II. Актуализация изученного Цель: актуализация знаний | Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом: -разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока). ---составление ассоциативного ряда к ключевому слову «детство»; Все ключевые слова перед нами подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? | Слово учителя Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки Прием создания проблемной ситуации и ее решение | Каждая пара решает кроссворд. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Выполненные задания, кластер «Детство», сформулированная тема. цель урока | 5 мин |
III. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока | Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения). Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник? Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления. Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». | Прием создания проблемной ситуации и ее решение | Формулируют тему произведения Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова) | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | | 30 мин |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: развитие читательских умений | А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Анализ 1 части стихотворения. Выделим микротемы; (к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора). Каково значение слова «умиление»? Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма? Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор? Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины» Делаем вывод, который заносим на «картину» Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть. Анализ 2 части 1.Выделим микротемы данной части стихотворения. К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик? Какое настроение этой части стихотворения? А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства? Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения) Работа с примерами изобразительного искусства. Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта. Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей? | Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение, инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства, прием взаимоконтроля Игра «Оживление картины», взаимооценка | Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы Выделяют микротемы (рассказ, встреча) Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям) Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы Работают с толковыми словарями тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста. Обсуждение в группах. Заполнение таблицы Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Заполненная таблица Инсценировка Элементы на «картине» | |
| Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях». (сообщение ученика) Анализ 3 части стихотворения Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство». Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям? | самостоятельная исследовательская работа (творческий проект) оценка проекта выразительное чтение словарная работа | Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы Выразительно читают отрывок Отвечают на вопросы Заполняют таблицу | | Исследовательская работа ученика (творческий проект) | |
V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока | Итак, давайте подведем итог. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова? Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»? Что же за тайну хранит это стихотворение? Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине? Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. | Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения, объяснительно-иллюстративный | Составляют кластер Сравнивают кластеры Делают вывод, об идее стихотворения (для чего автор написал стихотворение?) | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова» «Картина» стихотворения. | 5 мин |