СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 11 классе "Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Время».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока помогает готовиться к написанию итогового сочинения по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе "Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Время».»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Мальцева Елена Владимировна

Предмет: литература

Класс: 11

Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Время». Человек   и  время в русской литературе

Цели урока:

Образовательная:

Формирование  у  учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию  изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Развивающая:

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

обратить внимание на речевое оформление сочинения

отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения


Оборудование:

Формирование  у  учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию  изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.



Тема урока

Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Время». Человек   и  время в русской литературе

Цель

Формирование навыков написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, тема, композиция.

Ресурсы

Интерактивная доска, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.






Этапы урока, цель этапа





Деятельность учителя





Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов







УУД

1Организационный.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке



Мотивирующий приём: вступительное слово учителя


Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

Обращается к обучающимся:

Сегодня  мы продолжаем работу   по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1  балл. Итог вашей  работы будет оцениваться  дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа  по окончании написания сочинения дома.

- Проблемный вопрос:

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде.


Подготовка к работе на уроке.









Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности


2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока


Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т.к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо  знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?

Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе»






Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.













Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.






Формулируется тема урока «Человек и время в русской литературе»




Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение




3. Актуализация знаний.

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе

Слово учителя. Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят  1 и 2 этапы  алгоритма  работы?




Чтение. Осмысление.


Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения


4. Построение  проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

                   Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода  к теме

Слово учителя: Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим  по ней  лексическое значение слова «время». Из  «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?

Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.

В значениях:

-форма материи;

-продолжительность;

-промежуток;

-момент;

-пора;

-период;

-эпоха;

-срок;

-грамматическая категория.


Слово учителя. Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени. Всё в свой срок: придет времечко, вырастит и семечко.

Делу – время, потехе – час.

Время нас не дожидается.

Всему своё время.

Время, как воробей, упустишь – не поймаешь.

Не трать время попусту.

Времени ни воротишь.

Время не ждёт.

Добрый совет ко времени хорош.

Времена не выбирают.

Время – лучший лекарь.

Всё до поры, до времени.

Всякому дню своя забота.

Вчерашнего дня не воротишь.

Время – вперёд.

Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Время выиграно, всё выиграно.

От времени возьми всё, что можешь.

Время дорогого стоит.


Слово учителя. Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени. )Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все.
Фалес (древнегреческий философ и математик)

2)Время — самое драгоценное из всех средств.
Теофраст (Феофраст) древнегреческий философ, естествоиспытатель

3)Только время принадлежит нам.
Сенека Луций Анней (Младший) римский философ, поэт и государственный деятель.

4)Следует подчиняться времени.
Лукан Марк Анней (римский поэт)

5)Все в свое время.
Курций Квинт Руф  (римский историк)

6)Любить свои времена.
Марциал Марк Валерий ( древнеримский поэт)

7)Время — дочь истины.
Неизвестный автор

8)Время — наилучший учитель жизни.
Неизвестный автор


Слово учителя. Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?


Предполагаемый ответ: многозначное.

Работа со словарём: анализ, сравнение.



























Учащиеся объясняют.
































Учащиеся объясняют.









Корректируют ответы друг друга.



























































































Предполагаемый ответ: «Человек и время»

Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период»



Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.



Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.



Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.


5. Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цельповторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося










































































































































































































































































































































































































































































































































































Слово учителя. Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.

Слово учителя. Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно  на ваших столах.

1)Почему поэт говорит, что «времена не выбирают,

в них живут и умирают»?

2)Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?

3)Как вы понимаете значение слов «…время-кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?

4)Как  вы понимаете строки «…время-это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека?

Слово учителя. Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали  1тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?

К уроку вы по группам перечитывали эти произведения.

Слово учителя. Послушаем краткую информационную справку о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».

О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Слово учителя. ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания  человечеству.

Одно из них – Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе.

Слово учителя. Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем.

Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли  в котором  является Сергей Бондарчук.

Слово учителя. Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может  достойно пройти испытание временем

Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем  информационную справку.

Слово учителя. В информационной справке мы  услышали о кризисе общественного сознания,   охватившем Россию  40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I , который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово  расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал   3 канцелярию  - политического сыска,  закрыл  ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли

« Николай Палкин», данный исторический период  «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это   время «потерянным поколением».  Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Поработаем с текстом романа. Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3,4 абзацы)

Автор отмечает, что образ Печорина - собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.

Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?




Слово учителя. Сделаем вывод: в «эпоху  безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым,  выбирает путь  эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Ибо история знает большое количество имён людей, живших в это же время  и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и  русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов  и многие другие



Слово учителя.

Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению  известного

белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.

Слово учителя. Слайд№28

Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»?
























































Слово учителя.

Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.


Слово учителя. Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд  изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».

Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций

освещается и в произведениях, которые предстоит изучить нам в 11 классе: это  романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.















Учащиеся слушают























































Учащиеся записывают первый тезис, читают памятку.



















































Просмотр видеосюжета.















































Сообщение подготовленного  ученика.















Просмотр видеосюжета.







Запись 2-го тезиса сочинения учащимися







Сообщение подготовленного  ученика.















































































Чтение учащихся.







































































































Сообщение подготовленного  ученика.









































































































































Просмотр видеосюжета.
































Предположительные ответы:

1)Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.

Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

2) Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.

3) Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры.

















































Сообщение подготовленного  ученика













Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.



Сообщение подготовленного  ученика.





Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку.











































































































































Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные  отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает  Грушницкого, мучает Веру.











































































Предполагаемые ответы учащихся.

      Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда смерть становится реальностью, то он выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как  герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

    Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но  война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные.   Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.


Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

6.Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения

Слово учителя. Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним,  как строится итоговое сочинение  по литературе.

Слово учителя. Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения?

Слово учителя. Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключении попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об  ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.


Повторение учащимися информации о композиции  итогового сочинения. Составляют план, составляют алгоритм.


Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

7.Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Слово учителя. Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе»

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные  темы направления «Время», рекомендованные  ФИПИ:

1) Что значит родиться не в своё время?

2) Что значит жить, опережая время?

3) Что значит «быть с веком наравне»?

4) Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?

5) Историческое время — стрела или вихрь (круг)?

6) Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

7) Как ни долга ночь, а рассвет будет.





8. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.


Слово учителя. Достигли ли мы цели урока, смогли  решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии


Учащиеся заканчивают  высказывания:

1.Урок заставил меня задуматься о…

2.За урок  я узнал/вспомнил/отработал навык...

3.Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4.Чтобы следующий урок стал лучше, надо…



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.