СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме «Составные высказывания», 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, посвященного знакомству с составными высказываниями, направлена на формирование знаний о структуре и логике высказываний, а также на развитие навыков их составления с использованием союзов. В процессе обучения учащиеся будут совершенствовать вычислительные навыки, учиться формулировать выводы и уважительно общаться, что способствует их всестороннему развитию.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме «Составные высказывания», 4 класс»

Технологическая карта урока математики

«Составные высказывания»

Тема: Составные высказывания

Класс: 4

Тип: урок изучения нового

Цель: знакомство с составными высказываниями.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать знания о составных высказываниях

  2. Формировать умение составлять высказывания с помощью союзов «и», «или», «если, то»

  3. Закрепить умение точно определять истинность и ложность высказываний

  4. Совершенствовать вычислительные навыки посредством нахождения значения выражений.

Развивающие:

  1. Развивать умение выстраивать последовательность выбранных действий

  2. Развивать формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

  3. Развивать умение оценить свою деятельность на уроке

  4. Развивать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику и излагать свои мысли в форме речевых высказываний.

Воспитывательные:

  1. Воспитывать аккуратность при оформлении записей в тетрадях.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Имеют представление о составных высказываниях

  2. Умеют составлять высказывания с помощью союзов «и», «или», «если, то»

  3. Умеют точно определять истинность и ложность высказываний

  4. Совершенствуют вычислительные навыки посредством нахождения значения выражений.

Метапредметные:

ПУУД: Умеют выстраивать последовательность выбранных действий

Умеют формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения

РУУД: Оценивают свою деятельность на уроке

КУУД: Проявляют уважительное отношение к собеседнику и излагают свои мысли в форме речевых высказываний



Личностные:

  1. Проявляют аккуратность при оформлении записей в тетради.

План урока (45 мин.) :

1) Организационный этап (1 мин.)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин.)

3) Актуализация знаний (3 мин.)

4) Постановка цели и задач урока (2 мин.)

5) Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

6) Первичная проверка понимания (10 мин.)

7) Первичное закрепление (15 мин.)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.)

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)







Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Методы, приемы, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Организовать учащихся, также проверить их готовность к уроку

Речь учителя

Фронтальная

Презентация

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку: на парте должны лежать учебник, пенал, дневник и тетрадь, все лишнее уберите.

Меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня урок математике проведу у вас я.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня у нас 14 февраля.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку.





Записывают число, классная работа.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Настроить учащихся на работу

Речь учителя

Фронтальная

Презентация


Ребята, предлагаю вам на сегодняшний урок взять такой девиз:


Пусть математика сложна,

Ее до края не познать,

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать!


Актуализация знаний и умений

Повторить ранее пройденный материал

Речь учителя, беседа

Фронтальная

Презентация


Давайте с вами разомнемся и расшифруем слово. Для того, чтобы его отгадать, надо решить примеры. Один пример - одна открытая буква слова.

Решите устно примеры:

Отвечаем по поднятой руке

18×2=
360:40=
450:90=
240:12=
720:8=
800:20=
15×2=
25×4=
31×3=
52:4=
90:2=
20×2=


36,9,5,20,90,40,30,100,93,208,45, 40.

Получается слово ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Что это за слово такое, оно вам знакомо?

Откуда вы его знаете?






А что такое высказывание?




Какие высказывания называют истинными?



Какие высказывания называют ложными?



Верно!







18×2= 36
360:40=9
450:90=5
240:12=20
720:8=90
800:20=40
15×2=30
25×4= 100
31×3=93
52:4=208
90:2=45
20×2=40




Знакомо

На уроках русского языка мы знакомились с высказываниями и на прошлом уроке математики проходили тему «Истинные и ложные высказывания»


Высказыванием в математике называют предложение, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно

Высказывание (утверждение), содержащее верную информацию называется истинным

Высказывание, содержащее неверную информацию, называют ложным


Постановка цели и задач урока

Поставить цель и задачу на урок

Беседа

Фронтальная

Презентация

Сегодня наш урок тоже связан с полученным словом.

Как думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Тема нашего урока: «Составные высказывания»

Какую цель мы поставим на урок?


А какие задачи мы поставим на урок для достижения нашей цели?



Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с составными высказываниями, которые образованны из простых, будем учиться составлять высказывания и закрепим умение точно определять истинное и ложное высказывания.



Ответы детей


Познакомиться с составными высказываниями


Учиться составлять высказывания

Закрепить умение точно определять истинное и ложное высказывания

Первичное усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.

Посмотрите на слайд.

Прочитайте первое высказывание:

1.Ель - лиственное дерево

Ребята, как вы думаете истинное или ложное высказывание?

Прочитайте второе высказывание.

2.Ель - хвойное дерево.

Истинное или ложное это высказывание?

Итак, первое высказывание ложное, а второе истинное.

