Предмет | «Математика» |
Учитель | Бочукова Светлана Анатольевна |
Образовательное учреждение | МОУ гимназия № 45 г. Комсомольск-на-Амуре |
Класс | 1 «Б» |
Тема урока | «Единица вместимости - литр» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | 1) Организационный этап: создание позитивной деятельности. 2) Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. 3) Актуализация знания: повторение величин - длина, масса и единиц измерения – см , кг. 4) Определение темы урока, постановка задач на урок. 5) Создание проблемной ситуации. 6) Практическая работа- решение проблемы. 7) Физкультминутка. 8) Открытие нового знания. 9) Первичное закрепление. 10) Самостоятельная работа. Практическая работа. Работа в группах. 11)Закрепление. 12) Итог урока. 13)Рефлексия. |
Цель урока | создание условий для ознакомления с единицей вместимости – литром; решать задачи с единицей измерения вместимости (литр). |
Задачи урока | Образовательные: обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение. Развивающие: развивать внимание, логико - математическую речь. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе. |
Основные термины и понятия | Ёмкость, вместимость, объём, литр. |
Форма проведения | Урок - исследование |
Планируемые результаты | Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества; уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой. Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе. Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы (ролевой игры), планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи, контролировать свою деятельность, определять последовательность действий и оценивать результат своей работы. Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Материалы и инструменты | 1)сосуды с водой для измерения вместимости; 2) мерки для измерения: стаканы, литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки, ведёрки (для сливания жидкости во время измерения); 3) учебник, карточки с рисунком баночки. |
Приемы и методы | Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков учащихся: вовлечение в работу на уроке всех учащихся; групповая работа; стимулирование ответов и высказываний; поощрение взаимопомощи; обратная связь с учащимися; эмоциональная оценка ответов и высказываний. Формы и методы работы по развитию вербальных способностей учащихся: привлечение учащихся к формулированию выводов, понятий, определений; участие учащихся в процессе обобщения, анализа и повторения пройденного материала; требовательность; поддержание дисциплины и порядка на уроке. вовлечение в групповую работу; стимулирование ответов и высказываний; дополнительные вопросы. |
Ожидаемый результат | Предметные: В конце урока ученики: 1.Узнают термины ёмкость, вместимость, объём, литр. 2.Научатся производить вычисления с новой величиной и упорядочивать. Метапредметные: 1.Смогут поставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2.Научатся слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: 1.Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками. |
Используемые современные технологии | Информационные и коммуникативные технологии. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся). Здоровьесберегающие технологии. Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Технология развития критического мышления. Технология игрового обучения. |
УМК | «Школа России» |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, групповая. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска. Мультимедийная презентация. Учебник "Математика" 1 класс (авт. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В. Степанова). Карточки со словами по теме урока. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Орг. момент | Все расселись по местам, Никому не тесно По секрету сказу вам: «Будет интересно!» Будем мы считать, писать И решать задачи Чтоб сегодня, как всегда, К нам пришла удача. | Включаются в учебную деятельность. | Личностные: - самостоятельно организовывают свое рабочее место; - настраиваются на позитивную деятельность. |
2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | СЛАЙД НА ЭКРАНЕ № 1 (Раскрытие понятий «Исследование и Исследователь») - Что такое исследование? - Кто такой исследователь? - Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными. | - Изучение какого-либо предмета или явления. - Человек, который занимается исследованием. | Регулятивные: - учатся строить речевые высказывания в устной форме. Личностные: - отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке. |
3. Актуализация знаний | Работа в парах - Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомним правила работы в паре. