СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6-м классе "Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Ф.И.О. учителя: Табиханова Л.А.
  2. Класс: 6
  3. Предмет: Литература
  4. Тема урока: «Нравственная проблематика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»».
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: 4-й урок по творчеству Распутина В.Г.

6.      Тип урока: Урок изучения нового материала

     7.  Цель урока: Сформировать понятие о нравственных проблемах в  рассказе В.Г.Распутина «Уроки       французского»».

     8.Задачи:

  • Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль лирического произведения, определять отличительные признаки прозаического произведения, сравнивать произведения;
  • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
  • Планируемые результаты:
  • 1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;
  • 2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;
  • 3. Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
  • 9. Оборудование:
  • Интерактивная панель;
  • Мультимедийная презентация к уроку.   
  • Раздаточный материал (рабочий лист, оценочный лист)
  • Учебник

           10.Формы организации учебной работы: 1.Индивидуальная (работа со словарем, работа)

                                                                   2.Парная (взаимопроверка домашнего задания)

                                                                   3.Групповая (исследовательская работа)

                                                                   4.Фронтальная  (опрос, беседа)

 

технологическая карта урока

 

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

(1 мин)

 

-Добрый утро, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим все вершины. Успехов вам и удач! Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

 

Ученики приветствуют учителя и гостей.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

(5мин)

Проверка домашнего задания

 

Сегодня мы вновь будем  говорить  о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

Давайте проверим домашнюю работу.

Вам нужно было расположить по порядку ……(игра «порядок»).

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте  друг у друга.

(Домашнее задание, критерии оценивания  показаны на интерактивной доске).  Учитель вместе с учениками озвучивает правильные ответы (взаимопроверка).

 

Взаимопроверка  домашнего задания.  Ученики ставят оценки (на доске критерии).

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

(7-10 мин)

 

Беседа. Определение темы.

 

Работа со словарем

 

 

Беседа о прочитанном рассказе, выявление темы, характера героя.

- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу. Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.

- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?

- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

Работа со словарем. Вам нужно найти значение слова  ПРОБЛЕМА.

 

Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

( На доске вывести)

- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?

-Ребята, как мы можем по-другому назвать душевные качества человека?

-Молодец!

- Дайте определение этому слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).

(Работа со словарем, на доске вывести)

Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ

«Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»

(по словарю Козловой)

 

- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?

- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Сформулировали, записали в тетрадь)

-А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.

-Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

-Когда в жизни человека возникают трудности, неприятности и  проблемы.

 

 

 

Работают с толковым словарем для школьников Т.И.Козловой.

Читают вслух.

 

 

 

 

-От того, какой у него характер, от обстоятельств, от окружения, от воспитания, от душевных качеств таких, как доброта, милосердие, человеколюбие, нравственность.

 

-Нравственность

 

Работают со словарем, читают вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нравственные проблемы

 

 

-Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем.

Формулируют тему урока.

-«Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

•жестокость среди сверстников;

• одиночество, тоска.

• взаимоотношения детей и взрослых;

• послевоенное тяжелое время

•проблема человеколюбия, доброты;

• нравственный выбор;

•проблема неуспеваемости в школе.

 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 

(7-10 мин)

          

Работа с учебником (с текстом)

Беседа о прочитанном фрагменте, выявление темы, характера героя.

-Наш герой находится в сложной ситуации. (Картинка с ситуацией драки  на экране).

Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «Они били меня…» и прочитаем выразительно на стр. 105 до слов «…и остановил его».)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как ведет себя герой в драке и после неё?

 

 

 

 

 

 

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

 

-С какой проблемой столкнулся герой в этой ситуации.

 

 

 

-Картинка с Тишкиным. Найдите в тексте эпизод. Прочитайте вслух и ответьте на вопрос, с какой проблемой столкнулся герой здесь.

 

- На  экране 1-я картинка, где мальчик бежит за мамой. 2-я картинка, где он один.

