СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему «Художник, поэт, композитор. Край, в котором ты живёшь» для первого класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему «Художник, поэт, композитор. Край, в котором ты живёшь» для первого класса»

Технологическая карта урока музыки

Класс 1

Предмет

Музыка

Тема урока

«Художник, поэт, композитор». Край, в котором ты живёшь.

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Цель урока

С помощью практической, слуховой, исполнительской деятельности подвести ребят к осознанию того, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью. Показать особенности изображения нового дня  в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.


Задачи урока

Образовательная

-продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления  с художественными образами.

-дать понятие: художник, поэт, композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающая

-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная: 

создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;


Методы организации учебной деятельности

« Метод моделирования художественно-творческого процесса», «Метод сочинения и импровизации», «Метод цвет – образ», «Метод эмоциональной драматургии», «Метод наложения».

Приёмы

Словесно-иллюстративный, приём «эхо», уподобление характеру.

Формы организации работы

Фронтальная, групповая (пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с учебником).

Используемые технологии

Информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии развития ассоциативно – образного мышления, технология развития процессов восприятия.

УУД, формирующие на данном уроке

-предметные:

 Умение  находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности.

Умение рассказывать , какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

Личностные:

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

Метапредметные :

 Познавательные УУД: 

осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД:  выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.


Основные понятия

Художник, поэт, композитор.

Программный материал

«Моя Россия» Г. Струве. Э. Григ утро.

Оборудование

Наглядный материал, доска, учебник, компьютер.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы на данном этапе урока

УУД формирующие на данном уроке

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Готовность к уроку.

Садятся за парты, готовятся к уроку.

Словесный метод

Личностные:

Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.


Актуализация знаний обучающихся

Муза приглашает нас   на новый урок. Она привела к нам на  гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

- Посмотрите на презентацию, и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей?

















Композитор, поэт, художник.

Словесный метод,

обяснительно-иллюстративный, «Метод забегания вперед и возвращения к пройденному». 


Личностные УУД:

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Усвоение новых знаний и способов действия

Тема урока: «Поэт, художник, композитор».

Муза не просто пригласила  поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?»

 Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора?
















слова - поэту, звуки - композитору, краски - художнику.



Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


Этап осознания и принятия цели урока (основной этап)

1.Чем рисуют художники? (красками)

2.Чем рисуют композиторы? (звуками)

3.Чем рисуют поэты? (словами)


А сейчас  давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Первым за работу взялся  художник

Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины.



Что изображено на картине?

Какое время суток нарисовал художник?

Какими красками он изобразил этот пейзаж?









Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?


Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?


Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?

 



Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня» красками.


Потом за работу взялся поэт  И. Никитин.

Вот как он изображает  «пробуждение нового дня» в  своём  отрывке  из стихотворения   «Утро".

Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.


Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?



Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?






Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов?





Чтение стихотворение с пластическими движениями.



















Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро».

- Что общего в изображении утра  поэтом и художником?

























В чем отличия?  







-А композитор может рассказать о «пробуждении  нового дня»?


Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.


Слушание: Э.Григ «Утро»


- Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы)

– Какие краски вы использовали, почему?

-Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

- Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр)

- Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня»?


Стр. 42. Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера. 

Почему художник нарисовал девушку под березкой?

Березка - это символ Руси.

Написаны слова: РОД -РОДня - наРОД - приРОДа - РОДина).

Давайте прочитаем слова, которые вы видите, и объясним, смысл каждого из слов.

- А как называется земля, где человек родился? (Родина)
- Какое значение для человека имеет слово «Родина»?

«Родина бывает разная, но у всех она одна».

Обратите внимание и прочитайте стихотворение.

Давайте глянем, с вами на картинку.

Посмотрите, как композиторы, художники, писатели, поэты рассказывают в своих произведениях о Родине, о красоте родной природы.


А композиторы.

У моей России слушание произведения.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная - Нет земли красивей. (Разучивание)

Какие чувства у вас возникли, когда вы исполняли песню об отчизне?






Дети отвечают красками, звуками и словами.







Красками.


В презентации смотрят картину Утро» В. Васильева.






Утро, дети отвечают, говорят, что оранжевым цветом и чёрным изобразил художник картину.








Настроение радости, что пора просыпаться.




Плавными, мягкими.



Дети показывают горизонталь вместе с учителем рукой.







Дети смотрят картину в презентации


















Медленный, умеренный.



С начала тихая, потом нарастает, так как вы читали с выражением.


Вот и солнце встаёт, золотыми потоками хлынуло.



Пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». 



Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.


Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы  увидели картину.




Да.



























Дети говорят, какие краски использовали, что представили.


Музыка спокойная, плавная…


Флейта, гобой.



Да.


Работа с презентацией.















Это муза, под берёзой.




Дети дают объяснение, почему в словах выделен именно корень РОД.

































































Чувство гордости за нашу родину, чувство радости, что мы живём на нашей земле.

Метод сходства и различия, метод сравнения.
























































































Метод пластического интонирования,

метод сравнения,  Метод моделирования художественно-творческого процесса».






















































Личностные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

Регулятивные:

Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве.