Организационный момент | 1. Концентрация внимания. 2. Проверка готовности к уро-ку | Словесный метод | 1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. - Мы начинаем с вами урок литературного чтения. - Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника) | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность урока. | Ф | | | учебное сотрудничество с учителем, | проявлять интерес к чтению |
I этап до чтения | 1.Актуализация знаний, появление темы и цели урока. 2.Знакомство с писателем. 3. Работа с текстом учебника. 4. Работа с жанром – стихотворение. 5. Работа с иллюстрацией. | Бесседа рассказ | - Ребята, с каким произведением Пушкина вы знакомились на прошлых уроках? - К какому жанру относится это произведение? - Какие ещё литературные жанры вы знаете? - Посмотрите на слайд. Разгадайте ребус. Какое слово у вас получилось? - что такое стихотворение? - Посмотрите на слайд. О каком авторе пойдёт речь? - Какая тема урока? - Какую цель поставите на урок? - Ю́нна Петро́вна Мо́риц (род. 2 июня 1937, Киев) — русская поэтесса и переводчица, сценарист. Лауреат многих премий. На стихи Юнны Мориц написано много песен. Родилась в еврейской семье. У отца Ю. Мориц было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать окончила гимназию до революции. Он давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком. Своё первое стихотворение Юнна Мориц сочинила в 4 года: В 1954 году она окончила школу с золотой медалью. После её окончания пыталась поступить в Киевский университет на журналистику. Её не приняли за отсутствие литературных способностей. В 1961 году в Москве вышла первая книга поэтессы. - Вы любите мечтать? О чем вы мечтаете? - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о дружбе, о душевной теплоте, о мечтах. А поможет нам в этом стихотворение Ю. Мориц. - Отгадайте загадку: Трубит громко, да не трубач, Настоящий он силач. Имеет длинный хобот он. Догадались? Это… | - Сказка о царе Солтане. - Сказка - Сказка, стихотворение, рассказ, повесть, роман и т.д. - Стихотворение. - это - Ю.П. Мориц. - Стихотворение Ю.П. Мориц. - Слушают об авторе. - ответы. - слон | Ф И Ф Ф | Презентация | познакомиться с творчеством Ю.П. Мориц и ее стихотворением | учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно узнать. произвольное построе-ние речевого высказы-вания в устной форме. | проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов |
II этап до чтения | 1. Первичное чтение теска. Первичный анализ. 2. Перечитывание текста с новой учебной целью. 3. Словарная работа. 5. Выразительное чтение стихотворение | Беседа Бесседа Чтение про себя | - О чем же будем сегодня читать? - Сейчас вы прослушаете стихотворение Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон». - Что говорит нам заглавие этого стихотворения? - В учебнике стихотворение не полное, поэтому слушайте внимательно и подумайте, смешное оно или грустное? - Какое это стихотворение – смешное или грустное? Почему? - о чем это стихотворение? - какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? - Прочитайте текст стихотворения про себя и карандашом отметьте слова, значение которых вам не понятно. - Байдарка – лодка Заключали в объятья – обхватить руками, обнять Авоська – сумка Прочитаем ещё раз стихотворение выразительно. | - ответы. - что это семья. - ответы. - Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. - Ответы. - Байдарка, заключали в объятья, авоська. - выразительно читают. | Ф Ф Ф,И | Презентация Аудиоматериалы учебник | познакомиться с творчеством Ю.П. Мориц и ее стихотворением | учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. находить необходимую информацию | проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов |
III этап до чтения | 1.Концептуальная беседа по тексту. 2. Работа в парах 3. Творческое задание. | Чтение по фразам Выборочное чтение Выразительное чтение | - Сейчас читать будем по строфам с карандашом в руках, выделяя главное. 1 строфа - Где жили слоны? - Почему они уплыли в море? - Как выглядит байдарка? 2 строфа - Как вы себе представляете волны? - С кем подружились слоны? - С чего это началось? - «Детская улыбка» - это какая? 3 строфа - Как вы понимаете слова? «глоток задушевности»? 4 строфа - Какие отношения сложились между дельфинами и семьей слона? - Из каких слов это видно? - Что значит заключили вы объятья? 5-6 строфы - Почему слоны вернулись? 7 строфа - Кто такой слоновод? (сравним: садовод.) - почему он устроил им праздник, бал? 8-9 строфы - По кому и по чему скучаю слоны? - где слоны могут увидеть морскую капусту? - А сейчас поработайте в парах. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - О чем это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе. | - в зоопарке - устали стоять -лодочка - с дельфинами - с детской улыбки - добрая и открытая - Это, значит, пообщаться сердечно, искренне. - они подружились - любили как братья - обняли на прощание - Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши - Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним. - Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте. - во сне - работают в паре. - "…и нам напевают (слониха, слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!" | Ф Ф П | Учебник Учебник Раздаточный материал | познакомиться с творчеством Ю.П. Мориц и ее стихотворением | учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. произвольное построе-ние речевого высказы-вания в устной форме. находить необходимую информацию | проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов |
Подведение ито-гов урока | 1.Обобщающая беседа по теме. 2. Рефлексия. | беседа | - Кто главный герой стихотворения? - Чье еще присутствие ощущается в стихотворении? - Какая это строка в каждой строфе? - Обозначим ее буквой А. - Прочитайте только эти строки. - Что можно сказать об авторе? | - Слоны - Человека - Последняя | Ф | учебник | | произвольное построе-ние речевого высказы-вания в устной форме. | про-яв-лять инте-рес к чте-нию |