Этапы | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Встали ровно, поприветствовали друг друга. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Кто слушает внимательно, Поймет всё обязательно. (Слайд 2.) Желаю успешной работы на уроке! | Учащиеся смотрят на слайд и проговаривают слова. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. |
Актуализация знаний. | Откройте тетради, запишите число, классная работа. 1. Устный счёт. Вычислите примеры в таблице. (Слайд 3.) 35 : 5 | 9 х 5 | 36 : 9 | 5 х 8 | 8 х 4 | 21 : 7 | 4 х 7 | 18 : 3 | 20 : 5 | 4 х 3 | 30 : 5 | 3 х 5 | Открывается картинка с Мудрой совой. На школьной доске надпись: «Решение задач». Сегодня на уроке мы будем решать задачи. А какие именно, вы узнаете чуть позже. 2. Задачи в стихах. (Слайды 4 - 8.) 1) 6 весёлых медвежат В школу на урок спешат. И для счёта наши мишки Принесли из леса шишки. Сколько было шишек, Если их на 3 больше, чем мишек? 2) Под берёзой 7 мышат В сухих листиках шуршат. И для них нашлась работа – Ищут листики для счёта. Помоги сосчитать их сейчас, Если листиков больше, Чем мышек, в 5 раз. 3) В лес пошли ребятишки – Девчонки и мальчишки. Помоги их сосчитать! Девочек 15, мальчишек меньше на 5. 4) Весёлые мартышки Купили 24 книжки. Чтобы было что читать. Помоги нам сосчитать, Сколько весёлых мартышек, Если их в 4 раза меньше, чем книжек? 5) Напекла бабушка 32 оладушка и 8 ватрушек. Во сколько раз больше бабушка Напекла оладушек? Во сколько раз меньше у старушки Получилось ватрушек? | Ответы детей. Учащиеся заполняют таблицу, проговаривая свои действия. Учащиеся устно решают задачи, объясняя способ действия. 6 + 3 = 9 7 · 5 = 35 15 – 5 = 10 (мальчиков) 15 + 10 = 25 (детей) 24 : 4 = 6 32 : 8 = 4 | Регулятивные: контроль и коррекция знаний. Познавательные: общеучебные умения. Логический: анализ, сравнение, синтез. |
Постановка и формулирование проблемы (с затруднением). | -Какой результат получился в 5 задании? Вы смогли его выполнить? -Почему? Что вызвало затруднение? -Ребята, какой способ действия для вопросов «На сколько больше? На сколько меньше?» или как узнать «На сколько одно число больше или меньше другого?». -А знаете ли вы способ действия для вопросов «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?» или «Во сколько раз одно число больше или меньше другого?» -Хотите узнать? | Мотивация исследовательской ситуации. Из большего числа вычесть меньшее. Нет Да | Регулятивные: контроль, прогнозирование. Общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов действий. |
Постановка учебной задачи. | -Как вы думаете, что предстоит выяснить? -Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием? -Какие у вас есть версии, предположения? После этого учениками формулируется цель урока – Будем учиться сравнивать: во сколько раз больше или меньше. Учитель сообщает общепринятое название этого способа сравнения – кратное сравнение – и вывешивает тему урока на доске: Тема: Решение задач на кратное сравнение. Кратный – в математике: делящийся без остатка на какое-нибудь число; увеличенный или увеличивающий во столько раз. Из толкового словаря С.И. Ожегова (Слайд 9.) -А какую поставим перед собой цель на урок? (Дети ставят для себя цель на урок.) -Ребята, можно я помогу вам более точно сформулировать? ( цель на экране): Узнать способ сравнения «Во сколько раз?» (Слайд 10.) | | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. -умение структурировать знания. |
Открытие нового знания | Решение задачи. На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше, чем воробьёв? Во сколько раз воробьёв меньше, чем ласточек? Сделаем к задаче схематический рисунок. - Нарисуйте в тетради 6 кругов. - Под кругами нарисуйте 2 квадрата. На экране появляются фигуры        (Слайд 11.) -Разбейте круги на группы по 2. Сколько групп получилось? -Сколько раз по 2 содержится в 6? -Во сколько раз кругов больше, чем квадратов? -Как это узнать с помощью вычислений? Как ответить на вопросы задачи? Почему вопросов два, а решение одно? 6 : 2 = 3 (раз.) Ответ: в 3 раза ласточек больше, в 3 раза воробьев меньше. -А что вы знаете об этих птицах? -Какие из них являются перелётными? | Поиск решения осуществляется на основе предметных действий. 