1. | Мотивация к учебной деятельности. | Вступительное слово. -Доброе утро, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. -Для чего вы каждый день приходите в школу? - Каким должен быть урок? - Я желаю нам всем, чтобы наш урок получился именно таким (интересным, познавательным, развивающим…) -Чтобы урок получился интересным, достаточно ли действий одного учителя? Давайте подумаем, что сегодня потребуется от вас. Перечислите те действия, которые вы будете выполнять. Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики). Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни». Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь? Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич. Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой. Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны. Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на поставленный вопрос. Внимательно слушать Активно работать Рассуждать Проявлять старание… | Оценочные листы «Что я должен делать на уроке» |
2. | Актуализация и пробное учебное действие. Стадия вызова. | -- В какой век мы отправляемся с вами сегодня, чтобы продолжить набираться житейской мудрости? - Почему именно баснями Эзопа интересуется Крылов? -О каком авторе мы сегодня узнаем чуточку больше? Что он писал? Значит, как мы можем назвать человека, который пишет басни? -Что вам известно об этом писателе? Какими интересными сведениями вы можете поделиться? (1 слайд) Сообщения учащихся (интересные сведения о великом баснописце) Слово учителя. Великий русский баснописец И. А. Крылов. Я говорю «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Я говорю «великий», потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Обращаю внимание на афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова. -Вспомните, что вы уже знаете о басне. -Объединитесь в пары и обменяйтесь информацией. Информацию, с которой не согласны, обозначьте знаком вопроса. | Смотрят на слайд презентации. Формулируют тему урока: Басня И. Крылова «Волк и Ягнёнок». Записывают в тетрадь. Определяют, из каких произведений данные афоризмы. Делают вывод о необходимости изучения басен Крылова. Составляют кластер. (я знаю) Дополняют «грозди» (делают записи товарищей) Ставят вопросы(я хочу знать) | Устные ответы. Опорные записи. |
3. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно изучать басни? - Сегодня мы будем знакомиться с басней, которая называется «Волк и ягненок». -Какую цель мы поставим перед собой, читая басню Крылова? -Что можем сказать о героях, не читая басню? (автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза». -Что будет дальше и почему? | Формулируют цель: выяснить художественные особенности басни «Волк и Ягнёнок», какие человеческие пороки обличают басенные персонажи и какова мораль басни. Задачи: 1.Выразительно прочитать. 1.Проанализировать басню. 2.Сделать выводы. Знакомятся с новым понятием. Прогнозируют содержание басни. (Читательский прогноз). | Вопросы для уточнения информации. Устные ответы. |
4. | Выявление места и причины затруднения. | - Запишите ассоциативный ряд к словам Волк и Ягнёнок. Басня имеет аллегорический смысл (образ, дающий возможность говорить о качествах человека, в основном о пороках) -Что можем сказать о героях, не читая басню? (автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза». -Что будет дальше? | Записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Ягнёнок. (Работают в парах) Черты человеческого характера, которые олицетворяет волк: грубость, вероломство, кровожадность, обозлённость Ягнёнок: беззащитный, слабость, робкий, справедливый, беспомощный, наивный Смотрят презентацию. (слайд № 3) Сравнивают со своим вариантом. | Вопросы для уточнения информации. Листы самооценки. |
5. | Стадия осмысления. | -Достаточно ли прослушивания или прочтения произведения, чтобы постичь его смысл.? Нет, не зря же Н.В. Гоголь сказал: «Басни И.А. Крылова – это книга мудрости самого народа». В подтверждение этих слов исследуем басню. Словарная работа. Выясняем сюжетную основу басни. | Прослушивают аудиозапись басни. Читают басню, подчёркивают непонятные слова, непривычные формы слов, пытаются их объяснить. Приводят примеры из жизни. (Обращение к читательскому опыту). | Листы самооценки. |
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Небольшая исследовательская работа. | Всем парам дается одинаковое задание составить сравнительную таблицу героев, обсудить, затем поделиться с другими, а также дополнить свои записи. Сравнительная таблица: | Волк | Ягненок | характер | | | поведение | | | речь | | | что олицетворяет | | | | | | Какое явление жизни аллегорически описывает Крылов? | Защищают работу, дополняют свои записи. Отвечают на поставленные вопросы. | Устные ответы. Опорные записи. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Подведём итоги. - Что узнали нового на уроке? Чему научила вас басня? - Как автор относится к своим героям? - Какие строки стали употребляться как крылатые выражения? . | Возвращаются к кластеру (слайд №3). (узнал) Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу. | Оценивание работы учащихся на уроке. |