Технологическая карта урока математики.
Дата проведения:
Класс: 4 «б»
УМК: Школа России.
Тема урока: «Единицы времени. Год.».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Систематизирование знаний об известных единицах времени.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развить умение определять время по часам:
Воспитательные:
Развить внимание и логическое мышление.
Воспитать математическую культуру.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь пользоваться изученными единицами времени;
определять время по часам.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
осуществлять самоконтроль;
прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают, собственную деятельность и деятельность партнеров образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
проводить анализ учебного материала;
проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Личностные:
Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект, презентация, учебник.
Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь.
План урока:
Организационный момент. (1 мин)
Актуализация знаний. (5 мин)
Постановка цели урока (постановка проблемы). (5 мин)
Открытие нового знания (10 мин)
Физкультминутка ( 2 мин)
Повторение изученного материала (15 мин)
Рефлексия. Подведение итогов урока. (5 мин)
Домашнее задание. ( 1 мин)
Организационный момент. ( 1 мин)
Ход урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая) | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Беседа | - Здравствуйте. Садитесь. - Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно: Я буду внимательным. Буду думать, думать, думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду догадлив, старателен. - Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. Откройте глазки! | Приветствуют учителя. | Ф | | Контроль учителя | Личностные: проверка готовности к уроку математики; Регулятивные: создать настрой на работу на уроке. |
Актуализация знаний. | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания. | Упражнения Беседа | Устный счет. — Найдите значения выражений. (80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3 56:4 +2-(120:6-80: 20) — Сосчитайте. 1 м 6дм 9 см + 47 дм 2 см 8т36ц-4т18ц 3 км 865м + 7 км 105м 7км2100м2-4км256м2 Логическая задача В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? -Молодцы! Ребята, теперь откройте свои тетради, запищите число и классная работа. | Выполняют устный счет 122 0 Белов -рыжий, Чернов - белокурый, Рыжов — брюнет. | Ф | 2 слайд | Контроль учителя Самоконтроль | Регулятивные: контроль и коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной задачи | Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока | Упражнение Беседа | - Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? -— Решите задачи устно. • Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет продолжительность жизни березы. • За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? — Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их. — Какие еще единицы времени вы знаете? — Сформулируйте задачи урока. | 30 минут Единицы времени: год, минута Повторить изученные единицы времени, их соотношения.) | Ф И | 3 слайд 4 слайд | Контроль учителя | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Познавательные: постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Открытие нового знания | Организовать фиксацию преодоления затруднения. | Беседа Упражнение | — Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания. №217 (с. 47). (Устное выполнение.) №218 (с. 47). — Прочитайте задачу. — Из каких частей состояли каникулы Юры? — Как найти общую продолжительность каникул? №219 (с. 47). — Прочитайте задачу. — Что нужно сравнить? ) — Как найти цену? — Запишем задачу кратко в таблице. Цена Количество Стоимость Ситец 7 На?П 6м сруб. Шерстяная ткань ? 4м А: руб. — Как найти цену ситца? — Как найти цену шерстяной ткани?) — Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? — Запишите выражение, (Один ученик записывает выражение на доске.) №220 (с. 47). — Как найти делимое? — Выполните задание. (Коллективная проверка.) | У бабушки, на турбазе и время, которое осталось. Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 • 2 + 7 = 92 (д.). -Цену ткани -Стоимость разделить на количество.) с: 6. (к: 4 Из большего числа вычесть меньшее к: 4 —с: 6 Частное умножить на делитель и прибавить остаток. | Ф | | Контроль учителя | Предметные: имеют представления о денежных единицах; умеют набирать сумму денег определёнными монетами; решать задачи и выражения изученных видов. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Познавательные: умение структурировать знания. |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Организовать правильность выполнения физических упражнений | Упражнения | Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже.. Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.) Вот по веткам белка мчится, Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте.) А куда медведь идет? Ищет ягоды и мед. (Шаги на месте.) Ну а нам пора садиться, Заниматься, не лениться. (Сесть за парту.) | | Ф | | Контроль учителя | Регулятивные: осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. |
Первичное закрепление | | Беседа Упражнение | — Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. — Прочитайте текст рядом с красной чертой. — Чем отличается время 2 ч и 14 ч? №223-225 (с. 48). (Устное выполнение.) №226 (с. 48). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) №222 (с. 47), 228 (с. 48) - базовый уровень. № 229, 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.) | Учиться узнавать время по часам. 2ч - ночь, 14ч — это 2ч дня. Нет 4-количество канистр,80-их объем Объем одной канистры | | Учебник Тетрадь 8 слайд 9 слайд | Контроль учителя Самоконтроль | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и коррекция; |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Способствовать формированию рефлексии. | Беседа | (Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47,48). Проверка.) Ответы С. 47: 4 года = 48 мес, 2 года 3 мес. = 27 мес. С. 48: 19.05 - вечер, 00.30 - ночь. Оценки — Оцените свою работу на уроке. — Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке? — Какими единицами измеряют время? | Оценивают свою деятельность. | Ф | | Самоконтроль | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: подводить итоги своей деятельности. |
Домашнее задание | | | | Записывают домашнее задание | | | | |
Организационный момент. | | Беседа | На этом наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо за урок. Все большие молодцы! Урок окончен. | Прощаются с учителем. | Ф | | | |
Дополнительный материал
Старик-годовик (сказка-загадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В. Даль
Как люди учились измерять время
Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).
Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!
А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:
суббота — день Сатурна;
воскресенье — день Солнца;
понедельник - день Луны;
вторник — день Марса;
среда — день Меркурия;
четверг — день Юпитера;
пятница — день Венеры.
Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.
Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:
понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;
вторник — второй день;
среда — середина недели;
четверг — четвертый день;
пятница — пятый день;
суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря.
Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.
«Начальная школа», 2004, № 6