Увидеть проблему, сформулировать ее, поставить цель для исследования.
Осуществлять учебную деятельность в организационном и коммуникативном аспектах.
Развивать способность высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Формировать потребность в саморегуляции и самосовершенствовании.
Развивать культуру эмоций, коммуникативные способности, гигиену письма.
Метапредметные: формирование умений делать выводы, строить рассуждения, контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; совершенствование операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, чертежами.
Личностные: создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в паре, группе; формировать готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организаци онный момент. Самоопреде ление к деятельно сти | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Прозвенел звонок – начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Будьте вы внимательны, Активны и старательны. Ребята, я желаю вам на уроке хорошо потрудиться, быть активными, думающими, работоспособными и дружными, чтобы получить положительные эмоции от результатов своей работы. | Стоят в круге. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Актуализа ция знаний | - Итак, не будем терять времени! Я приглашаю вас в путешествие в открытый космос! ( Слайд 1) Прошу сделать первую запись в бортовых журналах. Работа в тетради ( дата, классная работа) Слайд 2. Знаете ли вы, что диаметр планеты Земля 12 км 756 м? Запишите эту величину числом и поработайте с ним. 12756 – число пятизначное, некруглое, четное, предыдущее 12755, последующее 12757, его можно записать в виде суммы разрядных слагаемых 12756=10000+2000+700+50+6 Оценивание работы у доски. Игра «Математическое лото»- составить примеры, где результатом будет число 12756. Проверка предложенных вариантов примеров (фронтально «цепочкой»). Запишите числа в порядке увеличения (слайд 3). Подчеркните круглые числа. Оценивание работы у доски. Одновременно с игрой и математическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам. ________________________________________________________ № 1. Перепиши числа и подчеркни в каждом класс тысяч. 318 485; 25 143; 481 000; 5 103. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых. 57 454; 754 560. Реши задачу. Космический корабль пролетел 2000 км. Это пятая часть всего маршрута. Найди расстояние, которое пролетит космический корабль. Скорость самолета 360 км/ч, а скорость ракеты 720 км/ч. Во сколько раз скорость ракеты больше скорости самолета? Найди ответ методом подбора. ________________________________________________________ № 2. Перепиши числа и подчеркни в каждом класс тысяч. 237 458; 407 632; 63 037; 40 000. Вырази в метрах и сантиметрах: 14 005см; 35 090 см; 610 см; 40 375см. Реши задачу. На космическом корабле было 936 т топлива. За время полёта была израсходована третья часть топлива. Сколько осталось ? | Садятся за парты. Ученик работает у доски: читает, характеризует число Задание для обучающихся высокого и достаточного уровня , слабые учащиеся по желанию. 1 ученик работает у доски. По мере выполнения учащиеся сдают карточку на проверку. |
3. | Самоопреде ление к деятельно сти. Целеполага ние | - Ребята, нам предстоит отразить атаку астероидов (Слайд 4). Для этого нам нужно вспомнить все изученные приёмы умножения. Работа в группах Каждая группа получила карточку с заданием. Нужно соединить стрелками пример с указанным приемом умножения и дописать результат. 32 · 2 157 · 10 34 · 100 7 · 8 935· 0 423 · 300 243· 20 | 1) табличное умножение = ………….. 2) внетабличное умножение = ……….. ( разбиваем на разрядные слагаемые) 3) умножение на нуль = …………. 4) увеличение числа в 10 раз или приём умножения на 10 = ………. 5) приём умножения на 100 = ………. | Почему не смогли назвать приём умножения в последних двух примерах? (С этим приёмом мы не знакомы) - Можем ли мы сразу его решить? (Нет) - Что нам для этого необходимо? (Новые знания) | Учащиеся объединяются в группы, распределяют роли, выполняют задание. Спикеры озвучивают результат работы. Последние примеры или затрудняются назвать, или определяют ошибочно. |
4. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации | - Давайте определим тему нашего урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями). - Какие цели ставим перед собой? (Мы должны научиться умножать многозначные числа на числа, которые оканчиваются нулями). Слайд 5 - Какие пути решения проблемы вы можете предложить? (Пояснение учителя, посчитать на калькуляторе в телефоне, прочитать в учебнике, найти в интернете, попытаться разобраться самостоятельно). | Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока. Предлагают различные варианты решения проблемы. |
