СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица".»

Технологическая карта урока литературного чтения


Тема:

Цель:

Стихи А.Л.Барто

Познакомить уч-ся с произведениями А.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова», пополнить биографические знания о поэтессе, обогащать словарный запас уч-ся.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- умение прогнозировать содержание произведения,

- читать правильно осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

- определять жанр произведения.


Познавательные УУД:

- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

- аргументировать свой ответ.


- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи:

Обеспечить полноценное восприятие детьми произведения, учить анализировать произведение, расширять словарный запас уч-ся; развивать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к труду, к окружающему миру.

Ресурсы: информационный материал: учебник «Азбука», авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, толковый словарь, демонстрационный материал: компьютер, диапроектор, карточки с заданиями.


ЭТАПЫ УРОКА



Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

I. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку. А сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

Организация рабочего места, нацеливание на успешную деятельность.


II. Речевая разминка.

  1. Дыхательная гимнастика:

- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко,

Вот и вся загадка. (Кот.) 

- Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».

Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.

  1. Работа со скороговоркой:

- Внимание, вторая загадка: 

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба).

- В реках много живет разных интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. 

(Читает скороговорку один ученик).

1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо.

2) Медленно и громко.

3) Быстро и громко.

Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.

3. Чтение слогов и слов:

- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка.) (Слайд 1)

- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить следующие задания:

А) быстрое нахождение слогов на слайде презентации; (при, роб, над, тво, сли, клу, зва, убр)

Б) работа со слоговой таблицей : (на доске)

  • чтение по столбикам,

  • по строчкам,

  • «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним);

В) быстрое чтение слов по карточкам на доске, (книги с этими стихами выставляются на выставку, среди них выставляются лишние незнакомые книги)





Разгадывают загадку, затем

дети выполняют дыхательную гимнастику





























Чтение скороговорки уч-ся, меняют громкость и темп.



















Отгадывают загадку, работают со слайдом презентации, затем со слоговой таблицей.

















Стараются читать вместе с учителем









Познавательные: осуществлять поиск информации, выдвигать предположения



























Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.





















Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.


III. Постановка целей и определение темы урока.

1. Беседа:

- Все эти герои встречаются в произведениях очень известной поэтессы, имя которой известно даже маленьким детям. Выберите его среди цепочки букв на доске и прочитайте : ВИБАРТОУЗ (Барто)

2. Работа с выставкой книг. ---Рассмотрите выставку. Какие произведения здесь лишние? Почему? (Не все читали)


3. Определение темы урока ,постановка задач. Тема: Стихи А. Барто. (Слайд 2) Задачи: познакомиться с новыми произведениями А.Барто, узнать новые сведения о поэтессе, пополнить словарный запас, работать над выразительностью.






Выделяют фамилию автора



Дети знакомятся с выставкой книг из школьной библиотеки, выделяют лишние и указывают причину.

Формулируют тему и задачи урока.








Познавательные: строят устные речевые высказывания.





Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять и формулировать тему урока, ставить новые учебные задачи





IV. Изучение нового материала. (Слайд3) 1. Знакомство с биографией писателя. (Сообщают уч-ся у доски)

Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее.

Большая часть стихов А. Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Она встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

2. Актуализация знаний о стихах А. Барто:

А) работа в группах( игра «Карточки»)

- Я для вас подготовила карточки со стихами А. Барто («Мяч», «Лошадка», «Мишка»), но строчки и некоторые слова перепутались. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)

1. Наша Оля громко плачет,

Тише, Олечка, не плачь,

Уронила в речку мячик,

Не утонет в речке мяч!

2. Я люблю свою игрушку,

Гребешком приглажу хвостик,

Причешу ей шёрстку гладко

И верхом поеду в гости!

3. Уронили зайку на пол,

Всё равно его не брошу,

Оторвали зайке лапу,

Потому что он хороший.


Б) проверка (чтение у доски текста,1 уч-ся от группы) (слайды 4-6)

-Как относились хозяева к своим игрушкам?(С любовью, дорожат игрушкой)

-Кто знает стихотворение из сборника «Игрушки», в котором хозяйка относилась плохо к своей игрушке? (Ответы детей «Зайка»)(слайд 7)

3. Чтение ст-я «Зайка» С.104.

- Почему зайка остался один?

-Что значит «Весь до ниточки промок?»

-Хорошая ли хозяйка у зайчика? Как надо относиться?

-Прочитайте наизусть ст-е.



3. Физминутка (По зрительной таблице на стене)

4. Работа над стихотворением «Помощница» (слайд 8)

а). Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним ст-ем А. Барто «Помощница». -Кого называют помощником? Предположите, о чем будет написано в стихотворении? (прогнозирование) Чтение учителем текста.

-Верно ли было высказано предположение?

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

б).Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Поделитесь своим отношением к Тане. (обобщение ответов детей)

5. Игра «Верно - не верно»

-Давайте поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили текст?

А). Таня угощала брата конфетами;

Б). Вымыла ложки и пролила столярный клей;

В). Сама разделась и легла спать.

6.Физминутка.(Слайд9)
- Вы ведь, ребята, тоже помощники, только уже большие и настоящие. Предлагаю провести физминутку «Мы - помощники»
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.


7. Работа над стихотворением «Игра в слова», чтение текста (Слайд 10)

  • -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)

  • -А какие звуки вы знаете? Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? А шуршание мышей?

- Что вы услышали нового?

а) чтение по строфам уч-ся;

б) выборочное чтение к иллюстрациям. в) выразительное чтение. г) многозначность слова «ключ». (Ключ- родник, скрипичный, дверной, гаечный.)
-Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу.



Подготовленные дети делятся известной им информацией.

Уч-ся знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.








Дети работают в группах и выполняют задание.
























Зачитывают правильные варианты, отвечают на вопросы.






Дети открывают учебники,

следят за читающим.

Дети объясняют выражение.



Выполняют задание, читают наизусть.


Выполняют движения глазами.




Прогнозирование событий в тексте.



Дети следят за читающим, затем отвечают на вопросы учителя.





Ответы детей с опорой на текст.



















Знакомятся с понятием «ирония»





Характеризуют героиню, используя опорные слова















Дети сообщают, что в утверждении верно, а что нет









Выполняют движения














Дети следят

Вспоминают и называют звуки. (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Дети называют слова и звуки в них.



Чтение текста уч-ся, подбор строф к иллюстрациям.





Делают вывод.


Познавательные:

принимают и сохраняют учебную задачу, строят устные речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции.





Коммуникативные:

уметь точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, учитывать разные мнения.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в группе










Познавательные:

умение работать с учебником, с текстом.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.













Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации




















Познавательные: строят устные речевые высказывания.



















Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции





















Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции



Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации


V. Закрепление знаний. (Слайд 11) Работа в парах  1.Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией.


1. Я устала, не могу. «Игра в слова»
Я вам завтра помогу!

2. Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок... «Помощница»

3. Скажи потише:

« Шесть мышат...»

4.Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел. «Зайка»


2. Проверка работы в парах.


VI. Итоги урока. (Слайд 12)

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

Продолжите:

Мне понравилось…

Мне было интересно…

3. Работа с сигнальными кружками:

- Оцените свою работу на уроке.

- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. (Слайд 13)



Работают в парах, зачитывают поочерёдно отрывок, указывают название.















Зачитывают текст и название ст-я



Отвечают на вопросы.




Высказывают свои впечатления от урока.

























Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации


Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в парах

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;




Познавательные: строят устные речевые высказывания.