1. Организационный момент 2.Мотивация к деятельности. Введение в тему урока. (3 мин.) | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас. Сегодня эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин Сегодня мы с вами поговорим о произведении Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». -Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (79 лет). Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни). А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты). Прошло уже 79 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы. Выступает ученик: Лимонов Дмитрий - О чём же мы сегодня будем говорить? Записывают число и тему урока: Трудности послевоенного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» Какие цели поставим? -Познакомиться….с писателем и его произведением -Выяснить…какие трудности послевоенного времени пришлось пережить герою -Прочувствовать произведение, вынести урок для жизни | Отвечают на вопрос, высказывают свои версии. | Л- смыслообразование, П-общеучебные универсальные действия, К-уметь формулировать собственное мнение и позицию, Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
3. Актуализация и пробное учебное действие (10 мин.) | (слайд ) Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин. Валентин Распутин – один из ярких представителей современной русской литературы, признанный мастер прозы. Выступает ученица: Молодкина Валерия 2) -Что в его биографии показалось вам интересным? - Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя популярны как в нашей стране, так и за рубежом. - С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки французского» мы будем сегодня знакомиться. Что такое автобиография? Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни. Главный герой является прототипом автора. Как вы понимаете значение слова «прототип»? Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа. | Слушают рассказ учителя, ученика, делают краткий конспект. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работы с текстом. (5 мин.) | Ответьте на следующие вопросы.. Проверочная работа по тексту 1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? 11 2. Почему герою пришлось уехать в райцентр? В деревне была только начальная школа 3. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям? Ведро картошки 4. Какая река протекала в деревне, где была мама нашего героя? Ангара 5. Что все лето так тщательно поливали Вовчик и его сестра ангарской водой? Глазки картошки и проросшие семена ржи и овса 6. Как называется игра на деньги, в которую играл герой с мальчишками? «Чика» 7. Почему Вовчик играл в эту игру? Мальчику не хватало еды 8. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал? Покупал молоко 9. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко? У мальчика было малокровие 10. Во второй раз на что герою нужен был рубль? На хлеб | Ученики, пользуясь учебником и своими знаниями, отвечают на вопросы, заполняют пропуски. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
5. Физкультминутка 6.Включение в систему знаний и повторение (10 мин.) | Беседа - От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография). - Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет). - Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной». -Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж? -Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году. Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты». -Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь). -Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа? -А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». -Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? (У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука). Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа? Обращение к эпиграфу. «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин. -О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор? | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Делают заметки | П- использование символических средств для решения задач; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.) | -Что вы сегодня узнали нового? Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра. Продолжите предложения: Я задумался (задумалась) над… Я открыл (открыла) для себя… Чему я хочу научиться? Подчеркни нужное в правой части таблицы. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен | 4. Выставляет отметки за урок. | Ученики вместе с учителем подводят итог урока(рефлексию). | Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; |