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2 (Игра «Внимание») - Ребята, проведем исследование: (На экране: вместимость-объем, рисунок весов, карточки: длина, килограмм, см, масса, сантиметр, рисунок линейки, карточки: кг). - Разбейте данные карточки на группы. Объясните свой выбор. Проверка фронтальная. - Кто уже справился, поднимаем рики. - Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно. Длина, сантиметр, линейка. (Длину измеряют линейкой, единица измерения – сантиметр). Масса, килограмм, весы. (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения - килограмм). НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3 («Проверка») 1. Весы, масса, килограмм, кг. 2. Длина, сантиметр, линейка, см. - Поднимите руки, кто разделил так же? Молодцы. - Какое слово осталось? (вместимость-объем). | - Работать должны оба - Один говорит, другой слушает - Своё несогласие высказывай вежливо - Если не понял, переспроси Классифицируют по группам. Сравнивают группы предметов. Устанавливают связь между величинами и единицами их измерения. - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм. - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. - Осталось слово «вместимость-объём» . - Что такое "объём". - Как и в чём измеряется объём. | Познавательные: - развивают умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - развивают умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - развивают умения сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Коммуникативные: - развивают умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: - развивают умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
4. Определение темы урока, постановка задач на урок. | - Кто догадался, что мы сегодня будем исследовать? НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5 (Тема урока Вместимость - объем») - На уроке мы будем исследовать и узнаем о новой величине вместимость-объем и единице её измерения. Будем учиться сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать емкости, т.е. располагать их в порядке увеличения и уменьшения объема. (На доске вывешиваю карточки со словами: «Узнаем», «Будем учиться», «Сможем».) | | Познавательные: - развивают умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. Коммуникативные: - развивают умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций. |
5.Создание проблемной ситуации. | Перед детьми на демонстрационном столе находятся разные сосуды с водой. Сосуды налита вода, они разной формы и из разных материалов. Поэтому дети не могут сравнить количество жидкости. - Что у меня в банке? - Какая она? - Что произойдет, если банка исчезнет, а вода останется? Почему? - Какие еще жидкости бывают? - Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? Сосуд , емкость – куда наливают жидкость, называют емкость. Приведите примеры емкостей. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6 (образцы разных сосудов и емкостей с разными жидкостями) | - Вода. - Прозрачная, пресная, жидкая. - Вода разольется. Потому что она жидкая. - Сок, молоко, напитки, чай, масло, бензин. - Сосуд, емкость. | |
6. Практическая работа- решение проблемы. | Приступаем к следующему исследованию: (Перед детьми на столе находятся литровая банка, графин, ваза, пластиковая бутылка 1,5 л, стаканчики, ведра). - Ребята, посмотрите внимательно на стол. Как это можно называть одним словом? - Какие исследования можно промести с этими емкостями? - Молодцы. -Мы узнаем объем воды в каждом сосуде. Мы выясним, где больше, а где меньше. Мы сравним количество воды в этих сосудах. -Как сравнить количество воды? Вот проблема. - Какие способы сравнения вы знаете? - Как сравнить количество воды в этих сосудах? Прежде чем мы приступим к решению нашей проблемы, давайте поиграем. | - Сосуды, ёмкости. - Сравнить сколько воды в сосудах. (Дают разные ответы). -«На глазок», наложение, измерение, взвесить. | Познавательные: - извлекают необходимую информацию. Регулятивные: - выполняют пробные учебные действия. Коммуникативные: - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: - самоопределение темы урока. |
7. Физкультминутка. | Передаем ведерко друг другу и каждый, по очереди кладет свою капельку в ведерко. Чьё ведерко быстрее дойдет до последней парты и вернется на первую парту. Значит тот ряд самый дружный. Все ребята справились одновременно, значит мы все «какие?». | -Дружные. | |
Практическая работа- решение проблемы. | - Мы – исследователи. Выдвигаем гипотезы. - Как сравнить количество воды в этих сосудах? - Давайте проверим 1 гипотезу. Измерить линейкой. - Как? (Все емкости стоят в ряд. Измеряем высоту воды в них с помощью линейкой.) - Что заметили? -Вывод? Взвесить воду. Как? - Подумайте, можно ли так определить в каком сосуде воды больше? -Вывод? Итак, в ходе исследований мы пришли к выводу, чтобы измерить количество воды, нам нужна особенная мерка для жидкостей. | 1. Измерить линейкой. 2. Взвесить воду на весах. 3. Измерить количество жидкости в емкости какой-нибудь меркой. Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой. - Что это не всегда возможно потому, что ваза не прозрачная и высоту не видно. -Такой способ не подходит. - Нужно взвесить воду с сосудами и сразу станет ясно, где масса воды больше. -Нет, потому что все емкости сделаны из разных материалов, а нам нужно сравнить количество воды. – Такой способ не подходит. Умение высказывать своё предположение и делать выводы на основе работы с материалом. | Познавательные: - развивают умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - развивают умение отбирать необходимые знания для решения учебной задачи; - развивают умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; - развивают умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: - развивают умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций. |