3 3 раза. В 3 раза 6 : 2 = 3 Надо большее число разделить на меньшее. Решается одним и тем же способом. Ласточки – перелётные птицы, а воробьи – зимующие. | Познавательные: -общеучебные. - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Вывод (фронтальная работа) | Формулируется общий вывод для разностного сравнения, а потом - для кратного. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод. Как с помощью вычислений узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Как с помощью вычислений узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? Давайте закрепим это знание и посмотрим видео. | Из большего числа вычесть меньшее. Большее число разделить на меньшее. Просмотр видео «Задачи на кратное сравнение». | Познавательные: - подведение под понятие. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. |
Опорный сигнал | А сейчас нам нужно постараться составить опорную схему. Как мы будем действовать, когда нужно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? После этого на доску вывешивается опорная схема. Во сколько раз больше или меньше?  : Б М | (Слайд 12.) | Большее число разделить на меньшее. | Планирование, прогнозирование. |
Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка «Разминка с Капитаном Крабом». | Выполняют движения под музыку. | |
Первичное закрепление | Теперь давайте прочитаем правило в учебнике на стр.42. Выполнение №1 с.42 учебника с комментированием в громкой речи. Муки – 8 кг Крупы – 24 кг Во ? раз б. Во ? раз м. 24 : 8 = 3 (раз.) - Почему вопросов два, а решение одно? - Для чего нам нужно знать это правило? | Учащиеся читают правило на с. 42 учебника. Решается одним и тем же способом. Чтобы решать задачи. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. Личностные: -самоопределение, аргументация своего мнения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в парах. 1. В зоопарке живут 18 мартышек и 2 тигра. Во сколько раз мартышек больше, чем тигров живет в зоопарке? | | 2. У Васи 5 грузовых машинок и 20 спортивных. На сколько спортивных машинок больше, чем грузовых? | | 3. В магазине было 28 футболок и 7 свитеров. Во сколько раз меньше было свитеров, чем футболок в магазине? | | 4. Мама купила 12 яблок и 4 груши. Во сколько раз меньше мама купила груш, чем яблок? | | 5. В школьной столовой 54 стула и 9 столов. На сколько столов меньше, чем стульев в столовой? | | Закрепим полученные знания. Прочитайте задачи и определите, каким действием их надо решить. (Слайды 14-15.) | Решают в парах задания на карточках, записывая знаки «-» или «:». Сверяют с эталонами, которые появляются в презентации по одному в ходе проверки: | Регулятивные: -контроль форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Гимнастика для глаз | «Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их. «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко. «Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор. «Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест. | Выполняют упражнения для глаз | |
Включение в систему знаний с взаимопроверкой. | Самостоятельная работа. Дети решают задачи на карточках. 1 вариант. Мама собрала 15 кг моркови, а свеклы – 5 кг. Во сколько раз больше собрала мама моркови, чем свеклы? На причале стояли 12 лодок и 4 катера. На сколько меньше катеров, чем лодок стояло на причале? 2 вариант Папа наловил 16 окуней, а сын 8 окуней. Во сколько раз меньше наловил окуней сын, чем папа? В парке растут 24 берёзы и 6 клёнов. На сколько больше берёз, чем клёнов растёт в парке? - Теперь поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания соседом. Поставьте предварительные оценки карандашом. (Слайд 16.) | Решают задачи на карточках по вариантам. Взаимопроверка по эталону на экране. | Регулятивные: -прогнозирование. |
Рефлексия деятельности. Итог. Оценивание. Домашнее задание. | - Какая была тема урока? -Какую цель перед собой ставили? (Слайд 17.) Самооценка результатов деятельности. Оцените с помощью смайликов свою деятельность на уроке. Было трудно, остались вопросы; Было все понятно и интересно; Все понял, могу научить других. (Слайд 18.) Домашнее задание. с. 42 № 2, 3; знать правило. (Слайд 19.) Спасибо за урок! | Решение задач на кратное сравнение. Дети повторяют цель: Узнать способ сравнения «Во сколько раз?» Оценивают себя с помощью смайликов. Записывают домашнее задание. | Познавательные: -оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -волевая саморегуляция. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. |