) |
Организационный момент. | 1 мин. | Эмоциональный настрой | 1) Приветствие. 2) Проверка готовности к уроку. 3) Настрой на урок. У.: Ждет сегодня вас рассказ-это раз! Работа будет нелегка-это два! Ну а в-третьих, все садитесь и друг другу улыбнитесь. И с хорошим настроением, Все за чтение примитесь! - Ребята! У вас хорошее настроение? | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Повторяют за учителем стихотворение и отвечают на вопрос. | Коммуникативные УУД: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу; Личностные УУД: самоопределение. |
2. Подготовка к первичному восприятию. | 5 мин. | Беседа, загадка | У.: – Ребята, знаком ли вам писатель Николай Носов? – Какие произведения этого писателя мы уже читали? Сегодня мы прочитаем ещё один замечательный рассказ Николая Носова. А чтоб узнать название рассказа, отгадайте загадку. «Летом – в огороде, Свежие зеленые, А зимою – в бочке, Желтые, соленые.» (огурцы) | Вспоминают произведения Носова. Отгадывают загадку, проводят аналогию, рассуждают, о чем может пойти речь. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. |
3. Первичное восприятие. | 6 мин. | Прослушивание чтения учителя. | 1) Словарная работа (работа с незнакомыми словами, которые могут встретиться в тексте). Объяснение смысла этих слов. 2) Учитель выразительно читает произведение. | Обучающиеся работают с незнакомыми словами, внимательно слушают учителя, следят за чтением по тексту. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: сознательно организовывать свою познавательную деятельность. |
4. Проверка качества первичного восприятия. | 8 мин. | Беседа по вопросам учителя | У.: – Назовите главных героев произведения. - Дайте характеристику героев прочитанного рассказа. - Определите качества человека, которые позволили Котьке выйти из трудного положения (мужественный, отважный, добрый, послушный). - Можно ли утверждать, что Котька совершил доброе дело, когда принёс домой огурцы? Обоснуйте своё мнение. - Найдите в тексте слова, которые описывают настроение Котьки в начале рассказа и в конце. В чем разница этой радости? – Сформулируйте основную мысль рассказа. | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Личностные УУД: определять нравственные качества личности. Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике. |
5. Постановка учебной задачи. | 8 мин. | Сравнительно-сопоставительная работа | Игра «Найди пословицу» Задание: Мы объединимся в три команды по рядам, каждая команда должна выбрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Огурцы» 1 карточка: Жизнь прожить - не поле перейти. Нет друга, так ищи, а есть, так береги. Честность всего дороже. (верно) 2 карточка: Любишь кататься, люби и саночки возить. Всякое ремесло честно, кроме воровства. (верно) В гостях хорошо, а дома лучше. 3 карточка: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (верно) Любишь кататься - люби и саночки возить. Глаза боятся, а руки делают. Вопросы: 1. Какой эпизод из рассказа вам особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3.Кто он? Почему он понравился? | Делятся на команды, обмениваются мнениями, работают по карточкам, определяют выступающего и объясняют свой выбор. | Личностные УУД: нравственно этическая ориентация Регулятивные УУД: контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном). Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона). |
6. Анализ произведения. | 10 мин. | Чтению по ролям первой части текста. | 1) У.: – Что нам необходимо, чтобы прочитать рассказ по ролям? У.: – С какими персонажами мы познакомились в первой части? У.: – Как мы их себе представляем? У.: – Каким перед нами предстаёт Котька? Мама? Павлик? Найдите подтверждение в тексте. У.: – Встречались ли вам похожие герои в других сказках? У.: – На какое произведение похожа эта сказка? У.: – С каким тоном следует читать слова Котьки? Мамы? У.: – О чём нам хочет поведать сказитель? У.: – Как мы озаглавим первую часть? 2) Чтение по ролям. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют текст, высказывают своё мнение, читают по ролям, | Познавательные УУД: умение анализировать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, умение читать по ролям. Коммуникативные УУД: умение правильно, сознательно, выразительно читать, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: умение строить логическую цепочку рассуждений. |
7. Обобщение. | 4 мин. | Соотнесение с другими видами искусства | - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы», озаглавьте изображенный эпизод. | Рассматривают иллюстрацию. Придумывают заголовок к иллюстрации. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учёт разных мнений учащихся. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений |
8. Итог урока. | 2 мин. | Беседа, эмоциональная рефлексия. | 1) Беседа: - Является ли рассказ поучительным, как было заявлено в начале урока? - Какие чувства остались у вас после чтения? - Что больше всего понравилось на уроке? 2) Рефлексия: У.: – Вам понравился урок? – Ребята, какое настроение у вас в конце урока? | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. |
9. Домашнее задание. | 1 мин. | Словесный метод: инструкция. | Учитель задаёт домашнее задание: чтение рассказа по ролям. | Записывают домашнее задание. | |