II. Актуализациязнаний | Систематизиро-вать имеющиеся у школь-ников знания, навыки и умения, касающиеся урока | Проблемно-поисковый. | Ребята, посмотрите на доску. Перед вами музыкальные термины. Какие из них вам знакомы, значение каких можете объяснить? Что из этого вам не знакомо? С каким термином мы сегодня познакомимся? -С каким жанром связаны все эти термины? (С оперой) - О чём пойдёт сегодня речь? (Об опере) Послушайте загадку: Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце жарко, Слёзы льёт бедняжка.- О ком идёт речь? (О Снегурочке) -Как будет называться опера? (Опера «Снегурочка) | Слушают учителя Отгадывают загадку | Ф | Освоение предложенного материала. | П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение выслушивать мнения других и формулировать своё; взаимодействовать с педагогом. | Умение анализировать свои действия. | Презентация 2 Слайд 3 | |
IV. Изучение нового материала. Беседа о творчестве композитора, 11 мин | Изучение нового материала. | Наглядно-слуховой,эмоционаьное воздействие, проблемно-поисковый | - Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере: - 1 ил: Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневаный Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой. - 2 ил: А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить. - А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. - А сейчас вернёмся к теме нашего урока. - Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. - Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни, которые пел пастух Лель. - Давайте послушаем Песню Леля. Видео фрагмент Какова роль Леля в судьбе Снегурочки? Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля. Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды» Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» - О чём поёт девушка? -Какое настроение передано в музыке? - Близки ли интонации арии народным песням? -Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? – Скажите какой вид голоса у неё? (сопрано) - Какую Снегурочку нам рисует музыка? - Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий? - Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее, и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете? - Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней? - А Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала ли она, почему ее покидают друзья? - Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Слушание: Сцена таяния Снегурочки. Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её душевное состояние? - Как звучит музыка в сцене таяния:? - И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять. - Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния? - Должен ли измениться ее музыкальный портрет? /видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./ - Почему изменился образ Снегурочки. - От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа. - Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы? - Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца. Видео. Давайте подумаем и станцуем как берендейцы могли танцевать под неё. | Слушают учителя. Анализируют. Слушают учителя. Слушают фрагмент. Анализируют. Отвечают на вопросы. Слушают запись. Анализируют. Смотрят фрагмент. | Ф Ф Ф Ф Ф | Освоение нового материала для включения, в дальнейшем, его в систему знаний. | Р: оценивание правильности выполнения своих действий. К: понимать других, сотрудничать. П: применение ранее полученных знаний. | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности. | Компьютер, проектор . Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд7 Слайд 8 Слайд9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | |
V Закрепление знаний и способов действий- 5 мин | Развитие музыкальных навыков. | Практический. | Ребята а вы тоже ждёте прихода весны, вам зима надоела? Разучим с вами песню для приветствия весны. Песня «Весну звали» ( гр. «Волшебники двора») О чем эта песня? Какие эмоции она вызывает? Каким голосом её поют? Разучивание первого куплета. Не звал — зиму холода, Не звал — приходила сама, Кружева свои плела, Заметелила-мела. А мы смотрим из оконышка, А мы ждём весну и солнышко! | Отввчают на вопросы | Г | Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке. | Р: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. | Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности. | Слайд 15 | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке- 4 мин | Углубить и проанализировать новые знания. | Проблемно-поисковый.. | - Что нового узнали на уроке? - Чем запомнился урок? - С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? - А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток? - Молодцы, я поставлю вам пятерки. - Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного. Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце. - Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы. | Отвечают на вопросы. | Ф | | Р: самоконтроль выполнения домашнего задания. | | Слайд 16 | |