СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями" . Урок -путешествие с применением интерактивных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями"»

Урок математики в 4 классе 08.02.2022


Тема. Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Цель: создать условия для осознания обучающимися письменных приёмов умножения на числа, оканчивающихся нулями, усвоения алгоритма записи умножения круглых чисел

Задачи:

  • Увидеть проблему, сформулировать ее, поставить цель для исследования.

  • Осуществлять учебную деятельность в организационном и коммуникативном аспектах.

  • Развивать способность высказывать и аргументировать свою точку зрения.

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.

  • Формировать потребность в саморегуляции и самосовершенствовании.

  • Развивать культуру эмоций, коммуникативные способности, гигиену письма.

Формируемые УУД Предметные: ознакомление с приёмами арифметических действий с числами и числовыми выражениями; формирование умений решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы действий.

Метапредметные: формирование умений делать выводы, строить рассуждения, контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; совершенствование операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, чертежами.

Личностные: создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в паре, группе; формировать готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Тип урока: урок – путешествие, урок открытия новых знаний.

Оборудование урока: ПК, телевизор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки индивидуального опроса , алгоритм умножения на карточках в конвертах, смайлики для самоанализа).

Учебник: Моро М. И. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2  М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2016.


Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организаци

онный момент. Самоопреде

ление к деятельно

сти



Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Прозвенел звонок – начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно

Будьте вы внимательны,

Активны и старательны.

Ребята, я желаю вам на уроке хорошо потрудиться, быть активными, думающими, работоспособными и дружными, чтобы получить положительные эмоции от результатов своей работы.




Стоят в круге.





Включаются в учебную деятельность.


2.


























Актуализа

ция знаний


























- Итак, не будем терять времени! Я приглашаю вас в путешествие в открытый космос! ( Слайд 1)


Прошу сделать первую запись в бортовых журналах.

  • Работа в тетради ( дата, классная работа)

Слайд 2. Знаете ли вы, что диаметр планеты Земля 12 км 756 м? Запишите эту величину числом и поработайте с ним.


  • Минутка каллиграфии: работа с числом

12756 – число пятизначное, некруглое, четное, предыдущее 12755, последующее 12757, его можно записать в виде суммы разрядных слагаемых 12756=10000+2000+700+50+6

Оценивание работы у доски.

  • Игра «Математическое лото»- составить примеры, где результатом будет число 12756.

Проверка предложенных вариантов примеров (фронтально «цепочкой»).

  • (Слайд 3) Математический диктант

Запишите числа в порядке увеличения (слайд 3). Подчеркните круглые числа.

Оценивание работы у доски.

Одновременно с игрой и математическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам.

________________________________________________________

№ 1.

  1. Перепиши числа и подчеркни в каждом класс тысяч.

318 485; 25 143; 481 000; 5 103.

  1. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

57 454; 754 560.

  1. Реши задачу.

Космический корабль пролетел 2000 км. Это пятая часть всего маршрута. Найди расстояние, которое пролетит космический корабль.


Скорость самолета 360 км/ч, а скорость ракеты 720 км/ч. Во сколько раз скорость ракеты больше скорости самолета? Найди ответ методом подбора.

________________________________________________________

№ 2.

  1. Перепиши числа и подчеркни в каждом класс тысяч.

237 458; 407 632; 63 037; 40 000.

  1. Вырази в метрах и сантиметрах:

14 005см; 35 090 см; 610 см; 40 375см.

Реши задачу.

На космическом корабле было 936 т топлива. За время полёта была израсходована третья часть топлива. Сколько осталось ?


Садятся за парты.








Ученик работает у доски: читает, характеризует число








Задание для обучающихся высокого и достаточного уровня , слабые учащиеся по желанию.




1 ученик работает у доски.





По мере выполнения учащиеся сдают карточку на проверку.



3.



Самоопреде

ление к деятельно

сти. Целеполага

ние



- Ребята, нам предстоит отразить атаку астероидов (Слайд 4).

Для этого нам нужно вспомнить все изученные приёмы умножения.

Работа в группах

Каждая группа получила карточку с заданием.

Нужно соединить стрелками пример с указанным приемом умножения и дописать результат.

32 · 2

157 · 10

34 · 100

7 · 8

935· 0

423 · 300

243· 20

1) табличное умножение = …………..

2) внетабличное умножение = ………..

( разбиваем на разрядные слагаемые)

3) умножение на нуль = ………….

4) увеличение числа в 10 раз или приём умножения на 10 = ……….

5) приём умножения на 100 = ……….

Почему не смогли назвать  приём умножения в последних двух примерах? (С этим приёмом мы не знакомы)

- Можем ли мы сразу его решить? (Нет)

- Что нам для этого необходимо? (Новые знания)





Учащиеся объединяются в группы, распределяют роли, выполняют задание. Спикеры озвучивают результат работы.












Последние примеры или затрудняются назвать, или определяют ошибочно.


4.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации



- Давайте определим тему нашего урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями).

- Какие цели ставим перед собой? (Мы должны научиться умножать многозначные числа на числа, которые оканчиваются нулями). Слайд 5

- Какие пути решения проблемы вы можете предложить? (Пояснение учителя, посчитать на калькуляторе в телефоне, прочитать в учебнике, найти в интернете, попытаться разобраться самостоятельно).


Участвуют в диалоге.

Формулируют тему урока.


Предлагают различные варианты решения проблемы.




5.

Открытие

детьми нового знания


- Любой из предложенных способов приемлем. Это зависит от ситуации.

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?


- Какой закон математики вы применили?


- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

Чтобы разобрать письменный приём умножения, я предлагаю посмотреть видео. Слайд 6

Таким образом, мы увидели, как правильно оформлять запись и вычислять умножение вида 423  300, прослушали алгоритм выполнения умножения.


Объясняют приём умножения.

243·20 = 243·(2·10) = 243·2·10 = 4860

- Сочетательный закон.


- Не всегда.

- Решение столбиком.






6.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.




Учитель предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.


- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тем ребятам, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.

Пытаются решить пример самостоятельно.


- В учебнике.


Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

7.

Физминутка

Слайд 7

Думаю, что космонавтам нужно отдохнуть. Выполним упражнения физминутки.


8.
































Взаимоконт

роль с проверкой по эталону.





























- Наш космический корабль продолжает движение. (Слайд 8)

1.Работа по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.13 № 40 – 1 строчка)

Оценивание работы у доски.

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?


Инструктаж по выполнению задания.


Вторую строчку примеров 40 решите самостоятельно.


Слайд 9. Ждём пилотов-консультантов!


Консультанты получают отметки за выполненную работу.


Учитель организует индивидуальную работу с последующей взаимопроверкой (работа в парах).


- Сделаем вывод по результатам проделанной работы.


Работа в группах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах лежат конверты. Достаньте из них карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в группах, вы разложите карточки в нужном порядке.

1. Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2. Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3. К полученному результату приписываю нули.

4. Читаю ответ.

Алгоритм на экране. (Слайд 10)



Два ученика работают у доски, остальные в тетради.







Решают примеры самостоятельно.



Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.








Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Зачитывает спикер каждой группы по одному пункту алгоритма.


Учащиеся мысленно проговаривают алгоритм.



9.

Релаксация для глаз

Слайд 11.

Упражнения для расслабления глазных мышц под музыкальное сопровождение.


Учащиеся следят глазами за перемещением небесных тел на экране.


10.






















Повторение изученного материала




















- Наш полёт продолжается успешно. Подлетаем к Марсу.

Работа над задачей. (Слайд 12)


В 2113 году в путешествие на Марс отправился отряд космических путешественников из 270 человек. Они разместились в 15 меньших ракетах по 10 человек и нескольких бОльших ракетах по 12 человек. Сколько всего ракет

отправилось в путешествие?


- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

Чтение условия –составление краткой записи по ходу разбора задачи

Самоконтроль (слайд 13)


- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Оценивание работы у доски.

Работа над уравнениями ( № 44). Слайд 14

Экипажи 1 и 4 – первое, 2 и 5 – второе, 3 и 6 – третье.


Консультанты получают отметки за выполненную работу.


Самоконтроль – найдите корень своего уравнения среди записанных на доске:

3 10 30 40 84 244 640

Правильные ответы: экипажи 1 и 4 – 30, 2 и 5 – 640, 3 и 6 – 84.











Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.




1 ученик записывает решение задачи на доске.


Учащиеся выбирают уравнение из № 44 по номеру экипажа, решают, сверяют правильность решения с ответом на доске.


11.


Домашнее задание



Слайд 15

- Наше космическое путешествие завершается. Возвращаемся на родную планету.

Дома повторите алгоритм выполнения умножения в случае, если в множителе есть нули, решите пример под чертой и два примера из № 46 ( это I столбик),.

Решите задач:

III уровень сложности № 43 (подсказкой будет чертёж в учебнике на стр. 13),

II уровень сложности № 42 (аналогично задаче, которую решали в классе).





Записывают задание в дневники.


12.

Рефлексия учебной деятельности.


- Благодарю всех за работу.

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Чему новому научились?

- Что вызвало затруднения?


Слайд 16. Выберите смайлик, который, по вашему мнению, соответствует результату работы на уроке.


Слайд 17. Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки –

Всем спасибо за урок.


Прикрепите, пожалуйста, свои смайлики к иллюминатору ракеты.



Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.





В презентации использован видеофрагмент урока https://www.youtube.com/watch?v=QwNkJ3gbatU