СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки. 3 класс. Тема "Приемы развития музыки: варьирование".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока музыки предназначено для реализации в 3 классе в рамках темы 3 четверти "Развитие музыки" (рабочая программа по предмету "Музыка", автор-составитель Е.Е. Рудзик, размещена на официальном сайте МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 46" г. Курска). Цель урока - своение приёма варьирования музыки через практическую деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Музыка.3 кл.Прием варьирования (технол.карта)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Урок музыки

3 класс


Сквозная тема года: «Музыкальная мозаика»


Тема III четверти: «Развитие музыки»


Тема урока: «Приёмы развития музыки: варьирование».


Учитель: Рудзик Елена Евгеньевна (высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования РФ) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 46» г. Курска.


Цель урока: освоение приёма варьирования музыки через практическую деятельность обучающихся.


Задачи урока:

- развитие звуковысотного слуха, интонации, метроритмического чувства, внимания, памяти, творческих способностей, навыка поисковой деятельности, умения работать с книгой;

- расширение музыкального кругозора, формирование музыкальной грамотности обучающихся, развитие навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, вокального исполнительства;

- вовлечения младших школьников в активную учебно-познавательную деятельность в различных видах музыкально-практической работы;

- закрепление ранее изученного материала (приемы развития музыки – повтор и контраст) в игровой форме.


Образовательные технологии:

- технология развивающего проблемного обучения;

- технология личностно ориентированного обучения;

- технология коллективной мыслительной деятельности;

- технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса;

- технология игрового обучения;

- ИКТ-технологии (при варианте реализации содержания данного урока

с использованием цифровых образовательных ресурсов).


Универсальные учебные действия:


Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

- усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального

и осознанного отношения

к явлениям музыкальной культуры России, мира, знаний

о музыке

и музыкантах;

- усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя

в процессе включения

в различные виды музыкального творчества.


- закрепление представлений

о музыкальном языке произведений,

средствах музыкальной выразительности

в различных жанрах народной

и профессиональной музыки;

- формирование

на этой основе словаря музыкальных терминов

и понятий;

- поиск

и выделение необходимой информации

о музыке

и музыкантах;

- совершенствование умений и навыков интонационно-образного анализа музыкальных сочинений

на основе понимания интонационной природы музыки

и использования различных видов музыкально-практической деятельности;

- осознанный выбор способов решения учебных задач

в процессе восприятия музыки;

- закрепление понимания

знаково-символических элементов музыки;

- извлечение необходимой информации

из текстов учебника, «текстов» музыкальных сочинений, расширение опыта речевого высказывания

в процессе размышлений

о музыке (диалогический

и монологический типы высказываний);

- совершенствование форм рефлексии.

- планирование собственных действий

в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений, исполнения музыки;

- оценка воздействия музыкального сочинения

на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников;

- саморегуляция

в процессе работы

над выразительностью исполнения вокальных произведений.

- совершенствование умений планирования учебного сотрудничества

с учителем

и сверстниками

в процессе музыкальной деятельности;

- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации

о музыке в процессе восприятия;

- формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

(с использованием музыкальных терминов

и понятий), ее оценки

и представления в творческих формах работы;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера

в коллективной

и групповой музыкальной деятельности;

- совершенствование представлений учащихся

о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других стран

и народов.





Оборудование и учебно-методические материалы: фортепиано, доска (интерактивная доска); CD-проигрыватель (компьютер), нотные и фономатериалы (Е. Тиличеева «Музыкальный урок», р.н.п. «Во поле береза стояла», Д.Б. Кабалевский «Карусель», М. Арсеев «Кузнец», П.И. Чайковский, Симфония № 4 (финал), Ф. Шуберт «Марш», М.И. Глинка «Марш Черномора», Э. Григ «Шествие гномов», Л.В. Бетховен «Веселая. Грустная», Г.С. Фрид «Про то, как заяц в лесу заблудился», р.н. плясовая песня «Светит месяц»); комплект учебников «Музыка», 3 класс (авторов Т.В. Надолинской, А.В. Лушкиной, Н.А. Любомищенко. – Таганрог: Айкэн, 1998); схема вариационной формы; ритмическая партитура песни «Во поле береза стояла»; набор карточек средств музыкальной выразительности; таблица ручных знаков (система относительной сольмизации); конверты с наименование приемов развития музыки (для 2х групп по 3 конверта), 2 набора карточек с названием музыкальных произведений; поле «Волшебный квадрат» для рефлексивной оценки; тексты р.н.п. «Во поле береза стояла» для каждого обучающегося.


