СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме "Окружность. Круг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме "Окружность. Круг"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА


Ф.И.О. учителя: Тумайкина М.С.

Тема урока: «Окружность. Круг».

Класс: 3

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность», «радиус» и «диаметр», «центр».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. сформировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;

  2. формирование навыков учебного труда;

Развивающие:

  1. развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности;

  2. развивать практические умения – пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

  2. воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки;

  3. воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.














ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап урока

Образовате льная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимокон троля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные)

Личностные

1. Орг. момент

Подготовка к образовательному процессу.

словесный

– Здравствуйте дети! Внимательно посмотрите на свои рабочие места: всё ли готово к уроку?

Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа.



Самоконтроль: самостоятельная оценка собственной готовности к уроку.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Личностные: самоопределение.


2. Актуализация опорных знаний

Выявление уровня знаний.

Определение типичных недостатков.


Словесный, практический

– Какая тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним «Минутка для любознательных».

– Перед вами ряд фигур, найдите лишние фигуры.

(№ 3 – не имеет углов) – окружность)

– А теперь попробуйте найти лишнюю фигуру в этом ряду.

(№ 4 – не имеет углов) – круг.)

– Как называются все фигуры одним словосочетанием? (геометрические фигуры)

– Давайте запишем в тетрадь тему урока «Окружность. Круг»



Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.














Фронтальная

Презентация, электронная доска, проектор

Текущий контроль

Предметные: актуализация знаний о геометрических фигурах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 

Анализ объектов с целью выделения признаков.



3. Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся.

Словесный

– Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

(Обруч – окружность, мяч – круг.)

Сегодня мы с вами узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан…



Ставят цели, формулируют тему урока.

Фронтальная


Текущий контроль

Предметные: развитие представлений о геометрических фигурах в особенности окружности и круга.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

формулирование познавательной цели;

формулирование проблемы




4. Этап открытия новых знаний.

Открытие нового знания.

Словесный, наглядный, практический

– Ребята, у каждого из вас на парте круг из плотной цветной бумаги.

– Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его границу.
Что вы нарисовали?

– Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.

– Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О.
– 
Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность. Этот отрезок называется радиусом.

– Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется диаметром.
– Что такое диаметр?







– Откройте учебник на стр. 94. Давайте прочитаем правила и рассмотрим картинки.

Посмотрите на презентацию.

Там мы встретимся с козой Белочкой.

Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур.

Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это – центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг.

– Чем является колышек, к которому привязана верёвка?
– Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга?













– Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. (показ модели)

– Что является границей прямоугольника?


– А как может называться граница круга?



– Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой – грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

– Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово “циркуль”. А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.
– Рассмотрите рисунок стр.94 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.






– Окружность














– Это центр окружности.














– Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.


























– Центром круга.


– Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;

в) перенести колышек в другое место.




Границей прямоугольника являются его стороны

Эта граница может называться окружностью















На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием.





Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.

Фронтальная

Круг из плотной цветной бумаги, фломастеры, линейка, учебник, циркуль

Текущий контроль

Предметные: открытие и усвоение знаний об окружности и круге, радиусе, диаметре и центре.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации