3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)
3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности) 3.4. Вокально-хоровая работа 3.5.Музыкально-ритмические движения 3.6.Творческое задание (Виды музыкальной деятельности на уроке музыки могут меняться местами в зависимости от цели и задач урока) 3.7.Повторение и включение в систему знаний | Как вы думаете, под какую музыку вы входили в класс? Кто композитор? Правильно, Чайковский. Произведение называется «Март», Ребята, я приглашаю вас в концертный зал. Кто-нибудь из вас был в концертном зале? Что же такое концерт? Концерт- в переводе с лат. означает состязаться, -это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента. Какие это могут быть инструменты? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?
Сегодня наша тема урока звучит необычно «Музыкальное состязание». Из понятия о концерте слово состязаться означает...? Верно, концерт. Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром. Концерты для многих инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Прокофьев и многие другие композиторы, но мы поговорим об одном из них, о русском композиторе Петре Ильиче Чайковском.
Рассказ о Чайковском Однажды в тёплый апрельский день родился мальчик Петя Чайковский, который с детства проявлял интерес к музыке. Мама мальчика играла на арфе и фортепиано, а отец на флейте. Родители восхищались музыкальными способностями Пети. С детства он увлекался не только музыкой, с 7 лет начал писать стихи. Известно, что Петя очень любил музыку Моцарта, кроме того, в ранней молодости увлекался итальянской музыкой. Чайковский принял решение посвятить себя музыке, когда ему было около 21 года - он поступил на музыкальные курсы в Петербурге. Чайковский является одним из величайших композиторов мира. Как вы думаете, кто такой композитор? Верно, композитор- это сочинитель музыкальных произведений. Пианистам всего мира известен Концерт №1 Чайковского. Именно этот концерт отражает любовь композитора к Родине, природе и народу. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент третьей части концерта №1.В третью часть своего концерта композитор включил народную мелодию. Сядьте удобнее, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть. Обратите внимание, какое настроение в произведении? Какие инструменты в нём присутствуют? Какой характер у произведения? Итак, вы посмотрели фрагмент произведения. Что вы увидели? Какое же настроение у произведения ? Бодрое, задорное, яркое, звонкое, уверенное, в некоторых моментах грациозное и лиричное. Характер энергичный, радостный, в начале произведения торжественный. Всё верно. Ребята, в роли кого вы выступали? Правильно, а в роли кого выступали музыканты? Молодцы!
Давайте посмотрим на картину в учебнике, что на ней изображено? Какой это инструмент?
Верно, а кто автор данной картины? И как она называется? Картину «Концерт» написал Константин Сомов - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа. Ребята, а какое настроение передаёт картина? Картина передаёт таинственное, в то же время сумрачное, затаённое настроение. Также, в старину было очень популярным занятием –музицирование дома, как раз то, что мы с вами и увидели на картине.
-Музыка именно этого концерта стала своеобразным символом России и визитной карточкой за рубежом. -Ребята, давайте послушаем первую часть Концерта № 1 П.И. Чайковского. Приготовьтесь внимательно слушать, примите удобную позу. Обратите внимание, какое настроение у произведения, как инструменты присутствуют. Ребята, почему музыка именно этого концерта стала символом России и визитной карточкой за рубежом? Правильно, ребята, музыка этого концерта торжественная, величественная, победная, возвышенная, призывная, могучая и широкая. Всё это характеризует Россию. Как вы думаете, сколько частей в концерте №1?Почему три? Я предлагаю вам послушать произведение Концерт №3, ещё одного известного композитора Феликса Мендельсона, который жил с Чайковским примерно в одно и то же время, Мендельсон является композитором всем известного «Свадебного марша». Сядьте удобнее, внимательно слушайте произведение. После прослушивания я задам вопросы. Ребята, какое настроение хотел передать композитор через произведение? Верно ребята, настроение у данного произведения величественное, победное, уверенное, решительное, в некоторых моментах сменяется на лиричное, мечтательное. Какие инструменты вы услышали? Попробуйте сравнить два произведения? Чем они схожи? В чём отличие произведений? Итак, какой же вывод мы можем сделать? Мы прослушали произведения П.И. Чайковского и Ф. Мендельсона, двух великих, известных композиторов. Мы можем сказать, что оба произведения величественные, могучие, победные и торжественные.
