СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме "И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне"»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок формирования новых знаний.


Тема

И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне"


Цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

Содержательная: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи



















Планируемые результаты обучения учащихся

Образовательные:

  1. 1) познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Волк на псарне»;

  2. 2) проанализировать художественное и идейное своеобразие басни И.А.Крылова «Волк на псарне»;

  3. 3) повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

  4. 4) развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения;

Развивающие:

1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация); формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя;

3) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией);

4) осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус.

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера главных героев басни;

2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего;

3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм.

4) воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности.

Предметные:

формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;

Метапредметные:

находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям.


Формируемые УУД

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • воспитание интереса к литературе;

  • воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров;

  • формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

  • формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль развитие адекватной самооценки.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

  • волевая саморегуляция;

  • понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • строить рассуждения;

  • делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Основные понятия

басня, ловчий, овчарня, хлев, псарня, псари.

Ресурсы


ИКТ, фонохрестоматия, учебники, оценочный лист, презентация: «И.А.Крылов «Волк на псарне»», раздаточный материал.

Организация пространства

Формы работы: Методические приемы: индивидуальная, работа в парах и группах, слово учителя, устные выступления учащихся, , прослушивание грамзаписи, творческое задание. Межпредметные связи: история


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1. Организационный момент

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. Слайд 1.


- Проверьте свою готовность к уроку, наличие всего необходимого.


Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование

3) Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.

Целеполагание.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


-Ребята, на экране портреты людей. Слайд 2

- Как вы думаете, что объединяет этих людей?

-Есть ли среди них знакомые лица?

-А кого из них вы хорошо знаете?

- Возможно, всех их вы не знаете, но именно на уроках литературы познакомитесь с замечательными людьми, которые прославили нашу и мировую литературу

- На какие 2 группы можно разделить эти иллюстрации? Слайд 3



- Кому поставлен этот памятник? Слайд 4



- Где он находится?

- Каким образом связан Петербург с творчеством И.А.Крылова?


- Сколько ему тогда было лет?

- Вот как сказал об Иване Андреевиче Крылове русский поэт 19 века Пётр Андреевич Вяземский:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.


- Как вы понимаете слова Петра Андреевича Вяземского?

- А кого называют баснописцем?

-А что такое басня?





3. Определение темы, цели, мотивация. Постановка проблемы.

- Что вы видите на данной иллюстрации? Слайд 5



- А к какому произведению она подходит произведению?

- Исходя из изложенного, можно ли определить тему нашего урока?

- Да, вы правы, ребята, тема сегодняшнего урока: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Слайд 6


- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, исходя из темы.


Отвечают на вопросы учителя













-Это писатели и поэты

-Да

Дети называют тех, кого знают. Это А.С. Пушкин, А.И. Крылов и т.д.





-Это иллюстрации к сказкам и Басням.
















-И.А.Крылову












-В Петербурге, в Летнем саду

-В этом городе Крылов прославился как баснописец

-37 лет













-Человека, пишущего басни

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.






-Охотник со сворой собак прижали волка в угол.










-Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»

Басня И.А.Крылова «Волк на псарне


-Познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; проанализировать басню; узнать, какие исторические события отражены в басне.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные: Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.











3. Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднений

4. Практическая деятельность.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 63.

Сейчас мы с вами прослушаем текст басни И.А. Крылова «Волк на псарне» в актерском исполнении.

https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2017/02/03_-_i._a._krylov._volk_na_psarne_.mp3



Слушают текст басни и следят по учебнику



4. Самостоятельная работа (Словарь урока).

6. Работа с учебником

- Ребята, вам понятен смысл услышанного? Все ли слова из басни вам понятны?

- Давайте с вами поработаем в группах. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группе.

- Возьмите в руки карандашик и подчеркните незнакомые слова.

- Давайте с вами определим лексическое значение некоторых слов:

овчарня – помещение для овец

псарня – помещение для охотничьих собак

почуять –почувствовать, распознатьчутьём, ощутить с помощью обоняния

хлев – крытое помещение для животных

псари -слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте

ахти –просторечное слово, междометие, то же, что ах

ворота на запор – закрыться

ад – ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания

дубьё – палки, дубинки, употребляемые в старину как оружие

стадо – группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе

расчесться – ответить за всё плохое

сват - отец жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга

кум –крёстный отец по отношению к родителям крестника

лад – согласие, мир, порядок.

ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой

натура –характер, нрав, темперамент

гончие – порода охотничьих собак


-А теперь немножко отдохнем

Физкультминутка Слайд 7



Выделяют незнакомые слова и определяют их лексическое значение

  • В дружной работе – залог успеха!

