1. | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Проводит дыхательную гимнастику: 1) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз); 2) «Пропеллер» - вдох через рот. Указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха, губы при этом округлены. (3-4 раза) 3) «Ниточка» - соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем на выдохе начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). (3-4 раза) 4) «Намотай клубочек» - дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук на выдохе – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. (3-4 раза) 5) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз). | Проверяют готовность к уроку. Выполняют дыхательную гимнастику | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил). |
2. | Актуализация знаний | Напоминает детям о том, что они уже знакомились с музыкальными произведениями, но теперь им необходимо узнать, что нужно человеку, чтобы получилась музыка. Для этого учитель предлагает отгадать загадки про музыкальные инструменты и выбрать из всех инструментов тот, о котором говорилось в загадке. Когда останется один инструмент («волынка»), учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь этот инструмент, и предлагает выбрать и этот инструмент. | Отгадывают загадки. Называют картинки обобщающим понятием: музыкальные инструменты. | Познавательные: определение предмета по его описанию. Регулятивные: развитие умения слушать мнение одноклассников. |
3. | Целеполагание и мотивация | Предлагает детям сформулировать тему урока («о чём будем говорить?») и поставить перед собой вопросы, на которые обучающиеся должны ответить на уроке («что нужно узнать об этих музыкальных инструментах?»). На доске – картинки с изображениями музыкальных инструментов. По мере знакомства они снимаются. | Формулируют тему урока «Музыкальные инструменты», ставят вопросы: «как звучат фортепиано, скрипка, виолончель, волынка?», «чем отличаются?» | Регулятивные: умение ставить и принимать учебные задачи |
4. | Первичное усвоение материала | Знакомство с фортепиано Сообщает обучающимся, что они начнут знакомство с фортепиано. Говорит о том, что слово «фортепиано» состоит из двух слов «форте» (громко) и «пиано» (тихо). Спрашивает, кто знает, как играют на этом инструменте. Просит показать. Затем предлагает прослушать музыкальное произведение «Клоуны» Дмитрия Кабалевского. Спрашивает, какое это произведение? какое у него настроение? понравилось ли оно? Предлагает прослушать сыграть это произведение вместе с музыкантом. Физминутка. Знакомство со скрипкой. Предлагает догадаться о каком следующем инструменте будут говорить. Организует работу в парах. У каждой пары на парте лежит разрезная картинка. Просит ее собрать. Рассказывает детям о скрипке. Говорит, что она небольшая. Показывает на картинке, что у нее 4 струны. Поясняет, что звук получается с помощью смычка. Просит показать, как играют на скрипке. Предлагает прослушать музыкальное произведение Никколо Паганини. Спрашивает, как можно назвать скрипку в этой композиции? какое настроение она передает? понравилось ли оно? Предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение и обвести изображение скрипки по точкам. Знакомство с виолончелью Предлагает детям найти похожий на скрипку инструмент, просит назвать его. Предлагает найти отличия скрипки и виолончели по внешним признакам. Говорит о том, что различаются эти инструменты не только размером, но и звучанием. Предлагает прослушать произведение и ответить на вопросы «похожа виолончель на скрипку? В чем сходства и различия?» Физминутка Знакомство с волынкой Спрашивает, видел ли кто-нибудь волынку. Рассказывает, что волынка состоит из резервуара – меха (мешок), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука; применяется для сопровождения танца. Предлагает обучающимся послушать, как звучит волынка. Задает вопросы: «что вам напоминает волынка? какое настроение передает?» | Имитируют игру на фортепиано. Слушают музыкальную композицию. Отвечают на вопросы. Имитируют игру на фортепиано под музыкальное сопровождение. Речь с движениями «Рояль» Собирают разрезную картинку, догадываются, что будут говорить о скрипке. Имитируют игру на скрипке. Отвечают на вопросы Прослушивают композицию и обводят скрипку по точкам. Говорят о том, что на скрипку похожа виолончель. Называют главное внешнее отличие инструментов – их размер. Прослушивают музыкальное произведение. Находят сходства и различия скрипки и виолончели. Поют песню «Улыбка» Отвечают на вопросы, внимательно слушают учителя. Прослушивают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания; развитие умения работать в парах. Регулятивные: уметь контролировать собственные действия. Познавательные: формирование новых знаний, опора на уже имеющиеся. |
5. | Применение знаний и способов действий | Предлагает обучающимся еще раз прослушать музыкальные произведения и догадаться, какой инструмент играет. | Дети отгадывают, какой инструмент звучит в произведении | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач |