Предмет: математика | Тип урока: урок открытия нового знания | Основные понятия: целое, часть |
Тема урока: Целое и части. |
Цель урока: Ввести понятия: целое и части. |
| Планируемые результаты | |
Предметные: - сформировать у детей знания о том, что: целое состоит из частей; если объединить части – получим целое; если из целого убрать одну часть – останется другая часть. - приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных задач; - использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их качеств; - развитие умения выполнять устно и письменно арифметические действия, распознавать и изображать геометрических фигуры. | Метапредметные: - познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий; формулировать выводы на основе сравнения, обобщения; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в результате практической работы. - регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя; умение определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания. - коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре/группе. | Личностные: - интерес к различным видам учебной деятельности; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим; - формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. |
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, эвристический. | Ресурсы: учебник «Математика» 1 класс (УМК «Школа 2100» Т.Е.Демидова, стр 44-45), раздаточный материал, презентация, видео 1. |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организацион- ный момент.
| Фронтальная работа. Словесный метод. | - Добрый день, ребята! Меня зовут, Анна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь, пожалуйста. - Проверьте все ли готовы к уроку. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать и решать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Формировать умения: - слушать собеседника и понимать речь; - самостоятельно организовывать свое рабочее место; |
Актуализация знаний.
| Фронтальная, индивидуальная работа. Словесный, наглядный, практический методы. | - Сегодня к нам сегодня на урок пришли гости, посмотрите, кто это? - Верно. Они принесли вам много интересных заданий, давайте же скорее их решим. - Мишка пошел в лес собирать грибы и он просит нас о помощи. На хороших грибах записаны верные равенства, а на плохих, ядовитых – неверные, нам нужно собрать только хорошие грибы, а для этого необходимо определить верное ли равенство записано на грибочке. - Молодцы, вы все правильно выполнили. Теперь внимательно прослушайте следующую задачу. Маша съела два яблока, а Мишка три. Кто съел больше яблок? - Выходи к доске, давай попробуем составить модель. Молодец, присаживайся. - А теперь давайте запишем все цифрами. Кто хочет выйти к доске? Сколько съела Маша? Пропускай клеточку для знака. Сколько Миша? Кто больше съел? Почему вы так решили? Все согласны? - Все верно, молодец, присаживайся. - Давайте немного разомнем наши пальчики перед письмом. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто-куда! Теперь открываем тетради, посередине записываем число, классная работа. - Послушайте загадку. У Мишки карандашик, И еще один у Маши, Сколько у друзей Всего карандашей? - Сегодня вы в своих тетрадях красиво и аккуратно пропишите цифру 2. | - Маша и Медведь. Устно выполняют задание с равенствами. Двое обучающихся по очереди выходят к доске, один составляет модель, второй записывает выражение цифрами, ставит нужный знак (2 Делают запись в тетради, прописывают цифру 2. | Формировать умения: - ориентироваться в своей системе знаний; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение; - воспринимать информацию на слух; - отвечать на вопросы учителя. - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - организовать выполнение заданий учителя; |
Постановка целей и задач. | Фронтальная работа. Эвристический, наглядный, словесный методы. | - Ребята, посмотрите, пока вы писали Мишка начертил два столбика, прочитай, пожалуйста, как они называются. - Верно, а ниже у нас вразброс он написал слова, понятия. Те понятия с которыми мы уже знакомы мы отнесем в первый столбец, те, с которыми еще не знакомы, во второй. - Какие слова мы отнесли во второй столбец? Почему? - Давайте попробуем определить, что мы сегодня узнаем, о чём будем говорить на уроке. Кто хочет попробовать определить тему урока? Какие задачи будут стоять перед нами? | - Знаю, не знаю. - Целое и части. Мы еще не изучали это. - Целое и части. Узнать что такое целое, а что такое часть, решать примеры… | Формировать умения: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - выдвигать гипотезы (предположения); - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - сотрудничать, вступать в дискуссию; - принимать и сохранять учебную цель и задачи;
|
Применение знаний в новой ситуации.
