СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»


Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;

  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: видео, карточки для работы в парах, текст повести, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)


  1. ОРГМОМЕНТ

Проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа с учащимися о необходимости знать законы нравственности. Беседа о том, что значат искушения в жизни человека. Подход к теме урока. Сообщается тема урока. Эпиграф:

«В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души» (А. П. Чехов)

Фиксируют в тетрадях тему урока, эпиграф

  1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ и ЦЕЛЕЙ УРОКА

Корректирует направление мысли обучающихся. . Игровой момент (загадка со шкатулкой).

-Какую роль могут сыграть карты в жизни человека?

-Можно ли некоторые виды игр назвать искушением?

Почему?

Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют цели урока.

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ. СЛОВО УЧИТЛЯ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ УРОКА

(ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА)


Сообщение об истории создания повести. Краткая историческая характеристика отрезка времени. Когда создается повесть.


Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

-Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.


Сообщения учеников.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.


1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.


ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7

Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока.

Работа в парах. Создают правильный порядок сюжетных событий.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ.


Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему )

- Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн? (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние)

Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.

Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!”

Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: 

расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость.

Как реагирует Германн на историю Томского о трех картах? Что значит Туз?

Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ (записать в тетрадь)

В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить).

Записывают проблему произведения.


Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения.


Работают с текстом.

Записывают в тетрадь ключевые слова,создающие характеристику Германна

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА


Найдите слова, которыми охарактеризовал Томский Германа на балу (гл.4)

Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям. В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб. «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- »

-Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

(Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу)

- Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа? Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни?

Работа с текстом, отрабатывается умение анализировать прочитанное; обращение учащихся в ответах к историческим фактам.

  1. ВОПРОСЫ О ГЕРОИНЕ ПОВЕСТИ

Образ Лизы в повести

- Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы?

- Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)

- Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)

Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство)!!!


Отвечают на вопросы, обращаясь к тексту. Анализируют поведение героини в сравнении с поступками Германа, находят общие черты в характерах героев.


Записывают в тетрадь наблюдения

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ»

Кто еще становится жертвой Германна?

(Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).


- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна?

-  Какие два злодейства сразу совершает Герман(Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу !!! два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна).

- Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое)

- Что является кульминационным моментом в повести?

Просмотр отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Германа)


Просмотр отрывка из спектакля. Размышляют об увиденном, соотносят с произведением А.С.Пушкина.

Анализируя, делают выводы о том, к чему стремится герой повести и какие средства выбирает.

Записывают в тетрадь результат анализа.

11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь...

- Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость) А вот слово «честь» отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде)

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Герман отказывается от нравственных категорий и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Тема совести, чести очень волновала писателя, он хотел верить, что в каждом человеке есть нравственная сила, которая не даст человеку полностью разрушит душу, и этой силой он считал совесть. Может быть, именно совесть заставляет все-таки «одернуться» Германна?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе).

- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

- Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение?

- Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ)

- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока…


Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения.

12. РЕФЛЕКСИЯ

- Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается?

-Ваше отношение к герою и ситуации.

Закончите предложение: Я понял(а), что… Я не знал(а), что….


Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?»