Ход урока:


Учитель: Ребята, я попрошу вас сегодня трижды поприветствовать друг друга с помощью исполнения нашего музыкального приветствия в жанрах песни, танца и марша.


Исполнение музыкального приветствия в трех вариантах

(«Музыкальный урок», муз. Е. Тиличеевой, сл. Я. Серпина).


Учитель: Ребята, какие же средства музыкальной выразительности оставались неизменными, а какие изменялись при исполнении разных вариантов приветствия? Распределите карточки с наименованием средств выразительности (лад, темп, динамика, движение мелодии, интонация, ритмический рисунок) на две группы «изменилось» и «не изменилось».


Обучающиеся осуществляют отбор и прикрепляют карточки на доске

под словами «изменилось», «не изменилось».


Учитель: Так вот, ребята, если мелодия, основная музыкальная тема остается прежней, но при каждом ее новом исполнении меняется какое-либо средство музыкальной выразительности, то тогда в музыке появляется особое построение – вариации (на доске появляется схема вариационной формы, учитель дает по ней пояснения).



Учитель: А прием развития музыки, в свою очередь, называется приемом варьирования. Обратимся к учебникам: на странице 103 найдите и прочитайте вслух определение слова «варьирование» (работа обучающихся с учебником).


Учитель: Прием варьирования наиболее часто используется при исполнении русских народных песен, в которых на протяжении большого количества куплетов мелодия не изменяется. И чтобы песня не становилась скучной, в каждом куплете исполнители придумывали что-то новое.

Давайте и мы с вами попробуем внести некоторые изменения во всем известную русскую народную песню «Во поле берёза стояла» (учитель раздает тексты песни обучающимся).

Но прежде нам необходимо восстановить утерянные части ритмического рисунка. Помогите мне в этом (на доске появляется ритмическая запись 1й половины 1 куплета песни).


Ритмическая работа (определение «потерянных» длительностей

и прохлопывание обучающимися ритма песни).


Учитель: А теперь, ребята, определим с помощью таблицы ручных знаков, какие ступени будут использоваться при исполнении песни «Во поле берёза стояла» (на доске появляется таблица ручных знаков). Как будет двигаться мелодия, в каком направлении? (ответы обучающихся) Покажите жесты, которые мы будем использовать (показ I, II, III, IV и V ступеней). Как будет двигаться рука, в каком направлении? (ответы обучающихся).


Исполнение 1 к. песни с показом ручных знаков в первой половине куплета.


Учитель: Итак, первый куплет – это был показ основной темы. А теперь нам необходимо создать вариации этой темы, т.е. использовать прием варьирования при исполнении следующих куплетов.

Я попрошу вас сейчас хором пропеть второй куплет, а я внесу в него некоторые изменения.


Хоровое исполнение 2 к. песни обучающимися,

добавление подголоска в исполнении учителя.


Учитель: Ребята, что изменилось в нашем исполнении по сравнению с первым куплетом? (ответы обучающихся, учитель поясняет новое понятие «подголосок» - голос, сопровождающий основную мелодию). Таким образом, добавив во второй куплет подголосок, мы создали первую вариацию.

А теперь продолжим исполнение песни, и третий куплет исполним необычным способом пения, который называется «канон» (учитель дает пояснение термину «канон» - исполнение несколькими голосами одной и той же мелодии, где каждый голос вступает чуть позже предыдущего). Мы попробуем исполнить самый простой вид канона – двухголосный. Для этого поделимся на две группы.


Исполнение 3 к. песни каноном.

Учитель: Исполнив 3 к. каноном, мы создали уже вторую вариацию. Предложите, пожалуйста, еще варианты исполнения, чтобы по-новому прозвучали четвертый и пятый куплеты песни (ответы обучающихся; учитель предлагает возможные варианты: пение с солистом, пение по группам «мальчики-девочки», пение по рядам и др.)


Исполнение 4 к. и 5 к. по предложенным обучающимися вариантам

(создание третьей и четвертой вариаций).


Учитель: Теперь, когда у нас появились все вариации, песня «Во поле берёза стояла» может прозвучать от начала до конца с использованием приема варьирования музыки.


