Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по произведению В.Конецкого "Тамара"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: Новикова Н.Н
Учебный предмет: литература
Класс:7
Внеклассное чтение: В.В.Конецкий «Тамара»(глава из повести «Кто смотрит на облака»)
Тема урока: «Один день из жизни блокадного Ленинграда (по рассказу В.Конецкого «Тамара»)».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока: Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образа; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, книга для внеклассного чтения «Вокруг тебя - мир» для ученика. 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др.– М.:ООО «Гендальф», 2000г. – 96 с., наглядный материал (плакат «С Днем Победы»).
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Приветствие. Психологический настрой. 1.Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Никто не забыт и ничто не забыто» (О,Берггольц) (Слайд 1) -Как вы понимаете эти строки? К какой теме обращается автор? -О.Берггольц пережила блокаду в Ленинграде. -В качестве эпиграфа были взяты её слова: "Никто не забыт и ничто не забыто", которые высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища, где похоронены 470 тысяч ленинградцев, отдавших свои жизни при защите блокадного Ленинграда. (Слайд 2) -Вспомните имя самой известной девочки – символ гибели тысячи ленинградцев. (Слайд 3) Вы прочитали рассказ В.Конецкого «Тамара». Сформулируйте тему и цель нашего урока. |
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Должны прийти к выводу о том, что в эпиграфе заключается тема памяти обо всех погибших на войне людях.
Отвечают на вопросы. Рассказывают о Тане Савичевой)
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, исходя из собственного опыта: Тема нашего урока будет связана с войной. Сегодня мы поговорим о тех, кто выживал в блокаде Ленинграда, об отражении этого ужасного периода в художественной литературе 1. Проанализировать рассказ В.Конецкого «Тамара» на смысловом уровне. 2. Узнать, понять и прочувствовать, как жили люди в блокадном Ленинграде 3.Сделать вывод том, что необходимо помнить о страшных событиях военных лет. |
Включение в учебный процесс. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными целями. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. Делать выводы, обобщения. |
Этап 2. Практикум: Работа с текстом.
1. Работа с биографической статьей. | Читают статью. Отвечают на вопросы: -Где и в какой семье родился В. Конецкий? -Где прошли детские годы? -Как некоторые факты из биографии нашли отражение в рассказе? | Личностные результаты: Самоопределение, смыслообразование. Познавательные УУД: 1. работа с информацией, выполнение логических операций 2. преобразование и сохранение информации. 3.установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Формирование навыков речевой деятельности |
2. Комплексный анализ текста. -Кто такая Тамара? Сколько ей лет? Как она оказалась в Ленинграде? -Как выглядит город? -Что произошло в булочной? -Как очередь наказала мальчика? -Почему люди так жестоки, что вынудило их так поступить? -На кого похож мальчишка? -Казалось бы, нет жизни. Но что помогает выстоять? -Какой поступок совершает Тамара? -Что такое КАРТОЧКА в блокадном Ленинграде, её значение для жителей города? -Что такое «прекрасный студень», которым Валерий Иванович угощает Тамару? -Как вы понимаете смысл последних строк, обращенных к Тамаре? | Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте, зачитывают. Составляют с опорой на текст таблицу, оперируя понятиями ЖИЗНЬ –СМЕРТЬ. Излагают выборочно содержание прочитанного текста Заполняют таблицу. Делают промежуточный вывод. Сжатый пересказ текста. Обращение к исторической справке. Обращение к тексту. Поиск информации. Размышляют, отвечают на вопрос. | Коммуникативные УУД: Освоение способов совместной деятельности. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные результаты: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |
Этап 3. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
-Так как же, ребята, жили люди в блокадном Ленинграде? - Какое было детство у детей? Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Несмотря на чудовищные условия существования, многие люди выжили благодаря своему мужеству, стойкости, любви к Родине и стремлению победить врага. - С момента окончания войны прошло более 70 лет! За это время многое изменилось: мир, страна, мировоззрение людей…Но одно не изменилось и не должно меняться – это память. - Зачем писатели детально воспроизводят на страницах книг трагические картины того времени, не лучше ли забыть о плохом и помнить только хорошее? - Подходит к концу наш с вами урок. Какие выводы вы для себя сделали. Какие уроки извлекли? Просмотр видеоролика о блокаде Ленинграда (Песня «Ленинградки» в исполнении Нины Ургант). -Домашнее задание: прочитать рассказ К.Булычёва «Можно попросить Нину?» | Отвечают на вопросы. Пишут пожелания ленинградцам на плакате «С Днем Победы!» исходя из понимания темы и целей урока. Читают рассказ дома. | Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; Познавательные УУД: Осуществлять самоконтроль и самооценку; Личностные результаты: Уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |