Цель урока: ознакомление обучающихся с романсом венецианская ночь, с творчеством Пушкина.
Этап урока, продолжительность | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная- ная, П – парная, Г – групповая) | Планируемые результаты | Дидактические средства, Интерактивное оборудование | Поэтапный анализ |
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
Организационный этап, 0,5 – 1 мин | Проверка подготовленности обучающихся к проведению занятия, приветствие детей | Словесный | – Здравствуйте, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Меня зовут Елизавета Евгеньевна, я проведу у вас урок музыки. – Поместите на парту только нужные для урока вещи. Сядьте ровно, выпрямите спины. | Приветствуют студента | Ф | | К: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке | Сформировать положительное отношение к учебной деятельности | | |
2. Актуализация знаний, 7 мин | Выявить отличия авторской песни от народной, повторить информацию об А. С. Пушкине | Сравнение и контрастное сопоставление | – Сегодня мы вновь встречаемся с музыкой и литературой на страницах нового раздела. – Какие отрывки из оперы Чайковского «Евгений Онегин» вы слышали на прошлом уроке? – Давайте еще раз с вами их прослушаем. Прослушивание оперы Чайковского «Евгений Онегин». СЛАЙД – В чем их сходство? – Ребята, а что значит народная песня и авторская песня? – Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня. – Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. – Ребята, сейчас я хочу предложить выполнить вам задание: я буду включать различные музыкальные произведения, ваша задача: если вы услышите народную музыку – запишите в бланк с ответом букву Н, если авторскую – букву А, после мы проверим. СЛАЙД – Чем же отличается народная музыка от классической? (инструментами) Звучание каких инструментов вы услышали в народной и в классической музыке? – Кто написал роман в стихах «Евгений Онегин»? (А.С. Пушкин) СЛАЙД – Верно его портрет вы можете посмотреть в учебнике на странице 57. – Что вам известно об этом поэте, какие его стихотворения вы изучали ранее? – Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна СЛАЙД были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе. – У Александра Сергеевича есть такие строки: Везде, везде в душе моей Благословлю моих друзей. Хорошо. | – Отвечают на вопросы учителя – Слушают произведение – Рассматривают портрет и слушают информацию об А. С. Пушкине | Ф, И | Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов | К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Р: определять план выполнения задания; П: анализ музыкального произведения | Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований | Бланк с заданиями, учебник | |
3. Постановка учебной задачи, 2 мин | Сформулировать цель учебного занятия на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | | – Откройте учебники на странице 56. – Прочитайте тему урока. (Приют сиянья муз, одетых) – Как вы понимаете слова А.С. Пушкина, изложенные под темой урока? (ценить дружбу, помогать и вспоминать друзей). – Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (познакомиться с новыми произведениями). | – Знакомятся с темой урока – Формулируют цель занятия | Ф | Объяснение и обоснование деятельности на уроке | Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Учебник | |
4. Усвоение новых знаний и способов действий, 12 мин | Познакомить обучающихся с произведением М. Глинка «Венецианская ночь», историей создания, музыкальной терминологией | Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки | – Ребята, давайте прочитает текст в учебнике. – Знаете ли вы, что такое романс? – А что такое дуэт? Ансамбль? – Дуэт – это музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. – Ансамбль – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. – Романс – это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. – Молодежь обязательно танцевала. – Сейчас я предлагаю вам разделиться по рядам для выполнения задания. Первому ряду я сейчас включу романс, второму – музыку, исполненную ансамблем, третьему – дуэтом. Вам нужно изобразить на бумаге, то как вы представляете данную композицию. Можете объединяться в группы. СЛАЙД Всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала» слова, которой написал русский поэт Иван Козлов. – Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции. Этот город является самым популярным местом в Италии. Интересно и своеобразно географическое положение Города: он стоит на ста двадцати двух островах, четыреста мостов соединяют эти острова между собой. – Здесь передвигаться можно только на гондолах, известном местном водном транспорте. -На те же стихи Михаил Глинка сочинил романс «Венецианская ночь». А сейчас мы с вами послушаем. (слушаем) Прослушивание романса М. Глинка «Венецианская ночь». – О чем поется в романсе? – Какие картины природы он «рисует»? – Ребята, а теперь отдохнём. | – Читают учебник, отвечают на вопросы – Слушают и анализируют романс | Ф, Г | Ознакомление с понятиями романс, дуэт, ансамбль, творчеством М. Глинка | П: классификация музыкальных объектов, построение логической цепи рассуждения; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия | Стремление реализации своего творческого потенциала | Учебник, музыкальное сопровождение для выполнения задания, презентация | |
5. Физкультминутка,1 мин | Обеспечить возможность отдыха при выполнении физического упражнения | Практический, здоровье сберегающие технологии | – А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | – повторяют действия учителя | | | | | | |
6. Продолжение работы по теме урока, 10 мин | Анализировать и выявлять отличия романсов | Информационно-коммуникативные технологии (Интернет-ресурсы, презентации) | – А сейчас давайте послушаем еще один романс. Исполнитель Чайковский на стихи Толстого. «Благословляю вас леса» Прослушивание романса, музыка Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». – Что общего у романсов? (душевные, красивые, поются протяжно) – Теперь послушайте о М. Глинка. – Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. – Важным фактом биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после ее смерти. – Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки. | – Прослушивают и анализируют романсы – Отвечают на вопросы | Ф | Умение анализировать содержание и форму музыки | П: установление причинно -следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование эмоционально - нравственного отношения к музыкальному образу | Презентация, Музыкальное сопровождение, презентация | |
7. Закрепление знаний и способов действий, 8 мин | Обеспечить пропедевтическое направление деятельности обучающихся | Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки | – С чем мы сегодня познакомились на уроке? (с романсами) – Что такое романс? Дуэт, ансамбль? – Сейчас я предлагаю вам прослушать, а затем пропеть отрывок произведения «Уж как по мосту, мосточку». – Но сначала примите правильное положение. Выпрямите спины, положите руки на колени, ноги стоят на полу. | – Отвечают на вопросы | Ф | Актуализация, рассмотренных понятий, знаний | К: участие в коллективном обсуждении; Р: контроль и оценка собственных учебных действий | Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований | | |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, 5 мин | Выявить уровень освоенности знаний, приобретённых на уроке | Метод художественного контекста | – Произведение, каких композиторов мы слушали? – Назовите, какие романсы мы слушали? – С какими композиторами сегодня на уроке встретились? – Чем отличается народная песня от авторской? – Какова наша цель урока? – Как вы думаете, мы ее достигли? – Что вам больше всего запомнилось на уроке? – На этом урок окончен, спасибо за работу. | – Отвечают на вопросы | Ф | | Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |