- рассмотреть состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.
- формировать умения распознавать закономерности и действовать в соответствии с графическими и символическими моделями;
- формировать умения оценивать свою работу.
- развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
- воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга;
- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
- здоровьесберегающее обучение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем! Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам всем урок начинать, Поэтому время не будем терять. | Эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация опорных знаний учащихся Цель: повторение состава изученных чисел: 11,12, 13. | Слайд - Ребята, посмотрите, кто ещё пришёл к нам на урок? - Какое настроение чаще всего бывает у вас осенью? Почему? - С кем бы вы хотели подружиться на уроке, с солнышком или тучкой? Так, давайте работать так, чтобы солнышко нам всем светило, улыбалось и согревало! - Запишите в тетрадях число, классная работа. Минутка чистописания. - Сегодня к нам на урок пришло число 14. Что вы можете сказать про это число, про цифры, которыми записано это число. - Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? Вот и начнём урок с повторения изученного. Слайд - Давайте поможем нашим друзьям спрятаться от холода в домики. | Осень. Высказывают своё мнение. Число 14 – двузначное, 1 десяток и 4 единицы. Число 14 записано с помощью двух цифр 1 и 4. Цифра 4 на 3 больше 1, цифра 1 на 3 меньше 4. Повторить то, что уже знаем. «Заселяют домики». Повторяют состав чисел 11-12-13. Работают с перекидными числами. | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
III. Целеполагание и мотивация Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Итак, какую тему мы сейчас с вами повторили? - Для чего нам необходимо знать состав числа? - Найдя правильно значения выражений, мы с вами узнаем, кого согреют листочки: - Почему Белка осталась без листочка? - А почему нет таких выражений? - Кто определил тему сегодняшнего урока? - Какую проблему будем решать? - Эту проблему решим сами или обратимся за помощью? - Какую цель поставим перед собой? | Состав чисел 11, 12,13. Чтобы решать примеры на сложение и вычитание. Находят верные ответы: 7+6=13 6+6=12 8+3=11 9+2=11 7+5=12 5+8=13 У Белки № 14. Мы ещё не знаем, как получить число 14. Состав числа 14. Как получить число 14. Попытаемся решить сами. Запомнить состав числа 14. Научиться решать примеры на сложение с ответом 14, на вычитание. | Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IV. Открытие новых знаний Цель: рассмотрение состава числа 14 и соответствующие случаи сложения и вычитания. | - Ну, что ж, за работу! - Работа в группах. Сейчас вы будете работать в группах. Учитель раздает задания. 1 группа: №176 2 группа: №177 (1) 3 группа: №177 (2) 4группа: №177 (3) 5 группа: №177 (4) 6 группа: №179 – Вспомним, как надо работать в группе. Во время работы: можно вставать, переходить вокруг стола, но нельзя уходить от группы; работать аккуратно, по окончании работы на столе вернуть все принадлежности, как лежали, и выбрать спикера, который будет показывать результат работы. – Что нужно для того, чтобы справились быстро и правильно?
Какие значения равенств мы получили? - Скажите, что мы сейчас получили? - Решили мы проблему как получить число 14? - Обязательно нам надо заучивать все равенства? Почему? - Давайте назовём состав числа 14 и, из выше прорешанных вами равенств, назовём только те, которые нужно выучить. | Да. Учащиеся пересаживаются по 6 человек, подготавливают свободное место для работы. Чтобы участвовали все ребята, выслушивая мнения каждого Спланировать работу. Защита работ у доски. Состав числа14 Да. Нет. Они повторяются. 14 – это 9 и 5, 8 и 6, 7 и 7 9+5 =14, 8+6=14, 7+7=14. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные УУД Умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. |
Физкультминутка | - Работа в парах. Предлагаю вам выполнить следующее задание: Вставьте пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства. Какую закономерность вы заметили при решении примеров? Почему? Нет ли лишнего выражения? Можем ли мы решить данное выражение? | Выполняют задание на карточках. Сначала отнимали число так, чтобы получился десяток, затем от 10 однозначное число. Нам легко считать до десятка. Есть. 14-3-4=7 Да, так как мы знаем состав числа 11. | Познавательные УУД Устанавливать соответствие между предметными, символическими моделями. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД Умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог |
Цель: | 1, 2,3, 4, 5! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше, И легко-легко подышим. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | Повторяют слова физкультминутки и выполняют движения. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией. | Выполним задание на основе № 171 на стр. 52 по плану: 1. Найти отрезки АК и АО. 2. Измерьте их. 3. Постройте сумму длин этих отрезков. 4.Запишите выражением сумму длин этих отрезков. | Выполняют геометрическое задание. | Познавательные УУД Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией. | Выполним № 172 на стр. 52. Прочитайте. Что это за задание? | Задача. Желающий ребёнок делает задачу на доске. | Познавательные УУД Устанавливать соответствие между предметными, символическими моделями. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
Самостоятельная работа Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения устным счётом. | Если останется время - А теперь самостоятельная работа. Готовы? № 173 (1) –I вариант, № 173 (2) –II вариант | Взаимопроверка. | Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
VII. Домашнее задание Цель: закреплять знания по изученной теме. | Запомнить состав числа 14. с.52 №171(3,4), № 174 | Измеряют каждый отрезок, затем строят сумму длин отрезков. Вставляют знаки действий в окошки и записывают верные равенства. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Не устанем повторять, Любим мы отметку «пять» Кто ж сегодня отличился? Кто на славу потрудился? Ну, кому поставить «пять»? Попрошу вас предлагать. Продолжите предложения: -Сегодня я узнал… - У меня получилось… - Было трудно… -Меня удивило… -Было интересно… - Теперь я умею… Подошел к концу урок, Прозвенел сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки- - Всем спасибо за урок! | Подводят итог своей работы. Оценивают работу одноклассников. | Личностные УУД Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики? Что дал урок? |