Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала
1) создать условия для формирования умений решать практические задачи, опираясь на знание состава числа;
2) развивать умения строить рассуждения на основе анализа, синтеза, обобщения.
4) выбирать нужные значения и объяснять выбор.
Коммуникативные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя, уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли.
Познавательные УУД: осмысливать математические действия и величины, уметь структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; составлять задачи на основе простейших математических моделей - схематических рисунков, выявлять и корректировать причины собственного затруднения; логические: анализировать, синтезировать, выбирать основания для сравнения.
Регулятивные УУД: уметь контролировать свою работу и работу своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.
Этап урока/ планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Деятельность учителя | Краткое учебное содержание | Формы организации учебной деятельности | Учебные задания |
Мотивационно-целевой этап | Этот праздник очень ждут, Торт со свечками пекут, Нет ни у кого сомнения, Этот праздник… (день рожденья) - Все вы, наверняка, видели мультфильм «Простоквашино». Сегодня мы поможем организовать День рождения для мамы Дяди Фёдора. Проверьте готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Рег. Принимают учебную задачу Комм. Слушают, строят предложения, организуют своё рабочее место. Личн. Формируют интерес в расширении и углублении получаемых математических знаний. | фронтальная | |
Этап актуализации знаний | Дядя Фёдор и его папа (папа Дима) собрали для мамы Риммы большой букет из 7 ромашек. Букет не входит в одну вазу. Помогите разместить цветы в 2 вазы. Что нужно уметь для выполнения задания? Обсудите в паре разные варианты решения. | Учащиеся высказывают предположения: Позн. Повторяют состав чисел. Рег. Участвуют в парной работе с математическим материалом. Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов. Личн. Формируют интерес в расширении и углублении получаемых математических знаний. | парная | Какие карточки не понадобятся для размещения цветов в две вазы: 1,2,3,4,5,6,7,8, 9? Можете воспользоваться моделью числового домика. Обсудите в группах. Числовой домик Критерии оценки работы группы. Найдены 2 лишних числа – верно. Заполнены окошки в модели состава числа, лишние числа не выявлены – неверно. |
| -Когда дядя Фёдор ставил цветы в вазу, ваза случайно упала и разбилась. Помогите склеить вазу. Работаем в группах. Математические пазлы. | Учащиеся решают примеры на «осколках» вазы, на модели целой вазы находят соответствующий ответ и совмещают пример с ответом. Позн. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Комм. Слушают и вступают в диалог,взаимодействуют друг с другом, принимают и сохраняют учебную задачу. Рег. контролируют свою работу и работу своих товарищей | групповая | |
Этап изучения нового знания | Создание проблемной ситуации. - Скажите, какое следующее число должно стоять в данном отрезке натурального ряда чисел? (Прикрепляет карточку с изображением числа 10 на доску). - Почему? Докажите. - Что мы знаем об этом числе? – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Что мы будем делать на уроке?Чему должны научиться? | Учащиеся высказывают предположения: Позн. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Комм. Описывают последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; строят предложения относительно заданного набора объектов Комм.Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу. Личн. Формируют интерес в расширении и углублении получаемых математических знаний. Рег. Исследуют условия учебной задачи | фронтальная | |
| -Составим рассказ по таблице. - На свой день рождения мама дяди Фёдора испекла вкусные пирожные.Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите из конвертов на ваших партах 10 «пирожных» и разделите их между собой. - Не забывайте о правилах работы в паре. - Проверим, что у вас получилось. Назовите свои варианты. - Все ли варианты мы рассмотрели? - Давайте запишем получившиеся варианты состава числа 10 в тетрадь. 1+9= 10 2+8=10 3+7=10 и т.д. -А теперь проверьте свои записи по карточке-помощнице на столе. | Учащиесяотвечают. Позн. Приводят примеры чисел; Позн.Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность). Рег. Удерживают смысл задания в процессе деятельности. Учащиеся делят «пирожные» между собой. Позн. Повторяют состав чисел. Комм.Строят предложения относительно заданного набора объектов Рег. контролируют свою работу и работу своих товарищей Учащиеся называют варианты ответов и заполняют окошки числового домика, который прикреплён к доске, цифрами. Позн. Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность). Комм.Строят предложения относительно заданного набора объектов Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом. Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы. | Фронтальная парная | |
| -Предлагаю решить задачу из учебника. Работаем в паре. – Разбейте условие на смысловые части. – Повторите вопрос задачи. – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? – В задаче одно действие? Два? Почему? Докажите. Решите задачу. | Позн. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Комм.Описывают своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение Рег.Осуществляют пошаговый контроль по результату | парная | Обсудите в группах: Дядя Фёдор решил отдать игрушки, которыми он уже не играет, детям из этой задачи. Подумайте, хватит ли 6 игрушек, чтобы каждому ребёнку из каждой семьи досталась хотя бы одна игрушка? Критерии оценки работы группы. Выяснили, что не хватает данных, задали вопрос, составили выражение, нашли ответ, соотнесли с заданием, ответили верно – справились. Назвали верный ответ, не смогли объяснить ход решения – справились частично. |
Этап самоконтроля | - На Дне рождения у мамы Риммы Шарику и Матроскину больше всего понравились конфеты. Подумайте, сколько конфет мог бы съесть каждый из них, если вдвоём они съели 8 конфет, 9 конфет, 10 конфет? Заполните числовые домики. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках. Затем делают взаимопроверку с помощью карточки – помощницы Позн.Умеют ориентироваться в своей системе знаний: Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы Позн. Распределяютчисла на модели состава чисел 8,9,10; Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом, Рег. Проверяют правильностьзаписей у соседа во время самопроверки, учатся сличать ответ и запись у товарища. Комм. Обращаются за помощью, формулируют свои затруднения. | индивидуальная | Составьте задачу про то, как Дядя Фёдор угощал Шарика и Матроскина конфетами, в вопросе которой было бы слово меньше. Используйте рисунок. Работаем в группе. Критерии оценки работы группы. Задача составлена верно (например: Шарику дали 7 конфет, а Матроскину на 4 меньше. Сколько конфет дали Матроскину?) - справились Задача составлена с использованием слова меньше, но не соответствует модели - справились частично. |
| - Проведите исследование в группе: 1.Сравните примеры в каждом столбике. 2. Определите, по какому правилу они составлены. С первым столбиком работает 1 группа, со вторым – 2 группа, с третьим – 3 группа. | Учащиеся проводят исследование и делают выводы. Позн. Развивают умения определять общую цель и пути её достижения: прибавлять (вычитать) числа Позн. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения- Комм. Осознанно строят речевые высказывания Рег.Осуществляют пошаговый контроль по результату | групповая | З апишите в каждый столбик ещё по одному примеру. Критерии оценки работы группы. Выражение составлено верно– справились. Выражение не соответствует записи на доске – не справились. |
Этап рефлексии учебной деятельности | - Чем мы занимались на уроке? - Какие задания оказались трудными? - Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? - Какие новые знания вы получили и где в жизни эти знания вам могут пригодиться? - Оцените, пожалуйста, свою работу с помощью воздушных шаров разного цвета. Красный шар – на уроке мне было интересно, я легко справлялся с заданиями. Синий шар – было интересно, но возникали затруднения. Зелёный шар – было трудно, я не совсем доволен исвоей работой на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы, ценивают свою работу на уроке. Позн. Ориентируются в своей системе знаний: выделяют новое знание. Комм. Осознают результат деятельности своей и всего класса. Получают жизненный опыт и область применение знаний на практике. Рег. вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. Личн. Формируют интерес в расширении получаемых математических знаний. | Фронтальная индивидуальная | |