(Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"), проведенного в 8 классе 12.11.2021 г. учителем МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Маренковой Г.Г.
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
понимание связи литературного произведения с эпохой, отражённой в нём.
Выделение главного и существенного.
Умение характеризовать героев.
Владение элементарной литературоведческой терминологией.
Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Извлечение необходимой информации из текста.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Собственная интерпретация литературного произведения.
Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Умение высказывать своё мнение, отстаивать его.
Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Умение вести диалог, создавать устные монологические высказывания.
Написание творческой работы или делать вывод по заданным вопросам.
Выполнять задания в соответствии с поставленными целями.
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Приветствие учителя. Итак, мы прочли большое произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как вы думаете, чем мы займемся на сегодня на уроке? (Ответы детей) - Что значит – обобщить? (углубить наши знания, вспомнить, повторить). Сообщение темы урока: «Читая, размышляй…» «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» | Ответы учащихся |
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. | Перед нами стоят цели - углубить понимание идейно - художественного богатства романа; - учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; - воспитывать нравственные качества у учащихся. В каком слове мы можем ошибиться? Стишки для запоминания Он лопату смастерит И канаву углубИт. УглубИм мы наши знания, Чтоб найти своё призвание. - А как вы думаете, все ли мы с вами узнали об этом произведении? И на сегодняшнем уроке мы сыграем с вами в литературную игру, которая поможет нам обобщить все, что мы узнали об этом произведении | Ответы учащихся |
3. Стадия вызова интереса | Откроем тетради и запишем число, классная работа, в качестве эпиграфа к уроку запишите слова известного французского писателя, философа Вольтера: "Чем более читаете не размышляя, Тем более уверяете, что много знаете, А чем более размышляете читая, Тем яснее видите, что знаете еще очень мало" - Ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?». Историческая справка о времени написания повести | Работа в тетрадях |
4. Работа по обобщению пройденного материала. «Народная песня» | Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия. К нашему же уроку следующий эпиграф: роман о чуде, совершаемом любовью (слайд). В начале занятия только об одном скажем – кто подразумевается под этими словами? (Петр Гринёв и Маша Миронова). Определите главу, эпиграфом к которой являются следующие отрывки из песен: Сторона ль моя сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да конь меня завёз... (Глава II «Вожатый».) Голова, моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года... (Глава VII «Приступ».) Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек... (Глава XII «Сирота».) Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём... (Глава III «Крепость».) Послушайте фрагменты следующих народных песен: «Из-за острова на стрежень...», «Степь да степь кругом...», «Не шуми, мать зелёная дубравушка...». 1. Какую из этих песен пели разбойники на Совете? Какое впечатление произвела эта песня на героя? («Не шуми, мать зелёная дубравушка...» «Невозможно рассказать, какое впечатление произвела на меня эта песня...».) (глава 8- «Незваный гость») 2. Какую из этих песен Пугачёв назвал своей любимой? В каком произведении Пушкина герои поют эту же песню? («Не шуми, мать зелёная дубравушка...»; «Дубровский».) | Отвечают на вопросы. Работают с текстом произведения |
Блиц - опрос | 1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович) 2. Отец служил ли при графе... (Минихе) 3. Сколько детей было в семье Гриневых? (9) 4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич) 5. Для обучения Петруши был нанят француз (мосье Бопре) 6. ... который в Отечестве своем был (парикмахером). 7. ... в Пруссии (солдатом) 8. На каком уроке батюшка застал Бопре спящим невинным сном? (географии) 9. В это время Петруша… (прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды) 10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать до повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон) 11. Шаматон - это... (бездельник, шалопай) 12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый.... (честный и добрый человек) 13. слова Гринева: «В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку) 14. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей...» (пару серег) | Отвечают на вопросы |
«Тонкие и толстые вопросы» | И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу отобрать из придуманных дома по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (таблица на слайде) | Отвечают на вопросы друг друга |
«Встречают по одёжке…» | «Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке». Ваша задача – узнать персонажей повести «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим, и чужим, и т. п. Эти сведения я читаю последовательно. №1 Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе; составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери; был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич №2 Эта героиня одевалась по обыкновению « просто мило»; в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;вопреки правилам придворного этикета, была одета на приёме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем её застанут». (Маша Миронова № 3 Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок; приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев; беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег» (Василиса Егоровна) № 4 Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Пугачев) № 5 Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»; уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев; предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете. (Екатерина 2) № 6 Этот герой во время воинского учения одет совсем не по - командирски, не по-военному: в колпаке и китайчатом халате»; настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов) | Выполняют задание. Работают с текстом произведения |
«Допиши словечко» | - дописать недостающие слова 1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. (недорослем) (16) 2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».(100 рублей) 3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» (заячий тулуп) 4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………(пару серег) 5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали ………… 6) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!» (дядюшка, вор и самозванец) | Дописывают недостающие слова. При необходимости работают с текстом |
«Иллюстрация» | Перед вами рисунки к произведению. Ваша задача определить к каким главам они относятся и сопроводить словами из текста. (Рисунки на слайде) | Работают с текстом произведения |
«В творческой лаборатории» | Подумаем над вариантами рукописи. Чем вы объясните разницу в первоначальном и окончательном текстах? (Тексты на слайде) | Ответы детей |
«Мозговой штурм» | Одним из главных действующих лиц, является Гринев. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же, по-вашему, повесть называется «Капитанская дочка»? Давайте теперь вместе "расшифруем" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека. На слайде - два слова: капитанская и дочка. Затем предлагаем записать к каждому слову ассоциации. Вывод: в самые важные моменты герои делали свой выбор, исходя из общечеловеческих ценностей: любовь, дом, семья, счастье близких. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам. | Дети отвечают и делают вывод |
«Исторические личности» | Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба интересны Пушкину. Но мы с вами выделим сейчас двух героев: Екатерина II и Пугачев. - А теперь давайте решим проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев? А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода: 1. «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой » 2. « Встреча Маши Мироновой с Екатериной II» - Похожи ли эти эпизоды? Чем? (Да. Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых . «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска». Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени, значит, в этой и другой сцене общим является и обман) - Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»? Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к, узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастью. А императрица свое милосердие связывает не с несчастьем влюбленных, а с Марьей Ивановной прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол. | Дети отвечают и делают вывод |
5. Подведение итогов. Рефлексия | Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни- человеческую, мудрую суть происходящих событий. Подсчитываем баллы в листах самоконтроля. Характеристика ответов каждого ученика. Разбирают домашнее задание и записывают в тетради. На последнем слайде начало предложений. Дети должны продолжить их | Заполняют листы самоконтроля. Домашнее задание |