А теперь соединим 2 простых высказывания союзом «или». Что получилось?


А как сказать короче?


Получили составное высказывание.

Из простых высказываний можно строить более сложные (составные) высказывания, используя связки И, ИЛИ, ЕСЛИ, ТО.

Истинное или ложное высказывание у нас получилось?

Что бы ответить на этот вопрос нужно познакомимся с правилом. Откроем страницу 30 и прочитаем его.

Расскажи правило своими словами.




Итак, истинное или ложное высказывание у на получилось?

Верно!

Приведите пример истинного высказывания

Приведите пример ложного высказывания



А теперь найдите упражнение 113 на стр.31. Прочитайте пары высказываний.

1)Буква Э-гласная.

)Буква Э-согласная.

Истинно или ложное первое высказывание? Второе высказывание?

Соедините эти 2 высказывания союзом «или».

Какое высказывание поучилось: истинно или ложное? Докажите



Верно!

Читаем следующие высказывания.

2) Тринадцать больше тридцати.

Тринадцать меньше тридцати.

Истинно или ложно первое высказывание? Второе высказывание?

Соедините эти 2 высказывания союзом «или».

Какое высказывание получилось: истинное или ложное? Докажите


Молодцы!

3) В сутках 12 часов.

В сутках 36 часов.

Истинное или ложное первое высказывание? Второе высказывание?

Соедините эти 2 высказывания союзом «или».

Какое высказывание получилось: истинное или ложное? Докажите


Молодцы!

4)Число 6 делится на 2.

Число 6 делится на 3.

Истинно или ложное первое высказывание? Второе высказывание?

Соедините эти 2 высказывания союзом «или».

Какое высказывание получилось: истинно или ложное?

Верно!

Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывания и определите истинные они или ложные:

1) Число 27 делится на 9

2) Число 27 больше 30.

Соединим эти два высказывания союзом «и».

Что у нас получится?

Как вы думаете, это высказывание истинное или ложное?

Для того, чтобы узнать давайте откроем учебник на странице 32 и прочитаем правило.

Итак, какое же высказывание у нас получилось?

А почему оно ложное?


Правильно!

Устно выполним упражнение 118.

Прочитаем первую пару высказываний.

Истинное или ложное первое высказывание? Второе высказывание?

Соединим высказывания союзом «и», какое высказывание получилось? Докажите


Верно!

Прочитаем вторую пару высказываний. Какие они?

Соединим высказывания союзом «и».

Какое высказывание получится? Докажите

Правильно!

Какие высказывания под цифрой 3?

Соединим высказывания союзом «и».

Какое высказывание получится? Докажите

Давайте исправим высказывания, чтобы получилось истинное.


Верно! Молодцы!

Прочитаем высказывания под цифрой 4. Какие они?

Соединим высказывания союзом «и».

Какое высказывание получится? Докажите


Верно!

А теперь посмотрим на слайд и прочитаем высказывания:

1) А.С. Пушкин родился в 1799 году

2) Он родился в восемнадцатом веке

Ребята, какие это высказывания: истинные или ложные?


Давайте соединим эти два высказывания при помощи слов «если, то». Что получится?

Какое это высказывание?

Давайте проверим ваше предположение в учебнике на странице 34. Прочитаем правило.

Кто может рассказать правило своими словами?

Наше предположение оказалось верным?

Отлично!

Сейчас устно выполним упражнение 122 на странице 34.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?



Соединим первые два высказывания, что получится?

Какое высказывание получилось? Докажите

Верно!

Переходим ко второму




Какое высказывание получилось? Докажите

Правильно!





Ложное



Истинное



Ель - лиственное дерево или ель - хвойное дерево


Ель - лиственное или хвойное дерево






Предположения





Составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя бы одно из двух высказываний. В остальных случаях ложно.


Истинное


Земля имеет шарообразную форму

Для нахождения вычитаемого надо из разности вычесть уменьшаемое






Первое истинное

Второе ложное



Истинное

Составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя бы одно из двух высказываний




Первое ложно, второе истинно




Истинное, потому что истинно одно из двух высказываний




Первое – ложное, второе – ложное



Ложное, потому что оба высказывания ложные




Первое истинно и второе истинно



Истинное, потому что оба высказывания истинны





Первое высказывание истинное, а второе ложное


Число 27 делится на 9 и больше 30

Варианты ответов



Читают правило

Ложное

Составные высказывания с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания.



Первое высказывание ложное, второе истинное


Ложное, т.к. одно из высказываний ложное


Первое – истинное, второе – ложное



Ложное, потому что второе высказывание ложное

Оба высказывания ложные


Ложное, так как оба высказывания ложные

В 1 дециметре 10 см

В 1 дм 100 мм



Оба высказывания истинные


Истинное, так как оба высказывания истинны






Первое высказывание истинное, второе тоже истинное



Ответы детей

Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке


Да




Соединить два высказывания с помощью слов «если, то». Определить истинное оно или ложное


Если ворона – птица, то ворона летает


Истинное, потому что и первое высказывание, и второе истинно


Если число 4770 – четырехзначное, то после зачеркивания нуля в числе 4770 получится двухзначное число

Ложное, так как первое высказывание истинно, а второе ложно

Первичная проверка понимания

Проверка понимания новой темы

Форма: фронтальная, индивидуально.

