Тема | И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне" |
Цель | Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия Содержательная: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль. |
Задачи Планируемые результаты обучения учащихся | Образовательные: 1) познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Волк на псарне»; 2) проанализировать художественное и идейное своеобразие басни И.А.Крылова «Волк на псарне»; 3) повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение; 4) развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения; Развивающие: 1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация); формировать умение анализировать текст художественного произведения; 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя; 3) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией); 4) осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус. Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера главных героев басни; 2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего; 3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм. 4) воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения; Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям. |
Формируемые УУД | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров; формирование познавательного интереса учащихся к чтению; формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль развитие адекватной самооценки. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; волевая саморегуляция; понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; строить рассуждения; делать выводы. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Основные понятия | басня, ловчий, овчарня, хлев, псарня, псари. |
Ресурсы | ИКТ, фонохрестоматия, учебники, оценочный лист, презентация: «И.А.Крылов «Волк на псарне»», раздаточный материал. |
Организация пространства | Формы работы: Методические приемы: индивидуальная, работа в парах и группах, слово учителя, устные выступления учащихся, , прослушивание грамзаписи, творческое задание. Межпредметные связи: история |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
УУД |
1. Организационный момент | Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. Слайд 1. - Проверьте свою готовность к уроку, наличие всего необходимого. | Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование 3) Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Целеполагание. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | -Ребята, на экране портреты людей. Слайд 2 - Как вы думаете, что объединяет этих людей? -Есть ли среди них знакомые лица? -А кого из них вы хорошо знаете? - Возможно, всех их вы не знаете, но именно на уроках литературы познакомитесь с замечательными людьми, которые прославили нашу и мировую литературу - На какие 2 группы можно разделить эти иллюстрации? Слайд 3 - Кому поставлен этот памятник? Слайд 4 - Где он находится? - Каким образом связан Петербург с творчеством И.А.Крылова? - Сколько ему тогда было лет? - Вот как сказал об Иване Андреевиче Крылове русский поэт 19 века Пётр Андреевич Вяземский: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. - Как вы понимаете слова Петра Андреевича Вяземского? - А кого называют баснописцем? -А что такое басня? 3. Определение темы, цели, мотивация. Постановка проблемы. - Что вы видите на данной иллюстрации? Слайд 5 - А к какому произведению она подходит произведению? - Исходя из изложенного, можно ли определить тему нашего урока? - Да, вы правы, ребята, тема сегодняшнего урока: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Слайд 6 - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, исходя из темы. | Отвечают на вопросы учителя -Это писатели и поэты -Да Дети называют тех, кого знают. Это А.С. Пушкин, А.И. Крылов и т.д. -Это иллюстрации к сказкам и Басням. -И.А.Крылову -В Петербурге, в Летнем саду -В этом городе Крылов прославился как баснописец -37 лет -Человека, пишущего басни Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. -Охотник со сворой собак прижали волка в угол. -Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» Басня И.А.Крылова «Волк на псарне -Познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; проанализировать басню; узнать, какие исторические события отражены в басне. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднений | 4. Практическая деятельность. - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 63. Сейчас мы с вами прослушаем текст басни И.А. Крылова «Волк на псарне» в актерском исполнении. https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2017/02/03_-_i._a._krylov._volk_na_psarne_.mp3 | Слушают текст басни и следят по учебнику | |
4. Самостоятельная работа (Словарь урока). | 6. Работа с учебником - Ребята, вам понятен смысл услышанного? Все ли слова из басни вам понятны? - Давайте с вами поработаем в группах. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группе. - Возьмите в руки карандашик и подчеркните незнакомые слова. - Давайте с вами определим лексическое значение некоторых слов: овчарня – помещение для овец псарня – помещение для охотничьих собак почуять –почувствовать, распознатьчутьём, ощутить с помощью обоняния хлев – крытое помещение для животных псари -слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте ахти –просторечное слово, междометие, то же, что ах ворота на запор – закрыться ад – ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания дубьё – палки, дубинки, употребляемые в старину как оружие стадо – группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе расчесться – ответить за всё плохое сват - отец жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга кум –крёстный отец по отношению к родителям крестника лад – согласие, мир, порядок. ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой натура –характер, нрав, темперамент гончие – порода охотничьих собак -А теперь немножко отдохнем Физкультминутка Слайд 7 | Выделяют незнакомые слова и определяют их лексическое значение Вы команда, значит, работать должны все! | 1) Познавательные: - умение видеть героя словами автора - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: выделение главной мысли 4)Коммуникативные -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли. |
