Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Задачи: -формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; -развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; -воспитывать ответственное отношение к учению | Декламация стихотворения Р.Рождественского Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина? Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь,"- Родина? Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина, Просто был выбор у каждого: я или Родина?. Вопросы учителя: -Какие строчки из этого стихотворения вам особенно запомнились? -Каким вопросом задается лирический герой? (Я или Родина?) -Можете ли вы сразу и однозначно ответить на этот вопрос? Сегодня мы попытаемся дать на него ответ вместе с героями повести В.Быкова «Сотников». Запишите число, тему урока. Сформулируйте цель урока | 1 учащийся читает стихотворение наизусть, остальные слушают, затем отвечают на вопросы учителя. -Сложно ответить на данный вопрос, т.к. он предполагает нравственный выбор -Записывают тему,число, формулируют цель | Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют проблему и цели урока; способны к целеполаганию, включая постановку новых целей Коммуникативные УУД: -учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; |
3 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Задачи: - развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; - развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - воспитывать ответственное отношение к учению -формировать уважительного отношения к русской литературе; -совершенствовать умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации. | -Сообщение учащегося (с презентацией) о жизни и творчестве В.Быкова -Сообщение об истории создания повести «Сотников» ? -Помогают ли биография Быкова и история создания повести ответить на главный вопрос урока? (Отчасти, необходимо поискать ответ в тексте повести) | Слушают сообщения, отвечают на вопрос | Познавательные УУД: -излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста -устанавливают причинно-следственные связи; -строят рассуждения Коммуникативные УУД: -учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве -умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её Личностные УУД: -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи -осознают потребность в самовыражении через слово; -имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
Первичное закрепление Задачи: -развивать умение анализировать литературное произведение; -развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; -закреплять навык отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; -развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Вопросы учителя: -Кто из героев нам нравится больше в начале повести? -До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? – Какие качества характера располагают к нему? – Что нравилось ему и в армии, и в партизанском отряде? – В какой момент по отношению к Рыбаку у нас появляется настороженность? Учитель: Обратите внимание: В. Быков использует интересный композиционный прием – мы можем оценивать одно и то же событие глазами то Сотникова, то Рыбака. И мы видим, как постепенно расходятся их дороги | Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; Личностные УУД: -умеют чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Задачи: -развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; -закреплять умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней; - закреплять навык отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог. -формировать принципиальную позицию к нравственному выбору главных героев повести; -воспитывать чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу; -совершенствовать умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации -развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -развивать умение работать индивидуально, в парах и группах; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Групповая работа. -Назовите эпизоды повести, в которых герои делают выбор, используя прием «Карта согласия» На столах учащихся карточки с цитатами, характеризующими героев повести Работа в парах. -Выберите цитаты, которые характеризуют поведение героев в данных эпизодах. О чем они думают? Вопросы для «защиты» 1.Эпизод «Встреча с полицаями» -О чем думает Рыбак? -Какое чувство он испытывает по отношению к Сотникову? -Что происходит в сознании Сотникова? 2. Эпизод «Преследование партизан» -О чем тревожится Рыбак? -Какое чувство по отношению к Рыбаку испытывает Сотников? -Почему автор акцентирует внимание на физической слабости Сотникова? 3. Эпизод «В избе Демчихи» -Какие чувства испытывают герои? -К чему приготовился Сотников? -На что надеется Рыбак? 4. Эпизод «По дороге в полицию» -Что думает рыбак о Сотникове? -О ком в этот момент думает Сотников? 5. Эпизод «В плену» -Как ведут себя герои на допросе? -Какие нравственные позиции сформировались у героев к этому моменту? 6. Эпизод «Казнь» -Каково внутреннее состояние Рыбака перед казнью? -Какие мысли определяют поведение Сотникова в этот момент? Просмотр эпизода казни из фильма «Восхождение» -Каким образом актерам удалось передать состояние героев перед казнью? Итоговые вопросы: -Какой выбор сделали герои произведения? - А какой выбор сделали бы вы? -Актуальна ли проблема произведения в наши дни? | Работают в группах по 4 человека, вспоминают и записывают на карте согласия эпизоды повести(самостоятельно), затем проводят коллективное обсуждение, убирают повторяющиеся ответы, восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов. Один из учащихся (по выбору учителя) отвечает на вопрос, остальные учащиеся могут дополнять и корректировать ответ. Каждая группа работает с одним эпизодом, при этом одна пара в группе подбирает цитаты, характеризующие Сотникова, вторая пара характеризует Рыбака. Затем пары «защищают» свою работу, отвечая на вопросы учителя. Смотрят отрывок из фильма, отвечают на вопросы | Познавательные УУД -осуществляют анализ и синтез; -устанавливают причинно-следственные связи; перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую -строят рассуждения Личностные УУД: -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи -ориентируются в системе моральных норм и ценностей, их присвоение -имеют потребность в самовыражении через слово; -имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Коммуникативные УУД: -учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; Регулятивные УУД: -самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели |
Подведение итогов. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Задачи: -формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию | Учитель оценивает работу учащихся на уроке, (формирующее оценивание, отметки за устную работу, за чтение наизусть, сообщения). Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему «Готово ли мое поколение поступить так же, как Сотников?» Индивидуально: подготовить пересказ эпизодов «Детский подвиг Рыбака», «Ложь Сотникова отцу», подобрать цитаты, характеризующие полицаев,следователя, немцев. | Записывают д.з | Познавательные УУД -осуществляют анализ и синтез; -устанавливают причинно-следственные связи; -строят рассуждения Регулятивные УУД: -самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Задачи: -формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию | СЛАЙД Выберите фразу и продолжите ее: Сегодня на уроке я понял, что, у меня получилось, меня удивило, мне захотелось. | Высказывают свое мнение | Личностные УУД: -имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Коммуникативные УУД: -умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; |