СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики "Единицы времени. Год"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизирование знаний об известных единицах времени.  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Единицы времени. Год"»

Технологическая карта урока математики.

Дата проведения:

Класс: 4 «б»

УМК: Школа России.

Тема урока: «Единицы времени. Год.».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Систематизирование знаний об известных единицах времени.
Задачи:
Образовательные:

Развивающие:

  1. Развить умение определять время по часам:

Воспитательные:

  1. Развить внимание и логическое мышление.

  2. Воспитать математическую культуру.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь пользоваться изученными единицами времени;

  • определять время по часам.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • осуществлять самоконтроль;

  • прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают, собственную деятельность и деятельность партнеров образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике;

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • проводить анализ учебного материала;

  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные:

  • самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект, презентация, учебник.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. (5 мин)

  3. Постановка цели урока (постановка проблемы). (5 мин)

  4. Открытие нового знания (10 мин)

  5. Физкультминутка ( 2 мин)

  6. Повторение изученного материала (15 мин)

  7. Рефлексия. Подведение итогов урока. (5 мин)

  8. Домашнее задание. ( 1 мин)

  9. Организационный момент. ( 1 мин)



Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)


Дидактиче

ские

средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

Организационный момент.


Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Беседа

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.

Буду думать, думать, думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.



- Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. Откройте глазки!


Приветствуют учителя.

Ф



Контроль учителя

Личностные: проверка готовности к уроку математики;

Регулятивные: создать настрой на работу на уроке.


Актуализация знаний.


Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания.

Упражнения

Беседа

Устный счет.

— Найдите значения выражений.

(80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3

56:4 +2-(120:6-80: 20)

— Сосчитайте.

1 м 6дм 9 см + 47 дм 2 см

8т36ц-4т18ц

3 км 865м + 7 км 105м

7км2100м2-4км256м2

Логическая задача

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?

-Молодцы! Ребята, теперь откройте свои тетради, запищите число и классная работа.


Выполняют устный счет



122



0


















Белов -рыжий, Чернов - белокурый, Рыжов — брюнет.

Ф































2 слайд


























Контроль учителя

Самоконтроль

Регулятивные:

контроль и коррекция;

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Постановка учебной задачи

Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока

Упражнение

Беседа

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

-— Решите задачи устно.

• Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет продолжительность жизни березы.

• За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина?

— Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их.

— Какие еще единицы времени вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока.












30 минут




Единицы времени: год, минута




Повторить изученные единицы времени, их соотношения.)

Ф

И



3 слайд







4 слайд





































Контроль учителя


Регулятивные:

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Познавательные:

постановка и формулирование проблем;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Открытие нового знания

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Беседа

Упражнение

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания.

217 (с. 47). (Устное выполнение.)

218 (с. 47).

— Прочитайте задачу.

— Из каких частей состояли каникулы Юры? 

— Как найти общую продолжительность каникул? 

219 (с. 47).

— Прочитайте задачу.

— Что нужно сравнить? )

— Как найти цену? 

— Запишем задачу кратко в таблице.

Цена

Количество

Стоимость

Ситец

7

На?П

сруб.

Шерстяная ткань

?


А: руб.

— Как найти цену ситца?

— Как найти цену шерстяной ткани?)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? 

— Запишите выражение, 

(Один ученик записывает выражение на доске.)

220 (с. 47).

— Как найти делимое?

— Выполните задание. (Коллективная проверка.)




У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.


Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось:

30 31 12 • 2 + 7 = 92 (д.).


-Цену ткани

-Стоимость разделить на количество.)










с: 6.

(к: 4

Из большего числа вычесть меньшее


к: 4 —с: 6


Частное умножить на делитель и прибавить остаток.



Ф








Контроль учителя

Предметные:

имеют представления о денежных единицах;

умеют набирать сумму денег определёнными монетами;

решать задачи и выражения изученных видов.

Регулятивные:

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

Познавательные:

умение структурировать знания.


Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Организовать правильность выполнения физических упражнений

Упражнения

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже..

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится,

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте.)

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед. (Шаги на месте.)

Ну а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться. (Сесть за парту.)



Ф



Контроль учителя

Регулятивные: осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.

Первичное закрепление


Беседа

Упражнение

— Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. 




— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

— Чем отличается время 2 ч и 14 ч? 

223-225 (с. 48). (Устное выполнение.)

226 (с. 48). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

222 (с. 47), 228 (с. 48) - базовый уровень.

№ 229, 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.

(Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)






Учиться узнавать время по часам.

2ч - ночь, 14ч — это 2ч дня.





































Нет

4-количество канистр,80-их объем

Объем одной канистры





Учебник

Тетрадь




























8 слайд



















9 слайд

Контроль учителя
Самоконтроль

Регулятивные:

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

контроль и коррекция;

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Способствовать формированию рефлексии.

Беседа

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47,48). Проверка.)

Ответы

С. 47: 4 года = 48 мес, 2 года 3 мес. = 27 мес.

С. 48: 19.05 - вечер, 00.30 - ночь.

Оценки


— Оцените свою работу на уроке.

— Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?

— Какими единицами измеряют время?






Оценивают свою деятельность.

Ф


Самоконтроль

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: подводить итоги своей деятельности.

Домашнее задание




Записывают домашнее задание





Организационный момент.


Беседа

На этом наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо за урок. Все большие молодцы! Урок окончен.

Прощаются с учителем.

Ф




Дополнительный материал

Старик-годовик (сказка-загадка)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

В. Даль

Как люди учились измерять время

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота — день Сатурна;

воскресенье — день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник — день Марса;

среда — день Меркурия;

четверг — день Юпитера;

пятница — день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:

понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;

вторник — второй день;

среда — середина недели;

четверг — четвертый день;

пятница — пятый день;

суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6