  • Вы команда, значит, работать должны все!

  • Быстро и чётко распределяйте обязанности.

  • Умейте выслушать товарища.

  • Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного.

  • Верьте: у вас всё получится!













1) Познавательные:

- умение видеть героя словами автора

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

выделение главной мысли

4)Коммуникативные

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли.

5. Подготовка к анализу

басни

Ответьте на вопрос:

- Куда хотел попасть Волк?

- Кто поднялся на псарне против Волка?

- Как чувствовал себя Волк, запертый на псарне?

-Докажите словами из текста





Что предпринял Волк, чтобы избежать наказание?



- Кто прервал переговоры с Волком?


- Поверил Ловчий сладкой речи Волка?

- Какими были решающие действия Ловчего?

- На какие исторические события была написана эта басня?

Эта басня стала откликом на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седые волосы.

- С кем пришлось сражаться русскому народу?

- Под чьим командованием совершали свои захватнические походы французы? Слайд 8

- Кто командовал русскими войсками?

Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов. Слайд 9


-Думал залезть в овчарню, а попал на псарню

-Поднялся вдруг весь псарный двор.

-Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

Пустился мой хитрец в переговоры

Ловчий


-Нет

Выпустил на волка гончих стаю

-На события Отечественной войны 1812 года





-С французской армией






-Бонапарт Наполеон – император Франции








-Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец

1) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

2) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

3)Коммуникативные

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

6.Анализ содержания басни.










































7. Подведение итогов.


- Попробуем восстановить исторические события Отечественной войны 1812 года, опираясь на басню Крылова «Волк на псарне».

- О чём говорят строки басни “Волк, ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню”?





-Как вы понимаете строки: “Поднялся вдруг весь псарный двор...”?





- Как выглядел Волк, запертый в псарне? Дайте ответ словами басни.

- Как вы понимаете фразу: “Огня! — кричат, — огня!” ?







- Что предпринял Наполеон, чтобы избежать гибели?

Подтвердите словами текста. (Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо с просьбой о мире)

- Поверили Волку Ловчий? Докажите словами текста.

- Какими качествами наделяет Крылов Волка (Наполеона)? (Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун).

- Кто в басне противопоставлен Волку-Наполеону? (Ловчий – Кутузов)

- Докажите, найдя в тексте портретное сходство.

- Какими качествами наделяет автор Ловчего (Кутузова) ?



- Как называется в художественной литературе приём, когда за изображением одного предмета скрывается другой?


- Какие ещё художественные приёмы использует автор для создания образов героев?




Обобщающая беседа и заключительное слово учителя позволяют осуществить переход от урока к жизни учащихся, сделать своеобразную установку на дальнейшие действия ученика, настроить его на размышления о затронутых проблемах и в дальнейшем


- Что такое мораль басни?

- В каких строчках заключена мораль басни?





- Что хотел сказать Крылов этими строчками, обращаясь к Волку во множественной числе?



- А кто мне скажет, какова мораль нашего сегодняшнего урока?





-Эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко


-На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян





-Можно понимать как повествование о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им

-Мирные переговоры.

Но, видя то, что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец,- пустился мой хитрец в переговоры




-Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун.




-Ты сер, а я, приятель, сед и волчью вашу натуру знаю..

-Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный.

-Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другой предмет..

-Антитеза – противопоставление, эпитеты – художественные определения.








-Мораль – поучение

-А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

-Как поступать со всеми врагами-захватчиками, и не только с Наполеоном, но и со всяким, вздумавшим когда-либо посягнуть на независимость нашей Родины.

-знать басни И. А. Крылова – -значит знать русскую литературу и историю

1) Регулятивные:

- - планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3)Коммуникативные:

Речевое взаимодействие со сверстниками,с учителем.

8.

Рефлексия УД на уроке. Оценивание работы.










9. Домашнее задание

Организует рефлексию. Поддерживает атмосферу доверия и свободы высказывания

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашей с вами работы.

Что вам понравилось и что не понравилось на уроке? Что нового вы узнали?

Продолжите фразы: Слайд 10


Самооценка

- Кого из одноклассников вы хотите похвалить?

- Проанализируйте свою работу на разных этапах урока и поставьте себе отметку за работу на уроке в листах самооценки.



- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание одно из предложенных:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 63- 64, сделать иллюстрацию к басне.

2. Выучить басню «Волк на псарне» с. 63 – 64.

3. Написать миниатюру «Мораль сей басни такова…».


Анализируют свою деятельность на уроке.

























Выбирают домашнее задание

1) Познават.:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



2