СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 11 классе Тема: «Василь Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников». История создания. Проблема нравственного выбора в ситуации, «когда предотвратить смерть невозможно».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе Тема: «Василь Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников». История создания. Проблема нравственного выбора в ситуации, «когда предотвратить смерть невозможно».»





Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Тема: «Василь Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников». История создания. Проблема нравственного выбора в ситуации, «когда предотвратить смерть невозможно».


Цели урока: Предметные: 1) развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

2) развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

3)развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)закреплять умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

5) закреплять навык отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог.

  Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в парах и группах; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации; формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.



Тип урока: комбинированный урок

Методы: проблемный метод; работа в парах и группах, сравнительный анализ, чтение наизусть.

Оборудование: ноутбук, презентация, тесты произведения, раздаточный материал



Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

  1. Организационный этап

Задачи:

-развивать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-воспитывать ответственное отношение к учению

-Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку.

-Вступительное слово о продолжении работы над темой ВОв в русской литературе.


Приветствуют учителя.

Регулятивные УУД:

Используют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.

Умеют слушать и вступать в диалог.

Способны взаимодействовать с товарищами.

Оценивают действия человека


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Задачи:

-формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

-развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

-воспитывать ответственное отношение к учению


Декламация стихотворения Р.Рождественского

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь,"- Родина?
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,
Просто был выбор у каждого: я или Родина?.


Вопросы учителя:

-Какие строчки из этого стихотворения вам особенно запомнились?

-Каким вопросом задается лирический герой? (Я или Родина?)

-Можете ли вы сразу и однозначно ответить на этот вопрос? Сегодня мы попытаемся дать на него ответ вместе с героями повести В.Быкова «Сотников». Запишите число, тему урока. Сформулируйте цель урока

1 учащийся читает стихотворение наизусть, остальные слушают, затем отвечают на вопросы учителя.















-Сложно ответить на данный вопрос, т.к. он предполагает нравственный выбор

-Записывают тему,число, формулируют цель

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулируют проблему и цели урока; способны к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные УУД:

-учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;


3 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Задачи:

- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

- развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- воспитывать ответственное отношение к учению

-формировать уважительного отношения к русской литературе;

-совершенствовать умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

-Сообщение учащегося (с презентацией) о жизни и творчестве В.Быкова

-Сообщение об истории создания повести «Сотников»

?

-Помогают ли биография Быкова и история создания повести ответить на главный вопрос урока? (Отчасти, необходимо поискать ответ в тексте повести)


Слушают сообщения, отвечают на вопрос





Познавательные УУД:

-излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливают причинно-следственные связи;

-строят рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи

-осознают потребность в самовыражении через слово;

-имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.




  1. Первичное закрепление

Задачи:

-развивать умение анализировать литературное произведение;

-развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-закреплять навык отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;

-развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.





Вопросы учителя:


-Кто из героев нам нравится больше в начале повести?

-До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку?

– Какие качества характера располагают к нему?

– Что нравилось ему и в армии, и в партизанском отряде?

– В какой момент по отношению к Рыбаку у нас появляется настороженность? Учитель: Обратите внимание: В. Быков использует интересный композиционный прием – мы можем оценивать одно и то же событие глазами то Сотникова, то Рыбака. И мы видим, как постепенно расходятся их дороги


Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Личностные УУД:

-умеют чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи


  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Задачи:

-развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-закреплять умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

- закреплять навык отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог.

-формировать принципиальную позицию к нравственному выбору главных героев повести;

-воспитывать чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу;

-совершенствовать умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации

-развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;


-развивать умение работать индивидуально, в парах и группах; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.


Групповая работа.

-Назовите эпизоды повести, в которых герои делают выбор, используя прием «Карта согласия»















На столах учащихся карточки с цитатами, характеризующими героев повести



Работа в парах.

-Выберите цитаты, которые характеризуют поведение героев в данных эпизодах. О чем они думают?


Вопросы для «защиты»

1.Эпизод «Встреча с полицаями»

-О чем думает Рыбак?

-Какое чувство он испытывает по отношению к Сотникову?

-Что происходит в сознании Сотникова?

2. Эпизод «Преследование партизан»

-О чем тревожится Рыбак?

-Какое чувство по отношению к Рыбаку испытывает Сотников?

-Почему автор акцентирует внимание на физической слабости Сотникова?

3. Эпизод «В избе Демчихи»

-Какие чувства испытывают герои?

-К чему приготовился Сотников?

-На что надеется Рыбак?

4. Эпизод «По дороге в полицию»

-Что думает рыбак о Сотникове?

-О ком в этот момент думает Сотников?

5. Эпизод «В плену»

-Как ведут себя герои на допросе?

-Какие нравственные позиции сформировались у героев к этому моменту?

6. Эпизод «Казнь»

-Каково внутреннее состояние Рыбака перед казнью?

-Какие мысли определяют поведение Сотникова в этот момент?


Просмотр эпизода казни из фильма «Восхождение»

-Каким образом актерам удалось передать состояние героев перед казнью?


Итоговые вопросы:

-Какой выбор сделали герои произведения?

- А какой выбор сделали бы вы?

-Актуальна ли проблема произведения в наши дни?



Работают в группах по 4 человека, вспоминают и записывают на карте согласия эпизоды повести(самостоятельно), затем проводят коллективное обсуждение, убирают повторяющиеся ответы, восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов. Один из учащихся (по выбору учителя) отвечает на вопрос, остальные учащиеся могут дополнять и корректировать ответ.









Каждая группа работает с одним эпизодом, при этом одна пара в группе подбирает цитаты, характеризующие Сотникова, вторая пара характеризует Рыбака. Затем пары «защищают» свою работу, отвечая на вопросы учителя.



























Смотрят отрывок из фильма, отвечают на вопросы





Познавательные УУД

-осуществляют анализ и синтез;

-устанавливают причинно-следственные связи;

перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую

-строят рассуждения

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи

-ориентируются в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

-имеют потребность в самовыражении через слово;

-имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;



Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели




  1. Подведение итогов. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Задачи:

-формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, (формирующее оценивание, отметки за устную работу, за чтение наизусть, сообщения).


Домашнее задание:


Написать мини-сочинение на тему «Готово ли мое поколение поступить так же, как Сотников?»

Индивидуально: подготовить пересказ эпизодов «Детский подвиг Рыбака», «Ложь Сотникова отцу», подобрать цитаты, характеризующие полицаев,следователя, немцев.

Записывают д.з

Познавательные УУД

-осуществляют анализ и синтез;

-устанавливают причинно-следственные связи;

-строят рассуждения



Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Задачи:

-формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию


СЛАЙД  Выберите фразу и продолжите ее:

Сегодня на уроке я понял, что, у меня получилось, меня удивило, мне захотелось.

Высказывают свое мнение

Личностные УУД:

-имеют устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.



Коммуникативные УУД:

-умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;