 

-(Вывести на экран картинку сцены игры) Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Вывести на экран иллюстрацию сцены ученика, учительницы и директора)

С какой проблемой здесь столкнулись герои?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает 1 ученик

 

 

 

-Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. «Честных она не принимает».

 

- Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость

 

- Честным и принципиальным.

-С проблемой жестокости, буллинга, насилия, лжи.

 

-Подлость, предательство

 

 

-Послевоенное, голодное, тяжелое время, одиночество.

-Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а

когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.

 

 

 

 

-Здесь нравственный выбор уже учителя.

 

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Физминутка

(1 мин)

 

Медитация

 

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в саду Лидии Михайловны на Кубани. (Включается музыка). Вы слышите звуки природы, вдыхаете запах свежескошенной травы, чувствуете аромат спелых яблок. Слышите пение птиц, журчание воды, шелест травы.  Подняв голову, вы чувствуете легкое дуновение теплого ветерка. Откройте глаза, и мы снова в Сибири!

 

Ученики закрывают глаза, слушают музыку.

 

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

(10 мин)

Создание исследовательского проекта

 

-Ребята, вы разделены на 4 группы.

Первая - журналисты

Вторая - исследователи

Третья - художники

Четвертая - писатели

-Вам за 10 минут нужно выполнить исследовательский проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ученики приступает к работе.

 

 

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

(5мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление проекта от каждой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

(5-7 мин)

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 

 

- Рефлексия

Подводим итоги урока:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

 

 

Теперь, ребята, оцените себя сами. Перед вами оценочные листы.

Оценочный лист с этапами урока: работа в паре, индивидуальная работа, работа со словарем, работа в группе (по 5 балльной шкале).

 

Домашнее задание на выбор:

    • Если «5» - Выбери одну или несколько фраз и  запиши их и вырази свое мнение о сказанном.
    • Если «4» - Создай одну или несколько иллюстраций к произведению.
    • Если «3» -Ответить письменно на вопрос«Чем для меня интересен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского?
    • Если «2» - Написать домашнее сочинение «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну?».

 

 

Спасибо за урок, до свидания.

 

 

Несколько учеников высказываются.

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6-м классе "Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского""»

Технологическая карта урока литературы в 6-м классе «Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Ф.И.О. учителя: Табиханова Л.А.

  1. Класс: 6

  2. Предмет: Литература

  3. Тема урока: «Нравственная проблематика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»».

  4. Место и роль урока в изучаемой теме: 4-й урок по творчеству Распутина В.Г.

6. Тип урока: Урок изучения нового материала

7. Цель урока: Сформировать понятие о нравственных проблемах в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»».

8.Задачи:

  • Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль лирического произведения, определять отличительные признаки прозаического произведения, сравнивать произведения;

  • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

  • Планируемые результаты:

  • 1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;

  • 2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

  • 3. Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

  • 9. Оборудование:

  • Интерактивная панель;

  • Мультимедийная презентация к уроку.

  • Раздаточный материал (рабочий лист, оценочный лист)

  • Учебник

10.Формы организации учебной работы: 1.Индивидуальная (работа со словарем, работа)

2.Парная (взаимопроверка домашнего задания)

3.Групповая (исследовательская работа)

4.Фронтальная (опрос, беседа)



технологическая карта урока



Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

(1 мин)


-Добрый утро, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим все вершины. Успехов вам и удач! Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.


Ученики приветствуют учителя и гостей.








Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

(5мин)

Проверка домашнего задания


Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

Давайте проверим домашнюю работу.

Вам нужно было расположить по порядку ……(игра «порядок»).

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

(Домашнее задание, критерии оценивания показаны на интерактивной доске). Учитель вместе с учениками озвучивает правильные ответы (взаимопроверка).


Взаимопроверка домашнего задания. Ученики ставят оценки (на доске критерии).

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

(7-10 мин)


Беседа. Определение темы.


Работа со словарем



Беседа о прочитанном рассказе, выявление темы, характера героя.

- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу. Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.

- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?

- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

Работа со словарем. Вам нужно найти значение слова ПРОБЛЕМА.


Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

( На доске вывести)

- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?

-Ребята, как мы можем по-другому назвать душевные качества человека?

-Молодец!

- Дайте определение этому слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).

(Работа со словарем, на доске вывести)

Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ

«Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»

(по словарю Козловой)


- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?

- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Сформулировали, записали в тетрадь)

-А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.

-Молодцы!








-Когда в жизни человека возникают трудности, неприятности и проблемы.




Работают с толковым словарем для школьников Т.И.Козловой.

Читают вслух.





-От того, какой у него характер, от обстоятельств, от окружения, от воспитания, от душевных качеств таких, как доброта, милосердие, человеколюбие, нравственность.


-Нравственность


Работают со словарем, читают вслух.














- Нравственные проблемы


-Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем.

Формулируют тему урока.

-«Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

•жестокость среди сверстников;

• одиночество, тоска.

• взаимоотношения детей и взрослых;

• послевоенное тяжелое время

•проблема человеколюбия, доброты;

• нравственный выбор;

•проблема неуспеваемости в школе.


Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.





4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

(7-10 мин)

Работа с учебником (с текстом)

Беседа о прочитанном фрагменте, выявление темы, характера героя.

-Наш герой находится в сложной ситуации. (Картинка с ситуацией драки на экране).

Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «Они били меня…» и прочитаем выразительно на стр. 105 до слов «…и остановил его».)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?













- Как ведет себя герой в драке и после неё?







-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?


-С какой проблемой столкнулся герой в этой ситуации.




-Картинка с Тишкиным. Найдите в тексте эпизод. Прочитайте вслух и ответьте на вопрос, с какой проблемой столкнулся герой здесь.


- На экране 1-я картинка, где мальчик бежит за мамой. 2-я картинка, где он один.


-(Вывести на экран картинку сцены игры) Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?




















(Вывести на экран иллюстрацию сцены ученика, учительницы и директора)

С какой проблемой здесь столкнулись герои?












Читает 1 ученик







-Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. «Честных она не принимает».



- Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость



- Честным и принципиальным.

-С проблемой жестокости, буллинга, насилия, лжи.



-Подлость, предательство





-Послевоенное, голодное, тяжелое время, одиночество.

-Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а

когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.









-Здесь нравственный выбор уже учителя.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Физминутка

(1 мин)


Медитация


Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в саду Лидии Михайловны на Кубани. (Включается музыка). Вы слышите звуки природы, вдыхаете запах свежескошенной травы, чувствуете аромат спелых яблок. Слышите пение птиц, журчание воды, шелест травы. Подняв голову, вы чувствуете легкое дуновение теплого ветерка. Откройте глаза, и мы снова в Сибири!


Ученики закрывают глаза, слушают музыку.


5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

(10 мин)

Создание исследовательского проекта


-Ребята, вы разделены на 4 группы.

Первая - журналисты

Вторая - исследователи

Третья - художники

Четвертая - писатели

-Вам за 10 минут нужно выполнить исследовательский проект.








Ученики приступает к работе.



Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

(5мин)
































Представление проекта от каждой группы









Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

(5-7 мин)

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности




- Рефлексия

Подводим итоги урока:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…



Теперь, ребята, оцените себя сами. Перед вами оценочные листы.

Оценочный лист с этапами урока: работа в паре, индивидуальная работа, работа со словарем, работа в группе (по 5 балльной шкале).


Домашнее задание на выбор:

    • Если «5» - Выбери одну или несколько фраз и запиши их и вырази свое мнение о сказанном.

    • Если «4» - Создай одну или несколько иллюстраций к произведению.

    • Если «3» -Ответить письменно на вопрос«Чем для меня интересен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского?

    • Если «2» - Написать домашнее сочинение «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну?».



Спасибо за урок, до свидания.



Несколько учеников высказываются.














2