-Ребята, мы с вами входили в класс под произведение Чайковского «Март», так как к нам пришла весна, я предлагаю разучить песню «Весенняя капель». Но для начала послушайте. Обратите внимание, о чём поётся в песне, какое настроение у неё, какой темп мелодии. Сядьте удобнее и приготовьтесь внимательно слушать. Итак, ребята, о чём же поётся в песне? Какое настроение у песни? А какой темп у мелодии? Прослушайте первую фразу. Что за музыка на улице слышна, Это снова на дворе поет весна, - По моей команде хором произносим слова. - Прослушайте следующую фразу. Птичьи трели засвистели, И капели зазвенели, Светлой музыкой вся улица полна. - По команде повторяем слова. - Объединяем 2 фразы, напоминаю слова. - По моей команде всю фразу. - А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. По команде поем. -Отлично, ребята, приступим к изучению припева. Прослушайте первую фразу Открывайте шире двери, Просыпайтесь птицы, звери, Отступила злая зимушка зима, - По моей руке поем первую фразу припева. -Прослушайте слова второй фразы. Позабыли мы про стужу, Стали нам совсем не нужны, - Прослушайте слова третьей фразы Холод и немая тишина, Зимний холод и немая тишина.(Повтор 2 раза) - Теперь весь припев, читаю слова, внимательно слушайте. - По команде припев поем вместе. - Пробуем под музыку первый куплет и припев, напоминаю слова. -Прослушайте первую фразу второго куплета. Что за музыку я слышу за окном, Все растаяло, что было зимним сном, -По моей команде хором произносим слова. -Прослушайте следующую фразу. И весенним водопадом звон сосулек громко капал, Засмеялось, зазвучало все кругом. - По моей команде хором произносим слова. - Объединяем 2 фразы, напоминаю слова. - По моей команде произносим всю фразу. - А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. Начинаем петь по моей руке. - Отлично, ребята, напоминаю слова припева. - По моей команде дружно произносим слова припева. - Давайте соединим второй куплет и припев. Напоминаю слова второго куплета. - Проговариваем слова второго куплета и припева чётко и дружно по моей команде. - Давайте исполним второй куплет и припев под музыку. Примите певческую установку, по моей руке начинаем петь. - Давайте соединим первый куплет, припев и второй куплет с припевом . Напоминаю слова первого куплета. - Проговариваем слова первого куплета, припева и второго куплета с припевом. Начинаем по моей команде. -Давайте исполним первый куплет, припев и второй куплет с припевом под музыку. Приняли певческую установку. Начинаем по моей руке. - Давайте исполним песню снова, более дружно. - Давайте закрепим песню. Первый куплет поёт первый ряд, припев поёт второй ряд, третий ряд поёт второй куплет, и снова припев все вместе, давайте поднимемся, споём ещё раз песню и выполним движения под неё. -А для создания весеннего настроения я предлагаю вам создать свой оркестр и дать ему название( Весенний оркестр, веселые музыканты, солнечный оркестр). Первый исполнитель будет отбивать руками, два человека хлопать, следующие два человека играть на маракасе….. -Давайте попробуем воспроизвести наш оркестр под музыку? Ребята, какой прекрасный оркестр у нас получился. Вы все отлично справились.
Ребята, давайте вспомним, что такое концерт? С музыкой каких композиторов мы познакомились? Какую картину мы с вами рассмотрели? Кто автор картины ? А какую песню мы с вами разучили? Чем мы ещё занимались на уроке? Всё верно, ребята.
| Ответы детей. -П.И. Чайковский - Концерт- это где танцуют, поют. -Флейта, фортепиано, скрипка. -Предполагают, какая тема урока
Отвечают на вопрос учителя -Концерт. -Внимательно слушают.
-Отвечают на вопрос. Композитор – тот, кто сочиняет музыку. - Внимательно смотрят фрагмент третьей части Концерта №1
-Отвечают на вопросы.
-Играет оркестр. -Характер радостный. -Инструменты: фортепиано, виолончель, скрипка, флейта. -Настроение веселое.
- Выступали в роли слушателей. -В роли исполнителей.
- Автор картины « Концерт» Сомов. Инструмент – виолончель.
- Настроение сумрачное.
- Слушают внимательно первую часть Концерта №1. Анализируют произведение. Отвечают на вопросы.
-Потому что она величественная, торжественная.
-Три части. Потому что мы прослушали первую и третью часть.
-Внимательно слушают произведение Концерт №3 Мендельсона. -Отвечают на вопросы - Настроение величественное, уверенное. - Фортепиано, виолончель. -Схожи величественным началом, с переходом в более лиричное настроение. В обоих произведениях присутствуют такие инструменты как фортепиано, виолончель, скрипка. -В произведении Мендельсона торжественное, величественное настроение. В произведении Чайковского -Произведения схожи между собой.
-Внимательно слушают песню.
Отвечают на вопросы -В песне поётся о приходе весны. Настроение веселое, радостное. -Темп мелодии средний.
- Разучивают песню под руководством учителя.
-Выполняют движения за учителем, поют песню.
- Создают свой оркестр, дают ему название. Воспроизводят оркестр.
Отвечают на вопросы -Концерт- музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента. - Мендельсон, Чайковский. -Картина называется «Концерт», автор Сомов Константин. -Создавали свой оркестр.
| К. –умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; познакомить с биографией П.И. Чайковского и с его творчеством;(П1) воспитывать интерес к музыке П.И. Чайковского;(П2) воспитывать интерес к музыке П.И. Чайковского ;(П2) Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.(П3) К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; П. –умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. –умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Музыкально эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)
Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
К. - развивать умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Р. – развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Формировать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) | Словесный Метод проблемной ситуации
Словесный Метод эмоциональной драматургии
Метод стимулирования занимательным содержанием Словесный Наглядный Метод наблюдения за музыкой Словесный Метод наблюдения за музыкой Метод контрастного сопоставления музыки. Словесный Наглядный, наглядно-практический
Метод эмоциональной драматургии
Метод зеркала
Метод импровизации
Метод обобщения
|