5. Подготовка к анализу басни | Ответьте на вопрос: - Куда хотел попасть Волк? - Кто поднялся на псарне против Волка? - Как чувствовал себя Волк, запертый на псарне? -Докажите словами из текста Что предпринял Волк, чтобы избежать наказание? - Кто прервал переговоры с Волком? - Поверил Ловчий сладкой речи Волка? - Какими были решающие действия Ловчего? - На какие исторические события была написана эта басня? Эта басня стала откликом на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седые волосы. - С кем пришлось сражаться русскому народу? - Под чьим командованием совершали свои захватнические походы французы? Слайд 8 - Кто командовал русскими войсками? Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов. Слайд 9 | -Думал залезть в овчарню, а попал на псарню -Поднялся вдруг весь псарный двор. -Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть Пустился мой хитрец в переговоры Ловчий -Нет Выпустил на волка гончих стаю -На события Отечественной войны 1812 года -С французской армией -Бонапарт Наполеон – император Франции -Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания 2) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 3)Коммуникативные -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли; 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
6.Анализ содержания басни. 7. Подведение итогов. | - Попробуем восстановить исторические события Отечественной войны 1812 года, опираясь на басню Крылова «Волк на псарне». - О чём говорят строки басни “Волк, ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню”? -Как вы понимаете строки: “Поднялся вдруг весь псарный двор...”? - Как выглядел Волк, запертый в псарне? Дайте ответ словами басни. - Как вы понимаете фразу: “Огня! — кричат, — огня!” ? - Что предпринял Наполеон, чтобы избежать гибели? Подтвердите словами текста. (Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо с просьбой о мире) - Поверили Волку Ловчий? Докажите словами текста. - Какими качествами наделяет Крылов Волка (Наполеона)? (Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун). - Кто в басне противопоставлен Волку-Наполеону? (Ловчий – Кутузов) - Докажите, найдя в тексте портретное сходство. - Какими качествами наделяет автор Ловчего (Кутузова) ? - Как называется в художественной литературе приём, когда за изображением одного предмета скрывается другой? - Какие ещё художественные приёмы использует автор для создания образов героев? Обобщающая беседа и заключительное слово учителя позволяют осуществить переход от урока к жизни учащихся, сделать своеобразную установку на дальнейшие действия ученика, настроить его на размышления о затронутых проблемах и в дальнейшем - Что такое мораль басни? - В каких строчках заключена мораль басни? - Что хотел сказать Крылов этими строчками, обращаясь к Волку во множественной числе? - А кто мне скажет, какова мораль нашего сегодняшнего урока? | -Эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко -На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян -Можно понимать как повествование о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им -Мирные переговоры. Но, видя то, что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец,- пустился мой хитрец в переговоры -Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун. -Ты сер, а я, приятель, сед и волчью вашу натуру знаю.. -Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный. -Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другой предмет.. -Антитеза – противопоставление, эпитеты – художественные определения. -Мораль – поучение -А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. -Как поступать со всеми врагами-захватчиками, и не только с Наполеоном, но и со всяким, вздумавшим когда-либо посягнуть на независимость нашей Родины. -знать басни И. А. Крылова – -значит знать русскую литературу и историю | 1) Регулятивные: - - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3)Коммуникативные: Речевое взаимодействие со сверстниками,с учителем. |
8. Рефлексия УД на уроке. Оценивание работы. 9. Домашнее задание | Организует рефлексию. Поддерживает атмосферу доверия и свободы высказывания - Итак, ребята, давайте подведём итог нашей с вами работы. Что вам понравилось и что не понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Продолжите фразы: Слайд 10 Самооценка - Кого из одноклассников вы хотите похвалить? - Проанализируйте свою работу на разных этапах урока и поставьте себе отметку за работу на уроке в листах самооценки. - А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание одно из предложенных: 1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 63- 64, сделать иллюстрацию к басне. 2. Выучить басню «Волк на псарне» с. 63 – 64. 3. Написать миниатюру «Мораль сей басни такова…». | Анализируют свою деятельность на уроке. Выбирают домашнее задание | 1) Познават.: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |