1.Орг.момент
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
(1 мин)
|
|
-Добрый утро, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим все вершины. Успехов вам и удач! Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
|
Ученики приветствуют учителя и гостей.
|
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа:
пробное учебное действие; фиксация затруднения.
(5мин)
|
Проверка домашнего задания
|
Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».
Давайте проверим домашнюю работу.
Вам нужно было расположить по порядку ……(игра «порядок»).
Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
(Домашнее задание, критерии оценивания показаны на интерактивной доске). Учитель вместе с учениками озвучивает правильные ответы (взаимопроверка).
|
Взаимопроверка домашнего задания. Ученики ставят оценки (на доске критерии).
|
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
(7-10 мин)
|
Беседа. Определение темы.
Работа со словарем
Беседа о прочитанном рассказе, выявление темы, характера героя.
|
- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу. Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.
- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?
- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».
(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).
Работа со словарем. Вам нужно найти значение слова ПРОБЛЕМА.
Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.
( На доске вывести)
- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?
-Ребята, как мы можем по-другому назвать душевные качества человека?
-Молодец!
- Дайте определение этому слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).
(Работа со словарем, на доске вывести)
Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ
«Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»
(по словарю Козловой)
- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?
- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Сформулировали, записали в тетрадь)
-А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.
-Молодцы!
|
-Когда в жизни человека возникают трудности, неприятности и проблемы.
Работают с толковым словарем для школьников Т.И.Козловой.
Читают вслух.
-От того, какой у него характер, от обстоятельств, от окружения, от воспитания, от душевных качеств таких, как доброта, милосердие, человеколюбие, нравственность.
-Нравственность
Работают со словарем, читают вслух.
- Нравственные проблемы
-Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем.
Формулируют тему урока.
-«Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
•жестокость среди сверстников;
• одиночество, тоска.
• взаимоотношения детей и взрослых;
• послевоенное тяжелое время
•проблема человеколюбия, доброты;
• нравственный выбор;
•проблема неуспеваемости в школе.
|
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
(7-10 мин)
|
Работа с учебником (с текстом)
Беседа о прочитанном фрагменте, выявление темы, характера героя.
|
-Наш герой находится в сложной ситуации. (Картинка с ситуацией драки на экране).
Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «Они били меня…» и прочитаем выразительно на стр. 105 до слов «…и остановил его».)
-Почему Вадик и Птаха избили героя?
- Как ведет себя герой в драке и после неё?
-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?
-С какой проблемой столкнулся герой в этой ситуации.
-Картинка с Тишкиным. Найдите в тексте эпизод. Прочитайте вслух и ответьте на вопрос, с какой проблемой столкнулся герой здесь.
- На экране 1-я картинка, где мальчик бежит за мамой. 2-я картинка, где он один.
-(Вывести на экран картинку сцены игры) Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Вывести на экран иллюстрацию сцены ученика, учительницы и директора)
С какой проблемой здесь столкнулись герои?
|
Читает 1 ученик
-Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. «Честных она не принимает».
- Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость
- Честным и принципиальным.
-С проблемой жестокости, буллинга, насилия, лжи.
-Подлость, предательство
-Послевоенное, голодное, тяжелое время, одиночество.
-Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а
когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.
-Здесь нравственный выбор уже учителя.
|
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
|
5. Реализация построенного проекта.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
(10 мин)
|
Создание исследовательского проекта
|
-Ребята, вы разделены на 4 группы.
Первая - журналисты
Вторая - исследователи
Третья - художники
Четвертая - писатели
-Вам за 10 минут нужно выполнить исследовательский проект.
|
Ученики приступает к работе.
|
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
(5-7 мин)
|
Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
- Рефлексия
Подводим итоги урока:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Теперь, ребята, оцените себя сами. Перед вами оценочные листы.
Оценочный лист с этапами урока: работа в паре, индивидуальная работа, работа со словарем, работа в группе (по 5 балльной шкале).
Домашнее задание на выбор:
-
- Если «5» - Выбери одну или несколько фраз и запиши их и вырази свое мнение о сказанном.
- Если «4» - Создай одну или несколько иллюстраций к произведению.
- Если «3» -Ответить письменно на вопрос«Чем для меня интересен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского?
- Если «2» - Написать домашнее сочинение «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну?».
Спасибо за урок, до свидания.
|
Несколько учеников высказываются.
|
|