СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 9 классе " Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы " Мёртвые души".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний. Даётся понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя, своеобразие его личности, раскрывается смысл названия произведения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 9 классе " Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы " Мёртвые души".»


Технологическая карта урока


Учитель: Лебедева Светлана Фёдоровна

Предмет: литература

Класс/Дата: 9а класс, 12 .03.24 г.

Тема урока : Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. История создания поэмы « Мёртвые души».


Цели для ученика

1. Учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

2. Выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

 3. Формировать границы собственного знания и «незнания»;

4. Иметь представление о Н.В.Гоголе;

5 Строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.


Цели для учителя

Образовательные: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра

Развивающие : развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста;

Воспитательные : воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.


Тип урока: урок усвоение новых знаний



Форма урока:

проблемный урок


Формы контроля: устный опрос, работа с карточками




Домашнее задание : образы помещиков, принести текст.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Приветствует обучающихся.

Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность.

Оценивает готовность учащихся к занятию


Проверяют готовность к уроку.

Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим;  регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку;

 коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

2. Актуализация опорных знаний


- Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя». Но сначала нужно ответить на вопросы по творчеству Н. Гоголя , которое изучалось ранее ( работа на карточках)

Проверка работ.

- Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Проверка домашнего задания (задание по группам)

Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.










Работа по карточкам. Ответить на вопрос























Выступления учащихся.

личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение;









коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.


3. Мотивация учебной деятельности.

Формулирование темы урока.


Мы с вами будем изучать великое произведение Гоголя-поэму «Мертвые души».
• История создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история, замысел.
• Замысел поэмы

«Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги».


Формулируют тему урока

предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.


4. Этап актуализации знаний

Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»…

Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах)


Обмениваются мнением в парах

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


5. Открытие нового знания

«Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль.

Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе».

Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел.

Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом».

Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (Многие типы помещиков, к-рых показал Гоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству? Никакую. Как мёртвые души)

Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

















Работа в парах








Работа в парах









регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации;

 коммуникативные: уметь отстаивать  собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.


6. Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

Осуществляют самооценку работы групп.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о поэме, её жанре.


7. Рефлексия

Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.

 - Что вы узнали о поэме Н. В. Гоголя?


Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.


8.Домашнее задание

Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник:

образы помещиков, принести текст с поэмой.

коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного.