(учебник, с. 26)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умения делить число на произведение, выбирая удобный способ, решать задачи изученных видов, выполнять деление с остатком, преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся делить число на произведение, выбирая удобный способ, решать задачи изученных видов, выполнять деление с остатком, преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://umnie-roditeli.ru/rebusy/matematicheskii-rebus-4.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Деление числа на произведение |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Решите ребус. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. – Циркуль | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная | П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера; базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществляют контроль и оценку учебных действий. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; умеют слушать собеседника. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Нахождение значения выражений. | – Найдите значение выражений. (210 – 30) : 9 · (999 + 1) 70 + 350 : 7 · (10 + 990) (480 + 320) : 8 · (9 + 91) 7 200 : (2 + 7) + (140 – 90) | Выполняют вычисления. |
| 2) Перевод единиц измерения | – Переведите. 9 м2 = … см2 12 ч 50 мин = … мин 14 м2 = … дм2 8 км 9 м = … м 2 000 дм2 = … м2 2 ц 7 кг = … кг | Выполняют задания | | |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. | № 78. – На какое число делили и каким произведением заменили делитель? – Замените числа 20, 24, 30 (и др.) произведением. – Что значит разделить на 10 и 100? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Применение разных спо-собов деления числа на произведение. |
| | № 79. Если учащиеся затрудняются, то учитель помогает дать верное объяснение. – Надо 360 разделить на 12; число 12 заменили произведением чисел 6 и 2; получился пример: 360 разделить на произведение чисел 6 и 2; 360 разделили на 6, на первый множитель, и результат 60 разделили на 2, на второй множитель, получилось 30. Аналогичным образом объясняют решение другого примера. Учитель замечает, что и здесь делитель заменили произведением удобных множителей. | Объясняют, как выполнено деление. | Фронтальная, индивидуальная. |
| | № 80. – Решите примеры, заменяя делитель произведением удобных множителей. | Должны объяснить, почему эти множители удобные (легко делить на 10, на 100, легко разделить 360 на 6). При решении выполняют развернутую запись по образцу, данному в № 79. | Фронтальная, индивидуальная. | |
| | № 81. | Записывают решение кратко (320 : 80 = 4) и дают краткое объяснение. | | |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 82. 1) 85 + 60 = 145 (км/ч). 2) 145 · 3 = 435 (км). 3) 846 – 435 = 411 (км). Ответ: 411 километров будет между поездами через три часа. | После чтения задачи рассматривают чертеж к ней, составляют план решения и записывают решение самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. | Устные ответы, записи в тетради |
| | № 83 (под руководством учителя). За один день | Количество дней | Общее количество мешков | ? | 6 дней | 120 мешков | ? + 5 мешков | ? | 100 мешков | 1) 120 : 6 = 20 (м.). 2) 20 + 5 = 25 (м.). 3) 100 : 25 = 4 (дн.). Ответ: за 4 дня сошьют 100 спальных мешков. | Один ученик у доски выполняет решение задачи. |
| | № 84. Длина – 5 м. Ширина – 4 м. 1 м2 – 250 г. Всего лака – ? г. 1) S = 5 · 4 = 20 (м2). Ответ: 5 000 г лака потребуется для покрытия пола. | Один учащийся решает с комментированием у доски. | | К – согласовывают свою позицию с позицией участников по работе, признают возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивают свою позицию. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека | |
| 2. Решение примеров. | № 86 | Самостоятельно выполняют деление с остатком и проверку. |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Как оцениваете деятельность класса? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 26, № 85 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |