СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Музыки по теме "Концерт"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая  карта урока Музыки по теме "Концерт"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Музыки по теме "Концерт"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 1

Тема урока: Что ты рано в гости осень, к нам пришла
Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Познакомиться с жанром инструментального концерта

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

1.Формировать наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;(Л1)

2.Формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;(Л2)

3.Формировать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. П. - развивать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

2. К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

3. Р. – развивать овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

4. К. - развивать умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
5. Р. – развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;


направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомить с биографией П.И. Чайковского и с его творчеством;(П1)

  2. Воспитывать интерес к музыке П.И. Чайковского;(П2)

  3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.(П3)

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: Песня «Весенняя капель», П.И. Чайковский: «Концерт №1, 1 часть, 3 часть» , «Времена года: Март»,
Мендельсон« Концерт №3».
Зрительный ряд: презентация, слова песни «Весенняя капель»

Материалы для учащихся: учебник 1 класс «Музыка» Алеев , ноты для рефлексии

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

(Организационный этап)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Алина Денисовна. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Приветствие учителя




наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;(Л1)


Словесный

Создание ситуации успеха

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, скажите, что вы нового и интересного узнали на прошлом уроке? С творчеством, какого композитора познакомились? Какие слова для вас были новыми? Что такое мюзикл?
Молодцы, ребята. Вы отлично усвоили материал прошлого урока.

Отвечают на вопросы. Узнали о творчестве А. Рыбникова, Роджерса. Познакомились с музыкальным жанром мюзикл.

К. - умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

Словесный


3.Организация познавательной деятельности







3.1. Целеполагание







3.2. Открытие нового знания (через различные

виды музыкальной деятельности):














3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о

композиторе, произведении)


















































3.3. Первичное закрепление (проходит после

каждого вида музыкальной деятельности)




































3.4. Вокально-хоровая работа











































































3.5.Музыкально-ритмические движения




3.6.Творческое задание

(Виды музыкальной деятельности на уроке

музыки могут меняться местами в зависимости

от цели и задач урока)





3.7.Повторение и включение в систему знаний

Как вы думаете, под какую музыку вы входили в класс? Кто композитор? Правильно, Чайковский. Произведение называется «Март», Ребята, я приглашаю вас в концертный зал. Кто-нибудь из вас был в концертном зале? Что же такое концерт? Концерт- в переводе с лат. означает состязаться, -это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента. Какие это могут быть инструменты?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?









Сегодня наша тема урока звучит необычно «Музыкальное состязание». Из понятия о концерте слово состязаться означает...? Верно, концерт. Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром. Концерты для многих инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Прокофьев и многие другие композиторы, но мы поговорим об одном из них, о русском композиторе Петре Ильиче Чайковском.





Рассказ о Чайковском

Однажды в тёплый апрельский день родился мальчик Петя Чайковский, который с детства проявлял интерес к музыке. Мама мальчика играла на арфе и фортепиано, а отец на флейте. Родители восхищались музыкальными способностями Пети. С детства он увлекался не только музыкой, с 7 лет начал писать стихи. Известно, что Петя очень любил музыку Моцарта, кроме того, в ранней молодости увлекался итальянской музыкой. Чайковский принял решение посвятить себя музыке, когда ему было около 21 года - он поступил на музыкальные курсы в Петербурге. Чайковский является одним из величайших композиторов мира. Как вы думаете, кто такой композитор? Верно, композитор- это сочинитель музыкальных произведений. Пианистам всего мира известен Концерт №1 Чайковского. Именно этот концерт отражает любовь композитора к Родине, природе и народу. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент третьей части концерта №1.В третью часть своего концерта композитор включил народную мелодию. Сядьте удобнее, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть. Обратите внимание, какое настроение в произведении? Какие инструменты в нём присутствуют? Какой характер у произведения?
Итак, вы посмотрели фрагмент произведения. Что вы увидели? Какое же настроение у произведения ? Бодрое, задорное, яркое, звонкое, уверенное, в некоторых моментах грациозное и лиричное. Характер энергичный, радостный, в начале произведения торжественный. Всё верно. Ребята, в роли кого вы выступали? Правильно, а в роли кого выступали музыканты? Молодцы!


Давайте посмотрим на картину в учебнике, что на ней изображено? Какой это инструмент?