Средства: речь учителя.

Сейчас мы с вами будем тренироваться определять истинные и ложные высказывания. У вас на парте лежат карточки с буквами «И» и «Л», что означает истинно и ложно.
Сейчас я вам буду читать составные высказывания, ваша задача поднять нужную карточку вверх. Если вы считаете, что высказывание истинно, то поднимите карточку с буквой «И», а если ложно, то карточку с буквой «Л». Так же вам нужно объяснить свою точку зрения.

Высказывания:
1.Если наша страна Россия, то ее столица город Москва (и)


2.В феврале 28 или 29 дней( и)


3. Если собака бежит со скоростью 350 м/мин, а кошка 320 м/мин, то собака бежит быстрее кошки (и)
4. Июнь – первый месяц весны или первый месяц зимы.

5. В одних сутках 36 или 24 часа.

6.Если щука – рыба, то щука летает

7.На улице пасмурно и идет снег

8.На улице падает снег и идет дождь

Молодцы!

Берут карточки и отвечают на составные высказывания















1. Истинно



2. истинно









3. истинно



4. ложно

5. истинно

6. ложно

7. истинно

8. ложно

Первичное закрепление

Закрепление пройденного материала

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник.

Ребята, сейчас я вам читала составные высказывания, и вы мне отвечали истинные они или ложные. Теперь же вы придумаете составные высказывания самостоятельно в группе. Для этого вспомним правила работы в группах. Кто мне может их сказать?



Хорошо.

Задание: вам надо придумать 2 ложных и 2 истинных составных высказываний. Записать их в тетрадь. Время на выполнение работы - 5 минут.



Закончили работать. Сейчас один представитель от группы будет вставать, и зачитывать свои высказывания, а задача класса ответить истинное оно или же ложное, поднимая карточку. Также вы должны доказать, почему. Работать будем по цепочке.

Молодцы!

А сейчас давайте вспомним пройденное и потренируемся в нахождении значения выражений, для этого выполним номер 128 на стр. 36.

Прочитайте задания.

Ксюша, объясни, что нам нужно сделать?


Вспомним путь порядка действий в выражениях со скобками. Так же назовите правило деления 0 на число.


К доске пойдет выполнять задание …, а остальные выполняют в тетрадях.

Если кто-то будет решать примеры вперед, то поднимите руку, я подойду, проверю и поставлю отметку.









Теперь давайте потренируемся, как решать задачи на движения.

Открываем учебник на стр. 37 № 133.

Сначала читаем задачу про себя. Катя, прочитай нам задачу вслух, остальные внимательно слушают.

О чём задача?




Что нам известно?



Что неизвестно?

Что нужно найти?

Кто-то сейчас пойдёт к доске, остальные будут решать у себя в тетради, после чего сверим ответы







1.Слушать мнение товарищей

2.Не перебивать друг друга

3.Быть вежливым





Работают в группах, придумывают составные высказывания.















Найти значения выражений











Находят значения выражений







Задача о грузовой и легковой машинах. Каждая из них ехала со своей скорость.


Скорость грузовой машины, скорость легковой машины, расстояние от Москвы до поселка.

Время

Время, через которое машины встретятся


Начинают решать задачу


198 : (56 + 43) = 198 : 99 = 2 (ч.) – машины встретятся
Ответ: через 2 часа.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о д.з.

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.

Дома вам нужно будет выполнить упражнение


Рефлексия

Подведение итогов

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.

Ребята, наш урок подошел к концу.

Давайте вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока.



Нам с вами удалось решить поставленные задачи на уроке? Почему вы так считаете?





Давайте еще раз повторим, когда составное высказывание является истинным или ложным с союзом «или»?




А с союзом «и»?





И словосочетанием «если, то»?



Молодцы!

Посмотрите на слайд. Вы видите лесенку. Поднимите руку, кто думает, что он сейчас находится на самой высокой ступени?

Кто на средней ступени?

Кто на последней ступени? (Что показалось трудным?)

Здорово! Я очень рада, что большинство оказалось на высокой ступени.

На это уроке математики окончен.



Учиться составлять высказывания

Закрепить умение точно определять истинное и ложное высказывания


Да, мы научились составлять высказывания с помощью союзов «и», «или», «если, то»

Так же закрепили умение точно определять истинное и ложное высказывание



Составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя ы одно из двух высказываний. В остальных случаях оно ложно.


Составное высказывание с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно.


Составное высказывание, образованное с помощью слов «если, то» ложно, если первое высказывание истинно, а второе ложно