8. Открытие нового знания. | - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкостей? На доске. ЛИТР. (Показываю литровую банку.) - Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Слово «литр» при числах в математике во всем мире записывается сокращенно буквой «Л» без точки. Это общепринятое сокращение, поэтому точку после «Л» не ставят. - Что мы измеряем литрами? Где вы уже встречались с этой единицей измерения? НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7 (Вместимость- Объем, появляются: емкость, литр) - Что нового мы узнали? Что вы можете добавить к слову «вместимость». - Ребята, какие мы с вами молодцы, в ходе исследований мы справились с первой задачей нашего урока «Узнали». -Что мы узнали? (на слайде появляются слова) | - Сосуд, емкость, литр. -Узнали, что объем – это вместимость сосудов или емкостей. -Измеряется специальной меркой, как и другие величины. -И единица измерения – литр. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные: - осуществляют отбор необходимой информации, выделяют главное; - осуществляют анализ учебного материала; - осуществляют самоконтроль; - рационально строят самостоятельную деятельность. Личностные: - создают условия для формирования логического мышления. |
9.Первичное закрепление. Работа по учебнику с. 38. | - Читаем тему урока. -Как можно определить вместимость сосудов? Выполняем задание №1. Измерить сколько стаканов воды в литровой банке, в графине, в кастрюле. | Читают. - Измерить меркой – литр. | |
10. Самостоятельная работа. Практическая работа. Работа в группах. | Наше исследование продолжается. Сейчас мы выясним, в каком сосуде помещается больше воды. У меня есть 3 одинаковых стакана они послужат нам меркой. Установка. Как должна работать каждая группа? Давайте договоримся. Один из вас считает количество стаканов. Он должен посчитать запомнить и потом всем рассказать, сколько стаканов получилось у вашей группы. Другие по очереди, друг за другом будут мерить. Один набирает стакан, другой выливает воду в ведро. А кто уже выполнил садиться на место, чтобы не мешать другим. Когда группа измерила количество стаканов, все ребята должны сидеть на своих местах. Мы продолжаем исследование. Работа. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8 (рисунки банки, графина, вазы) - Сколько стаканов помещается в банку? - Сколько стаканов помещается в графин? - Сколько стаканов помещается в кастрюлю? - Что вы сейчас исследовали? - Чем измеряют вместимость сосудов? Какая мерка была у вас? - Почему у вас получились разные результаты? -Скажите, в каком сосуде было больше воды? Меньше? - Молодцы. Значит, мы и со второй задачей урока справились «Будем учиться сравнивать сосуды по вместимости». | Группа №1. (первый ряд) Измеряет сколько стаканов воды в литровой банке Группа №2. (второй ряд) Измеряет сколько стаканов воды в графине Группа №3. (третий ряд) Измеряет сколько стаканов воды в вазе. Банка – 5 ст. Графин – 13ст. Ваза – 8 ст. - Количество воды, измеряли вместимость разных сосудов. - Меркой, одинаковой. - Стакан. -Разное количество воды, потому что разный объем сосудов. - В графине больше объем воды. - В литровой банке меньше объем воды. | Познавательные: - извлекают необходимую информацию. Регулятивные: - выполняют пробные учебные действия. Коммуникативные: - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: - самоопределение темы урока. |
11. Закрепление. | НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9 (разные емкости, на которых подписан объем 1л, 2л, 5л, 9л, 10л) - Назовите объем каждой емкости. -Сравните. Расставь в порядке увеличения. Уменьшения. Вот и подошло к концу наше исследование. И с 3 задачей мы справились. «Смогли упорядочивать емкости». | - Банка объемом 1л. - Графин объемом 2л. - Кастрюля объемом 5л. - Ведро объемом 9л. - Канистра объемом 10л. -Банка, графин, кастрюля, ведро, канистра. - Канистра, ведро, кастрюля, графин, банка. | |
12.Итог урока, деятельности. | - Назовите тему урока. - В начале исследования поставили задачи. (На доске карточки со словами: «Узнаем», «Будем учиться», «Сможем».) - Узнаем о новой величине вместимость-объем и единице её измерения. Будем учиться сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать емкости, т.е. располагать их в порядке увеличения и уменьшения объема. - Справились ли мы с этими задачами? Почему? - Молодцы. - Проверим. Блиц-опрос. Отвечаем, одним словом и быстро. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 - Вместимость – это величина? - Её можно измерить? - В чем её измеряют? - Подумайте, а можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему? - Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? - Как бережно и с пользой применить всю нашу воду, взятую для урока? | - Вместимость, объем. -Да. - Потому что мы были внимательными, дружными, любознательными. - Да. - Да. - В литрах. -Нет. - Очень много. (Дают разные ответы.) - Полить цветы, помыть доску. | Познавательные: - на основе анализа объектов делают выводы. Регулятивные: - осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
13. Рефлексия | - У вас на столе лежит рисунок баночки, которая разделена на части. Возьмите красный карандаш и закрасьте баночки следующим образом. Если тебе было сегодня интересно на уроке, ты активно работал, помогал одноклассникам, то тогда налей полную баночку сока и закрась её полностью. Если тебе было сегодня интересно на уроке, но ты не всегда активно работал и считаешь, что ты не всегда включался в работу. То тогда закрась половину баночки. Если тебе сегодня на уроке было скучно и совсем не хотелось работать, то тогда закрась маленькую часть в баночке. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 (рисунок баночки с делениями) - Ну что, вам понравилось быть исследователями? | Ребята закрашивают красным цветом рисунок баночки. Ребята показывают друг другу результат работы. -Да. | |