5. | Открытие детьми нового знания | - Любой из предложенных способов приемлем. Это зависит от ситуации. - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Какой закон математики вы применили? - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? Чтобы разобрать письменный приём умножения, я предлагаю посмотреть видео. Слайд 6 Таким образом, мы увидели, как правильно оформлять запись и вычислять умножение вида 423 300, прослушали алгоритм выполнения умножения. | Объясняют приём умножения. 243·20 = 243·(2·10) = 243·2·10 = 4860 - Сочетательный закон. - Не всегда. - Решение столбиком. |
6. | Первичное закрепление с проговарива- нием. | Учитель предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тем ребятам, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. | Пытаются решить пример самостоятельно. - В учебнике. Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом. |
7. | Физминутка | Слайд 7 Думаю, что космонавтам нужно отдохнуть. Выполним упражнения физминутки. | |
8. | Взаимоконт роль с проверкой по эталону. | - Наш космический корабль продолжает движение. (Слайд 8) 1.Работа по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.13 № 40 – 1 строчка) Оценивание работы у доски. - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Инструктаж по выполнению задания. Вторую строчку примеров 40 решите самостоятельно. Слайд 9. Ждём пилотов-консультантов! Консультанты получают отметки за выполненную работу. Учитель организует индивидуальную работу с последующей взаимопроверкой (работа в парах). - Сделаем вывод по результатам проделанной работы. Работа в группах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах лежат конверты. Достаньте из них карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в группах, вы разложите карточки в нужном порядке. 1. Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2. Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3. К полученному результату приписываю нули. 4. Читаю ответ. Алгоритм на экране. (Слайд 10) | Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Решают примеры самостоятельно. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке. Зачитывает спикер каждой группы по одному пункту алгоритма. Учащиеся мысленно проговаривают алгоритм. |
9. | Релаксация для глаз | Слайд 11. Упражнения для расслабления глазных мышц под музыкальное сопровождение. | Учащиеся следят глазами за перемещением небесных тел на экране. |
10. | Повторение изученного материала | - Наш полёт продолжается успешно. Подлетаем к Марсу. Работа над задачей. (Слайд 12) В 2113 году в путешествие на Марс отправился отряд космических путешественников из 270 человек. Они разместились в 15 меньших ракетах по 10 человек и нескольких бОльших ракетах по 12 человек. Сколько всего ракет отправилось в путешествие? - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? Чтение условия –составление краткой записи по ходу разбора задачи Самоконтроль (слайд 13) - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Оценивание работы у доски. Работа над уравнениями ( № 44). Слайд 14 Экипажи 1 и 4 – первое, 2 и 5 – второе, 3 и 6 – третье. Консультанты получают отметки за выполненную работу. Самоконтроль – найдите корень своего уравнения среди записанных на доске: 3 10 30 40 84 244 640 Правильные ответы: экипажи 1 и 4 – 30, 2 и 5 – 640, 3 и 6 – 84. | Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи. 1 ученик записывает решение задачи на доске. Учащиеся выбирают уравнение из № 44 по номеру экипажа, решают, сверяют правильность решения с ответом на доске. |
11. | Домашнее задание | Слайд 15 - Наше космическое путешествие завершается. Возвращаемся на родную планету. Дома повторите алгоритм выполнения умножения в случае, если в множителе есть нули, решите пример под чертой и два примера из № 46 ( это I столбик),. Решите задач: III уровень сложности № 43 (подсказкой будет чертёж в учебнике на стр. 13), II уровень сложности № 42 (аналогично задаче, которую решали в классе). | Записывают задание в дневники. |
12. | Рефлексия учебной деятельности. | - Благодарю всех за работу. - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? - Что вызвало затруднения? Слайд 16. Выберите смайлик, который, по вашему мнению, соответствует результату работы на уроке. Слайд 17. Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. Прикрепите, пожалуйста, свои смайлики к иллюминатору ракеты. | Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. |