Усвоение новых знаний и способов действия | Тема урока: «Поэт, художник, композитор». Муза не просто пригласила поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора? | слова - поэту, звуки - композитору, краски - художнику. | | Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
Этап осознания и принятия цели урока (основной этап) | 1.Чем рисуют художники? (красками) 2.Чем рисуют композиторы? (звуками) 3.Чем рисуют поэты? (словами) А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня». Первым за работу взялся художник Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками) Давайте посмотрим, как он рисует свои картины. Что изображено на картине? Какое время суток нарисовал художник? Какими красками он изобразил этот пейзаж? Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину? Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми? Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные? Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня» красками. Потом за работу взялся поэт И. Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро". Работа над стихотворением И. Никитина «Утро». Выразительное чтение отрывка: Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный? Звучность голоса при чтении нарастает или затихает? Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов? Чтение стихотворение с пластическими движениями. Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро». - Что общего в изображении утра поэтом и художником? В чем отличия? -А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»? Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка. Слушание: Э.Григ «Утро» - Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы) – Какие краски вы использовали, почему? -Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки. - Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр) - Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня»? Стр. 42. Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера. Почему художник нарисовал девушку под березкой? Березка - это символ Руси. Написаны слова: РОД -РОДня - наРОД - приРОДа - РОДина). Давайте прочитаем слова, которые вы видите, и объясним, смысл каждого из слов. - А как называется земля, где человек родился? (Родина) - Какое значение для человека имеет слово «Родина»? «Родина бывает разная, но у всех она одна». Обратите внимание и прочитайте стихотворение. Давайте глянем, с вами на картинку. Посмотрите, как композиторы, художники, писатели, поэты рассказывают в своих произведениях о Родине, о красоте родной природы. А композиторы. У моей России слушание произведения. У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. (Разучивание) Какие чувства у вас возникли, когда вы исполняли песню об отчизне? | Дети отвечают красками, звуками и словами. Красками. В презентации смотрят картину Утро» В. Васильева. Утро, дети отвечают, говорят, что оранжевым цветом и чёрным изобразил художник картину. Настроение радости, что пора просыпаться. Плавными, мягкими. Дети показывают горизонталь вместе с учителем рукой. Дети смотрят картину в презентации Медленный, умеренный. С начала тихая, потом нарастает, так как вы читали с выражением. Вот и солнце встаёт, золотыми потоками хлынуло. Пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов. Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину. Да. Дети говорят, какие краски использовали, что представили. Музыка спокойная, плавная… Флейта, гобой. Да. Работа с презентацией. Это муза, под берёзой. Дети дают объяснение, почему в словах выделен именно корень РОД. Чувство гордости за нашу родину, чувство радости, что мы живём на нашей земле. | Метод сходства и различия, метод сравнения. Метод пластического интонирования, метод сравнения, Метод моделирования художественно-творческого процесса». | Личностные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве. |