Верно, а кто автор данной картины? И как она называется? Картину «Концерт» написал Константин Сомов - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа. Ребята, а какое настроение передаёт картина? Картина передаёт таинственное, в то же время сумрачное, затаённое настроение. Также, в старину было очень популярным занятием –музицирование дома, как раз то, что мы с вами и увидели на картине.



-Музыка именно этого концерта стала своеобразным символом России и визитной карточкой за рубежом.

-Ребята, давайте послушаем первую часть Концерта № 1 П.И. Чайковского. Приготовьтесь внимательно слушать, примите удобную позу. Обратите внимание, какое настроение у произведения, как инструменты присутствуют. Ребята, почему музыка именно этого концерта стала символом России и визитной карточкой за рубежом? Правильно, ребята, музыка этого концерта торжественная, величественная, победная, возвышенная, призывная, могучая и широкая. Всё это характеризует Россию. Как вы думаете, сколько частей в концерте №1?Почему три? Я предлагаю вам послушать произведение Концерт №3, ещё одного известного композитора Феликса Мендельсона, который жил с Чайковским примерно в одно и то же время, Мендельсон является композитором всем известного «Свадебного марша». Сядьте удобнее, внимательно слушайте произведение. После прослушивания я задам вопросы. Ребята, какое настроение хотел передать композитор через произведение? Верно ребята, настроение у данного произведения величественное, победное, уверенное, решительное, в некоторых моментах сменяется на лиричное, мечтательное. Какие инструменты вы услышали? Попробуйте сравнить два произведения? Чем они схожи? В чём отличие произведений? Итак, какой же вывод мы можем сделать? Мы прослушали произведения П.И. Чайковского и Ф. Мендельсона, двух великих, известных композиторов. Мы можем сказать, что оба произведения величественные, могучие, победные и торжественные.



-Ребята, мы с вами входили в класс под произведение Чайковского «Март», так как к нам пришла весна, я предлагаю разучить песню «Весенняя капель». Но для начала послушайте. Обратите внимание, о чём поётся в песне, какое настроение у неё, какой темп мелодии. Сядьте удобнее и приготовьтесь внимательно слушать. Итак, ребята, о чём же поётся в песне? Какое настроение у песни? А какой темп у мелодии?
Прослушайте первую фразу.
Что за музыка на улице слышна,
Это снова на дворе поет весна,
- По моей команде хором произносим слова.
- Прослушайте следующую фразу.
Птичьи трели засвистели,
И капели зазвенели,
Светлой музыкой вся улица полна.
- По команде повторяем слова.
- Объединяем 2 фразы, напоминаю слова.
- По моей команде всю фразу.
- А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. По команде поем.
-Отлично, ребята, приступим к изучению припева. Прослушайте первую фразу
Открывайте шире двери,
Просыпайтесь птицы, звери,
Отступила злая зимушка зима,
-
По моей руке поем первую фразу припева.
-Прослушайте слова второй фразы.
Позабыли мы про стужу,
Стали нам совсем не нужны,
- Прослушайте слова третьей фразы
Холод и немая тишина,

Зимний холод и немая тишина.(Повтор 2 раза)
-
Теперь весь припев, читаю слова, внимательно слушайте. - По команде припев поем вместе. - Пробуем под музыку первый куплет и припев, напоминаю слова.
-Прослушайте первую фразу второго куплета.
Что за музыку я слышу за окном,
Все растаяло, что было зимним сном,
-По моей команде хором произносим слова.
-Прослушайте следующую фразу.
И весенним водопадом звон сосулек громко капал,
Засмеялось, зазвучало все кругом.
- По моей команде хором произносим слова.
- Объединяем 2 фразы, напоминаю слова.
- По моей команде произносим всю фразу.
- А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. Начинаем петь по моей руке.
- Отлично, ребята, напоминаю слова припева.
- По моей команде дружно произносим слова припева.
- Давайте соединим второй куплет и припев. Напоминаю слова второго куплета.
- Проговариваем слова второго куплета и припева чётко и дружно по моей команде.
- Давайте исполним второй куплет и припев под музыку. Примите певческую установку, по моей руке начинаем петь.
- Давайте соединим первый куплет, припев и второй куплет с припевом . Напоминаю слова первого куплета.
- Проговариваем слова первого куплета, припева и второго куплета с припевом. Начинаем по моей команде.
-Давайте исполним первый куплет, припев и второй куплет с припевом под музыку. Приняли певческую установку. Начинаем по моей руке.
- Давайте исполним песню снова, более дружно.
- Давайте закрепим песню. Первый куплет поёт первый ряд, припев поёт второй ряд, третий ряд поёт второй куплет, и снова припев все вместе, давайте поднимемся, споём ещё раз песню и выполним движения под неё.

