II. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика: - Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку: Выгнул спинку он дугой, Замяукал. Кто такой? Потянулся сладко, Вот и вся загадка. (Кот.) - Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая. Работа со скороговоркой: - Внимание, вторая загадка: В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт. (Рыба). - В реках много живет разных интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (Читает скороговорку один ученик). 1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо. 2) Медленно и громко. 3) Быстро и громко. Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо. 3. Чтение слогов и слов: - Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка: Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дуплах орехи прячет, Сушит на зиму грибы. (Белка.) (Слайд 1) - Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить следующие задания: А) быстрое нахождение слогов на слайде презентации; (при, роб, над, тво, сли, клу, зва, убр) Б) работа со слоговой таблицей : (на доске) чтение по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним); В) быстрое чтение слов по карточкам на доске, (книги с этими стихами выставляются на выставку, среди них выставляются лишние незнакомые книги) | Разгадывают загадку, затем дети выполняют дыхательную гимнастику Чтение скороговорки уч-ся, меняют громкость и темп. Отгадывают загадку, работают со слайдом презентации, затем со слоговой таблицей. Стараются читать вместе с учителем | Познавательные: осуществлять поиск информации, выдвигать предположения Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Изучение нового материала. (Слайд3) 1. Знакомство с биографией писателя. (Сообщают уч-ся у доски) Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Большая часть стихов А. Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Она встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. 2. Актуализация знаний о стихах А. Барто: А) работа в группах( игра «Карточки») - Я для вас подготовила карточки со стихами А. Барто («Мяч», «Лошадка», «Мишка»), но строчки и некоторые слова перепутались. Исправь ошибки и расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.) 1. Наша Оля громко плачет, Тише, Олечка, не плачь, Уронила в речку мячик, Не утонет в речке мяч! 2. Я люблю свою игрушку, Гребешком приглажу хвостик, Причешу ей шёрстку гладко И верхом поеду в гости! 3. Уронили зайку на пол, Всё равно его не брошу, Оторвали зайке лапу, Потому что он хороший. Б) проверка (чтение у доски текста,1 уч-ся от группы) (слайды 4-6) -Как относились хозяева к своим игрушкам?(С любовью, дорожат игрушкой) -Кто знает стихотворение из сборника «Игрушки», в котором хозяйка относилась плохо к своей игрушке? (Ответы детей «Зайка»)(слайд 7) 3. Чтение ст-я «Зайка» С.104. - Почему зайка остался один? -Что значит «Весь до ниточки промок?» -Хорошая ли хозяйка у зайчика? Как надо относиться? -Прочитайте наизусть ст-е. 3. Физминутка (По зрительной таблице на стене) 4. Работа над стихотворением «Помощница» (слайд 8) а). Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним ст-ем А. Барто «Помощница». -Кого называют помощником? Предположите, о чем будет написано в стихотворении? (прогнозирование) Чтение учителем текста. -Верно ли было высказано предположение? - Какое чувство вызвало у вас поведение Тани? б).Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения. - Какое чувство вызвало у вас поведение Тани? - Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия? - Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение) - Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? (Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама. Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.) - Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста. - Можно ли Таню назвать помощницей? - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю). - Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония. - Скажите, как автор относится к своей героине? (при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит). Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит. - Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша) - Поделитесь своим отношением к Тане. (обобщение ответов детей) 5. Игра «Верно - не верно» -Давайте поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили текст? А). Таня угощала брата конфетами; Б). Вымыла ложки и пролила столярный клей; В). Сама разделась и легла спать. 6.Физминутка.(Слайд9) - Вы ведь, ребята, тоже помощники, только уже большие и настоящие. Предлагаю провести физминутку «Мы - помощники» Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы бельё теперь стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем всё кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. 7. Работа над стихотворением «Игра в слова», чтение текста (Слайд 10) -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит) -А какие звуки вы знаете? Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? А шуршание мышей? - Что вы услышали нового? а) чтение по строфам уч-ся; б) выборочное чтение к иллюстрациям. в) выразительное чтение. г) многозначность слова «ключ». (Ключ- родник, скрипичный, дверной, гаечный.) -Чему учат эти стихи? Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу. | Подготовленные дети делятся известной им информацией. Уч-ся знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто. Дети работают в группах и выполняют задание. Зачитывают правильные варианты, отвечают на вопросы. Дети открывают учебники, следят за читающим. Дети объясняют выражение. Выполняют задание, читают наизусть. Выполняют движения глазами. Прогнозирование событий в тексте. Дети следят за читающим, затем отвечают на вопросы учителя. Ответы детей с опорой на текст. Знакомятся с понятием «ирония» Характеризуют героиню, используя опорные слова Дети сообщают, что в утверждении верно, а что нет Выполняют движения Дети следят Вспоминают и называют звуки. (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) Дети называют слова и звуки в них. Чтение текста уч-ся, подбор строф к иллюстрациям. Делают вывод. | Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, строят устные речевые высказывания. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, учитывать разные мнения. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в группе Познавательные: умение работать с учебником, с текстом. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные: строят устные речевые высказывания. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
V. Закрепление знаний. (Слайд 11) Работа в парах 1.Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией. 1. Я устала, не могу. «Игра в слова» Я вам завтра помогу! 2. Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок... «Помощница» 3. Скажи потише: « Шесть мышат...» 4.Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. «Зайка» 2. Проверка работы в парах. VI. Итоги урока. (Слайд 12) -Что нового вы сегодня узнали? -С каким автором познакомились? -Какие стихотворения читали? Продолжите: Мне понравилось… Мне было интересно… 3. Работа с сигнальными кружками: - Оцените свою работу на уроке. - Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. (Слайд 13) | Работают в парах, зачитывают поочерёдно отрывок, указывают название. Зачитывают текст и название ст-я Отвечают на вопросы. Высказывают свои впечатления от урока. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в парах Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Познавательные: строят устные речевые высказывания. |