СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему: "Опера -весенняя сказка "Снегурочка" Н.А. Римского- Корсакова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему: "Опера- весенняя сказка "Снегурочка" Н.А. Римского -Корсакова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему: "Опера -весенняя сказка "Снегурочка" Н.А. Римского- Корсакова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО студента: Мазур Марины Юрьевны

Дата: 4.02.2021

Школа, класс: МБОУ Хреновская СОШ №1, 3 «А,Б»

Предмет: музыка

Тема урока: «Опера – весенняя сказка “Снегурочка”. Музыкальные характеристики героев. Вокальные голоса.»

Тип урока: «открытие» нового знания

ФИО учителя: Подшибякина Инна Владимировна

ФИО методиста: Дорохина Любовь Андреевна

Цель урока: ознакомление учеников с оперой «Снегурочка» и музыкальными характеристиками героев, формирование различать вокальные голоса.

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение следить за развитием образа Снегурочки, умение различать голоса;

Развивающие: формировать  познавательный интерес и творческие способности учащихся;

Воспитательные: воспитывать духовность, нравственность, интерес к музыке, литературе, театру, любовь к искусству.

Этап

фрагмента

урока






Образовательная

задача этапа

урока

Методы и

приёмы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Планируемые результаты

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Поэтапный анализ

Предметные

Мета предметные

(П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные


I. Организационный момент,

2 мин

Мотивировать обучающихся на учебную деятельность.

Наглядно -слуховой

– Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Юрьевна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок!

Распевка «Простая псенка»(Андрей воробей)

Приветствуют учителя.






Ф

Эмоциональная подготовка к началу урока.

К: сотрудничество детей с практикантом.

Формирование навыков самоорганизации.

Презентация 1


II. Актуализациязнаний

Систематизиро-вать имеющиеся у школь-ников знания, навыки и умения, касающиеся урока

Проблемно-поисковый.

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами музыкальные термины. Какие из них вам знакомы, значение каких можете объяснить? Что из этого вам не знакомо?

С каким термином мы сегодня познакомимся?

-С каким жанром связаны все эти термины? (С оперой)

- О чём пойдёт сегодня речь? (Об опере)

Послушайте загадку: Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце жарко,

Слёзы льёт бедняжка.- О ком идёт речь? (О Снегурочке)

-Как будет называться опера? (Опера «Снегурочка)

Слушают учителя







Отгадывают загадку



Ф

Освоение предложенного материала.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: умение выслушивать мнения других и формулировать своё;

взаимодействовать с педагогом.

Умение анализировать свои действия.

Презентация 2





Слайд 3




III. Постановка учебной задачи- 4 мин

Определить цели, само-стоятельно сфор-мулировать её

Проблемно-поисковый

– Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?

Отвечают на вопрос

Ф

Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока.

Р: ставить совместно с учителем определять цель, задачи.

Умение самостоятельно формулировать и излагать свои мысли.

Компьютер


IV. Изучение нового материала. Беседа о творчестве композитора, 11 мин

Изучение нового материала.

Наглядно-слуховой,эмоционаьное воздействие, проблемно-поисковый

- Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:  
 - 1 ил:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневаный Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    
 - 2 ил:  А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под    
тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  

- А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. 

- А сейчас вернёмся к теме нашего урока.

- Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.

- Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни, которые пел пастух Лель. - Давайте послушаем

Песню Леля. Видео фрагмент

Какова роль Леля в судьбе Снегурочки?

 Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.

Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды» Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

- О чём поёт девушка?

-Какое настроение передано в музыке?

- Близки ли интонации арии народным песням?

-Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? – Скажите какой вид голоса у неё? (сопрано)
Какую Снегурочку нам рисует музыка?

- Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее, и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
А Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала ли она, почему ее покидают друзья?
- Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы.

Слушание: Сцена таяния Снегурочки.

Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её душевное состояние?

- Как звучит музыка в сцене таяния:?

И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.
- Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?

- Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
/видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./
- Почему изменился образ Снегурочки.
От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
- Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.

Видео.

Давайте подумаем и станцуем как берендейцы могли танцевать под неё.






Слушают учителя.




Анализируют.






















Слушают учителя.














Слушают фрагмент.



















Анализируют.













Отвечают на вопросы.


























Слушают запись.








Анализируют.




Смотрят фрагмент.
















Ф





























Ф




























Ф






















































Ф





























Ф

















Освоение нового материала для включения, в дальнейшем, его в систему знаний.

Р: оценивание правильности выполнения своих действий. К: понимать других, сотрудничать. П: применение ранее полученных знаний.

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

Компьютер, проектор . Слайд 4






Слайд 5






Слайд 6

















Слайд7











Слайд 8





Слайд9














Слайд 10




























Слайд 11






















Слайд 12














Слайд 13





















Слайд 14


V Закрепление знаний и способов действий- 5 мин

Развитие музыкальных навыков.

Практический.

Ребята а вы тоже ждёте прихода весны, вам зима надоела?

Разучим с вами песню для приветствия весны. Песня «Весну звали» ( гр. «Волшебники двора»)

О чем эта песня? Какие эмоции она вызывает? Каким голосом её поют?

Разучивание первого куплета.

Не звал — зиму холода,
Не звал — приходила сама,
Кружева свои плела,
Заметелила-мела.
А мы смотрим из оконышка,
А мы ждём весну и солнышко!


Отввчают на вопросы





Г

Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке.

Р: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности.





Слайд 15


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке- 4 мин

Углубить и проанализировать новые знания.

Проблемно-поисковый..

- Что нового узнали на уроке?

- Чем запомнился урок?

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток?

- Молодцы, я поставлю вам пятерки.

- Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.
Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.

- Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы.

Отвечают на вопросы.




Ф


Р: самоконтроль выполнения домашнего задания.


Слайд 16


Подпись методиста: ­­­_______________

Подпись учителя:­­­­ _______________

Оценка­­­­­___________________