СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"»


Тема

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» - 3 часа, 3-й урок

Авторы – составители учебника

Г.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина

Цели


образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД


Межпредметные связи


Изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование


Технологическая карта урока литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы Наумовой Марины Павловны









Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

Время

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбку гостям. Пусть эта улыбка подарит всем хорошее настроение , а нам поможет плодотворно провести урок ! Успехов всем нам!

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полня готовность к уроку

1 мин

II. Актуализация изученного

Цель: актуализация знаний


Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока). ---составление ассоциативного ряда к ключевому слову «детство»;


Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Слово учителя






Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки


Прием создания проблемной ситуации и ее решение








Каждая пара решает кроссворд.









Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;






Выполненные задания, кластер «Детство», сформулированная тема. цель урока

5 мин

III. Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока


Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения).

Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети».


Прием создания проблемной ситуации и ее решение













Формулируют тему произведения





Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)


















Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;




































30 мин

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений



А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Анализ 1 части стихотворения.

Выделим микротемы;

(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?

Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма?

Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины»

Делаем вывод, который заносим на «картину»













Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.


Анализ 2 части

1.Выделим микротемы данной части стихотворения.



К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик?

Какое настроение этой части стихотворения?

А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это

В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства?

Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения)

Работа с примерами изобразительного искусства.

Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта.

Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?


Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,

инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля













Игра «Оживление картины», взаимооценка






























Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы



















Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы


Работают с толковыми словарями

тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям

Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.


Обсуждение в группах. Заполнение таблицы







Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора






Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Заполненная таблица



































Инсценировка






Элементы на «картине»



Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях».

(сообщение ученика)

Анализ 3 части стихотворения


Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».

Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?


самостоятельная исследовательская работа (творческий проект)

оценка проекта







выразительное чтение


словарная работа

Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы








Выразительно читают отрывок



Отвечают на вопросы


Заполняют таблицу



Исследовательская работа ученика (творческий проект)


V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока

  1. Итак, давайте подведем итог.

  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?

  3. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?

  4. Что же за тайну хранит это стихотворение?

  5. Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине?

Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,

объяснительно-иллюстративный

Составляют кластер








Сравнивают кластеры






Делают вывод, об идее стихотворения (для чего автор написал стихотворение?)

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова»













«Картина» стихотворения.

5 мин

VI. Домашнее задание

Выбери себе задание

1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»

3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова»

4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;



1 мин

VII. Рефлексия

I. Оцените работу своей группы

II.Оцените работу остальных групп

III.Оцените свою работу

1.В группе я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;


Заполненные бланки (для анализа урока учителя)

3 мин