ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.
Задачи урока:
Личностные
совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные
развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: видео, карточки для работы в парах, текст повести, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)
ОРГМОМЕНТ
Проверка готовности к уроку
Демонстрируют готовность к уроку
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа с учащимися о необходимости знать законы нравственности. Беседа о том, что значат искушения в жизни человека. Подход к теме урока. Сообщается тема урока. Эпиграф:
«В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души» (А. П. Чехов)
Фиксируют в тетрадях тему урока, эпиграф
ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ и ЦЕЛЕЙ УРОКА
Корректирует направление мысли обучающихся. . Игровой момент (загадка со шкатулкой).
-Какую роль могут сыграть карты в жизни человека?
-Можно ли некоторые виды игр назвать искушением?
Почему?
Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют цели урока.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ. СЛОВО УЧИТЛЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ УРОКА
(ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА)
Сообщение об истории создания повести. Краткая историческая характеристика отрезка времени. Когда создается повесть.
Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.
-Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?
Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.
Сообщения учеников.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.
1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.
2.Игра Германна с Чекалинским.
3.Рассказ Томского.
4.Видение Германна.
5.Сон Германна.
6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.
7.Проигрыш Германна.
8.Смерть графини.
9.Германн у гроба графини.
ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7
Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока.
Работа в парах. Создают правильный порядок сюжетных событий.
АКТУАЛИЗАЦИЯ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ.
Образ Германна
Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.
- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему )
- Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн? (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние)
Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.
Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!”
Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”
Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя:
расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость.
- Как реагирует Германн на историю Томского о трех картах? Что значит Туз?
Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ (записать в тетрадь)
- В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).
- На что готов наш герой ради обогащения?
(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить).
Записывают проблему произведения.
Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения.
Работают с текстом.
Записывают в тетрадь ключевые слова,создающие характеристику Германна
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Найдите слова, которыми охарактеризовал Томский Германа на балу (гл.4)
Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям. В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб. «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- »
-Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
(Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу)
- Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа? Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни?
Работа с текстом, отрабатывается умение анализировать прочитанное; обращение учащихся в ответах к историческим фактам.
ВОПРОСЫ О ГЕРОИНЕ ПОВЕСТИ
Образ Лизы в повести
- Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы?
- Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)
- Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)
Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!!
Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту. Анализируют поведение героини в сравнении с поступками Германа, находят общие черты в характерах героев.
Записывают в тетрадь наблюдения
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ»
- Кто еще становится жертвой Германна?
(Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).
- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна?
- Какие два злодейства сразу совершает Герман? (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу !!! два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна).
- Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое)
- Что является кульминационным моментом в повести?
Просмотр отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)
Просмотр отрывка из спектакля. Размышляют об увиденном, соотносят с произведением А.С.Пушкина.
Анализируя, делают выводы о том, к чему стремится герой повести и какие средства выбирает.
Записывают в тетрадь результат анализа.
11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.
О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...
- Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость) А вот слово «честь» отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)
Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде)
Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.
Герман отказывается от нравственных категорий и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Тема совести, чести очень волновала писателя, он хотел верить, что в каждом человеке есть нравственная сила, которая не даст человеку полностью разрушит душу, и этой силой он считал совесть. Может быть, именно совесть заставляет все-таки «одернуться» Германна?
(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе).
- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?
- Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение?
- Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ)
- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока…
Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения.
12. РЕФЛЕКСИЯ
- Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается?
-Ваше отношение к герою и ситуации.
Закончите предложение: Я понял(а), что… Я не знал(а), что….
Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?»