| Фронтальная, парная работа. Эвристический, объяснительно – иллюстративный, практический методы. | - А, может быть, кто-то уже знает и сможет рассказать нам, что такое часть, а что такое целое? - Приведите примеры. - А как вы думаете, что больше: часть или целое? (На доске появляется схема). - Давайте проверим, а для этого вам необходимо поработать в парах. Маша принесла вам вот такие круги, они лежат у вас на партах. Возьмите его, посмотрите он целый? - Обратите внимание, он разделен линиями на три равные части. Отрежьте одну часть круга и заштрихуйте её. - Сравните, что больше: часть круга или целый круг? Что меньше? - Как мы получили часть? - А как можем опять получить целое? Кто сформулирует правило: как получить часть? Как получить целое? Откройте учебник на странице 44 и прочитайте правило внизу. То есть, чтобы получить целое мы должны объединить части, а если из целого убрать одну часть, то останется другая. | Обучающиеся высказывают свои предположения. Приводят примеры из жизни. - Больше целое.
- Да целый. Выполняют задание учителя. - Больше целый круг, меньше его часть. - Мы от целого отрезали, отняли. - Прибавить заштрихованную часть к тому, что осталось. Пробуют сформулировать правило. Читают правило. | Формировать умения: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - строить монологическую и диалогическую речь; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивать свои учебные достижения, поведение; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; |
Физкультминутка
| Фронтальная работа. | - А сейчас давайте немного разомнемся. (Видео 1) | Выполняют упражнения вместе с учителем. | Формировать умения: - осуществлять самоконтроль; - проводить физическую разгрузку в ходе урока. |
Применение знаний в новой ситуации.
| Фронтальная работа. | - А теперь, ребята, давайте перейдем на «язык чисел». Покажите целый круг. Сколько одинаковых частей в нём было? - Какой цифрой обозначим количество частей в круге? - Уберите заштрихованную часть. Сколько частей убрали? Какой цифрой обозначим? - Сколько частей осталось? Какой цифрой обозначим? - Какое числовое выражение можем записать? - Что мы обозначили цифрой 3? - Цифрой 1? - Цифрой 2? - Как получили часть? - Соедините части. Что получили? - Запишите числовое выражение. | - Три части. - 3. - Одну, 1. - Две, 2. 3-1=2 - Целое. - Часть. - Часть. - Из целого взяли часть, осталась другая часть. - Целое. Записывают в тетрадь.(1+2=3) | Формировать умения: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - строить монологическую и диалогическую речь; - слушать и понимать речь других; - работать по плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; |
Закрепление знаний.
| Фронтальная работа. Словесный, наглядный, практический методы. | - Обратите внимание на доску. Маша нарисовала для вас рисунки, рассмотрите их. - Расскажите, на каком рисунке из частей собрали целое. Подберите математические записи. Прочитайте записи и объясните, что означает в записи каждый знак. - Расскажите, на каком рисунке из целого убрали часть. Подберите математические записи. Прочитайте записи и объясните, что означает в записи каждый знак. - Как получить целое? Как получить часть? | - На первом рисунке. 1 + 2 = 3; 2 + 1 = 3. 1,2 – части, 3 – целое. Складываем части получаем целое. - На втором и третьем рисунке. 3-1=2; 3-2=1. - Собрать части вместе. Из целого забрать другую часть. | Формировать умения: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - соотносить информацию, представленную в разных формах; формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - работать по плану; |
Подведение итогов урока.
| Фронтальная работа. Словесный метод. | - Урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Какой была тема урока? Что нового узнали? | Отвечают на вопросы учителя. | Формировать умения: - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом;
|
Рефлексия.
| Фронтальная работа, словесный метод.
| - Что, на ваш взгляд, нам удалось? Что не удалось? Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что? За что можете похвалить себя? И мне и нашим гостям понравилось, как вы работали на уроке и мы очень рады, что вы поняли тему. - Урок окончен, все свободны. | Проводят анализ урока и самоанализ. | Формировать умения: - давать оценку собственной деятельности на уроке; - обобщать изученное, делать выводы; - оценивать коллективную работу и свой вклад; |