Итоговое исполнение песни целиком.


Учитель (творческое домашнее задание): Дорогие ребята, я попрошу вас забрать домой тексты песни «Во поле береза стояла» и попробовать придумать для каждого куплета (кроме первого – это показ основной темы) свой особенный подголосок.

Очень часто подлинные русские народные песни становились основой для создания известными композиторами своих произведений. Один из таких великих музыкантов – русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Обратимся к учебнику на странице 104 (работа обучающихся с учебником (чтение визитной карточки композитора).


Учитель: Сегодня мы услышим фрагмент симфонии № 4 П.И. Чайковского, ее финал. Во время звучания музыки попытайтесь определить:

- тема какой народной песни звучит в симфонии?

- сколько раз эта тема повторяется?

- какие средства музыкальной выразительности изменяются при повторении тем (снова воспользуйтесь табличками с наименованиями средств музыкальной выразительности)?


Восприятие музыки (П.И. Чайковский. Симфония № 4 (финал)),

анализ музыкального произведения с опорой на ключевые вопросы.


Учитель: Ребята, вспомните, какие же еще, кроме варьирования, существуют приемы развития? (ответы обучающихся – прием повтора и прием контраста).

Сейчас будут звучать разнообразные фрагменты музыкальных произведений. Вы поделитесь на две группы, и каждой из групп будет необходимо правильно собрать по три музыкальных коллекции. Для этого у одной и у другой группы на столах находятся 3 конверта с наименованием приемов развития, а также таблички с наименованием произведений, которые будут звучать. Их необходимо положить в тот конверт, на котором указанный прием развития совпадет со звучащей музыкой.

Пройдите к столам и приступим. Проверим, у кого окажется наибольшее количество точных ответов. Итак, мы начинаем…


Музыкальная игра «Музыкальная коллекция» (учитель называет музыкальное произведение, обучающиеся прослушивают его фрагмент), проверка ответов.


Учитель: А теперь, внимание! Перед вами «волшебный квадрат» (на доске появляется поле с зашифрованными понятиями, для примера выделено слово «вариация»), где по вертикали и по горизонтали «спрятались» слова, звучавшие сегодня на уроке и имеющие непосредственное отношение к музыке. Попробуйте в течение 2-х минут в своих группах отыскать как можно больше этих слов.





Ь

Щ

Ч

Й

Л

Ь

Ш

С

Ч

П

К

В

А

Р

И

А

Ц

И

Я

О

О

Э

Й

Л

О

Ъ

Г

М

М

Д

Н

Я

К

А

Н

О

Н

Ф

Е

Г

Т

А

О

Д

Ц

Й

Ж

О

Л

О

Р

Ь

В

Б

П

Т

Э

Н

О

Л

А

Ъ

С

Х

О

Е

Д

И

Д

О

С

Ф

К

З

Й

М

Ы

Я

И

С

Т

Р

И

Т

М

П

У

Щ

Я

О

Ё

Ы

Й

П

О

В

Т

О

Р

К


Ответы обучающихся («спрятанные» слова: Чайковский, повтор, контраст, симфония, канон, подголосок, ритм, лад, темп, мелодия).


Учитель: Спасибо, ребята, за активную и творческую работу! Сегодня я могу оценить ее на высший балл – «5».

Я прощаюсь с вами, но ненадолго. До скорой встречи на следующем уроке!


Уход из класса под музыку (П.И. Чайковский. Симфония № 4 (финал)



Использованная литература и Интернет-ресурсы:


  1. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д, Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д, Критская, Т.С. Шмагина]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Т.В. Надолинская, А.В. Лушкина, Н.А. Любомищенко. Нотная хрестоматия к учебному комплекту «Музыка». 3 класс. – Таганрог: Айкэн, 2000.

  4. Т.В. Надолинская, А.В. Лушкина, Н.А. Любомищенко. УМК «Музыка». 3 класс. – Таганрог: Айкэн, 1998.

  5. Терентьева Н.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 кл. М.: Просвещение, 1994.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 2 класс / Под рук. Д.Б, Кабалевского. – М.: Просвещение, 1983.

  8. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 2 / [Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  9. http://fcior.edu.ru

  10. http://nsportal.ru/

  11. http://school-collection.edu.ru/



Просмотр содержимого документа
«Приложение к Музыка 3 кл.»