-А для создания весеннего настроения я предлагаю вам создать свой оркестр и дать ему название( Весенний оркестр, веселые музыканты, солнечный оркестр). Первый исполнитель будет отбивать руками, два человека хлопать, следующие два человека играть на маракасе…..
-Давайте попробуем воспроизвести наш оркестр под музыку?
Ребята, какой прекрасный оркестр у нас получился. Вы все отлично справились.




Ребята, давайте вспомним, что такое концерт?
С музыкой каких композиторов мы познакомились? Какую картину мы с вами рассмотрели? Кто автор картины ? А какую песню мы с вами разучили? Чем мы ещё занимались на уроке? Всё верно, ребята.














Ответы детей.
-П.И. Чайковский



- Концерт- это где танцуют, поют.



-Флейта, фортепиано, скрипка.


-Предполагают, какая тема урока





Отвечают на вопрос учителя
-Концерт.












-Внимательно слушают.











-Отвечают на вопрос. Композитор – тот, кто сочиняет музыку.




- Внимательно смотрят фрагмент третьей части Концерта №1

-Отвечают на вопросы.

-Играет оркестр.
-Характер радостный.
-Инструменты: фортепиано, виолончель, скрипка, флейта.
-Настроение веселое.





- Выступали в роли слушателей.
-В роли исполнителей.








- Автор картины « Концерт» Сомов. Инструмент – виолончель.


- Настроение сумрачное.







- Слушают внимательно первую часть Концерта №1. Анализируют произведение.
Отвечают на вопросы.




-Потому что она величественная, торжественная.




-Три части. Потому что мы прослушали первую и третью часть.


-Внимательно слушают произведение Концерт №3 Мендельсона.
-Отвечают на вопросы
- Настроение величественное, уверенное.
- Фортепиано, виолончель.
-Схожи величественным началом, с переходом в более лиричное настроение. В обоих произведениях присутствуют такие инструменты как фортепиано, виолончель, скрипка.
-В произведении Мендельсона торжественное, величественное настроение. В произведении Чайковского
-Произведения схожи между собой.

-Внимательно слушают песню.

Отвечают на вопросы
-В песне поётся о приходе весны. Настроение веселое, радостное.
-Темп мелодии средний.









- Разучивают песню под руководством учителя.







































































-Выполняют движения за учителем, поют песню.





- Создают свой оркестр, дают ему название. Воспроизводят оркестр.









Отвечают на вопросы
-Концерт- музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента.
- Мендельсон, Чайковский.
-Картина называется «Концерт», автор Сомов Константин.
-Создавали свой оркестр.

К. –умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;


















познакомить с биографией П.И. Чайковского и с его творчеством;(П1)








воспитывать интерес к музыке П.И. Чайковского;(П2)












воспитывать интерес к музыке П.И. Чайковского ;(П2)


Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)

Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;




воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.(П3)


К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;


П. –умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;


интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)
П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;















К. –умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.






Музыкально
эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)



Р.- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;































































К. - развивать умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;



Р. – развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Формировать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)


Словесный






Метод проблемной ситуации






Словесный


Метод эмоциональной драматургии









Метод стимулирования занимательным содержанием






Словесный










Наглядный



Метод наблюдения за музыкой








Словесный



























Метод наблюдения за музыкой




Метод контрастного сопоставления музыки.






Словесный



























Наглядный, наглядно-практический
























Метод эмоциональной драматургии



























































Метод зеркала









Метод импровизации









Метод обобщения






4. Рефлексия
























Итак, наш урок подходит к концу. Какое настроение у вас осталось после урока?
Дайте оценку своей деятельности на уроке. Вам нужно распределить ноты на нотном стане, в соответствии со своим настроением на нашем уроке. Вы были внимательными, активными, хорошо отвечали на вопросы и справились со всеми заданиями. Спасибо за урок!

-Расставляют ноты на нотный стан.

Дают оценку своей работы на уроке, в соответствии с настроением.

К. - развивать умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Метод рефлексии «Нотный стан».