1. Орг. момент | Подготовка к образовательному процессу. | словесный | – Здравствуйте дети! Внимательно посмотрите на свои рабочие места: всё ли готово к уроку? Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа. | | | Самоконтроль: самостоятельная оценка собственной готовности к уроку. | | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Личностные: самоопределение. |
2. Актуализация опорных знаний | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. | Словесный, практический | – Какая тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним «Минутка для любознательных». – Перед вами ряд фигур, найдите лишние фигуры. (№ 3 – не имеет углов) – окружность) – А теперь попробуйте найти лишнюю фигуру в этом ряду. (№ 4 – не имеет углов) – круг.) – Как называются все фигуры одним словосочетанием? (геометрические фигуры) – Давайте запишем в тетрадь тему урока «Окружность. Круг» | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Презентация, электронная доска, проектор | Текущий контроль | Предметные: актуализация знаний о геометрических фигурах. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков. | |
3. Постановка учебной задачи | Активизация знаний учащихся. | Словесный | – Что же нового мы узнаем сегодня на уроке? Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг? (Обруч – окружность, мяч – круг.) Сегодня мы с вами узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры. Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан… | Ставят цели, формулируют тему урока. | Фронтальная | | Текущий контроль | Предметные: развитие представлений о геометрических фигурах в особенности окружности и круга. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; формулирование познавательной цели; формулирование проблемы | |
4. Этап открытия новых знаний. | Открытие нового знания. | Словесный, наглядный, практический | – Ребята, у каждого из вас на парте круг из плотной цветной бумаги. – Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его границу. Что вы нарисовали? – Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. – Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О. – Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность. Этот отрезок называется радиусом. – Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется диаметром. – Что такое диаметр? – Откройте учебник на стр. 94. Давайте прочитаем правила и рассмотрим картинки. Посмотрите на презентацию. Там мы встретимся с козой Белочкой. Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур. Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это – центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг. – Чем является колышек, к которому привязана верёвка? – Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга? – Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки? Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. (показ модели) – Что является границей прямоугольника? – А как может называться граница круга? – Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой – грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль. Знакомо ли вам это слово? – Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово “циркуль”. А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник. – Рассмотрите рисунок стр.94 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности. – Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему. | – Окружность – Это центр окружности. – Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр. – Центром круга. – Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок. а) удлинить верёвку; б) укоротить верёвку; в) перенести колышек в другое место. Границей прямоугольника являются его стороны Эта граница может называться окружностью На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием. Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно. | Фронтальная | Круг из плотной цветной бумаги, фломастеры, линейка, учебник, циркуль | Текущий контроль | Предметные: открытие и усвоение знаний об окружности и круге, радиусе, диаметре и центре. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | |