3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания: 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) 3.2.3.Музыкально-слушательская деятельность 3.2.2. Вокально-хоровая работа 3.2.5. Творческое задание 3.4. Повторение и включение в систему знаний | -Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? -Прочитайте, что написано на этой афише. -Ребята, нас с вами сегодня приглашают в музыкальный театр! Кто из вас уже бывал в театре? А в музыкальном? -Как вы думаете, какова же тема нашего урока? -У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. -Как вы думаете, почему театр назвали оперным? -Что такое опера? Это сегодня и предстоит нам узнать! Рассаживайтесь удобно в зрительном зале. (На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде) -Давайте вспомним правила поведения в театре. -Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре). -Как вы думаете, что нам нужно, для того чтобы попасть в театр? Правильно, а для того чтобы получить билеты нам нужно выполнить задание. - Посмотрите внимательно на экран, какое слово загадано в ребусе? - Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА» 1. опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра В опере объединяются различные художественные средства: пение, симфонический оркестр, костюмы, декорации . Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде) Перед началом оперы обычно исполняется музыкальное вступление, которое называется увертюра. Увертюра основана на музыкальных темах оперы и воплощает ее главную идею. В опере существует такое понятие как вокалист, как вы думаете что значит это слово? Вокалист – в опере это певец, исполняющий главную часть оперы. Так же существует такое понятие как хоровая сцена – это часть оперы, которую исполняет группа певцов. Как вы думаете опера появилась давно или недавно? Опера в России появилась около 300 лет назад. А сейчас послушайте загадку и постарайтесь понять, о ком же идет речь: Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? Посмотрите на слайд. - Знаком ли вам этот композитор? - ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА – великий русский композитор. Давайте все вместе повторим ФИО композитора. М.И. Глинка имеет для русской музыки такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Михаила проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало большое влияние на его любовь к музыке. Когда М.И. Глинка жил в Петербурге он прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Романсы-это уличные песни, его романсы любили и напевали во многих городах. Затем Михаил Глинка уехал за границу в Италию и в Германию. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Он очень тосковал по Родине. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ оперу. - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? - Иван Сусанин - крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги- он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу. - Как вы думаете, какие чувства может вызывать этот подвиг у людей? Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. - Обратите внимание на его выразительные черты лица. -Обратите внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века ( это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию. Иван Сусанин совершил подвиг и завел поляк в лес, на верную гибель, чем помог в победе русским войскам. Сам же погиб во имя своей Родины. - Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками. - А кто знает, что такое ария? (на слайде) Ария- песня главного героя. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания. - Ваша задача внимательно послушать этот фрагмент и рассказать, что вы услышали. Вспомним правила слушания. - Звучит видеофрагмент. Что вы услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? -КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА? -Какое настроение она передаёт? -Какие чувства вызывает? - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»? -Потому что люди должны знать героев и быть героями. В конце этого сражения с поляками наши войска одержали победу! И этому посвящена заключительная часть оперы хор «Славься» -А теперь послушаем заключительный хор оперы «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ (ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. -Какое чувство пробудила музыка М. И. Глинки в вас? -Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор? -Какие черты русского характера воспевает эта музыка? -Мы можем гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку и где жили такие герои! Какой же можно сделать вывод : Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России. -Наша Родина – великая страна с многовековой историей, которую прославляли такие Великие люди как М.И. Глинка, Иван Сусанин и множество других людей, которых мы любим, помним и гордимся ими. -А сейчас я предлагаю прослушать музыкальную композицию о нашей Родине. Обратите внимание на настроение мелодии, о чем говорится в тексте этой песни. Текст песни хохлома 1 куплет Хохлома, волжский плес, Ширь полей, плач берез. Это ты, Родина моя, Это ты, Россия. Купола, неба высь. Для тебя наша жизнь. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Припев Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь! 2 куплет Журавли, тополя Хлеб, да соль, лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс. Доброта синих глаз. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Припев Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь! -Ребята, все ли слова были понятны? Хохлома́ — старинный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. -А теперь я предлагаю вам спеть эту песню, но прежде чем петь, мы разучим ее, я проговариваю фразу а вы повторяете за мной. -А теперь споем под музыку приемом немого пения, то есть беззвучно, четко проговаривая слова. -А теперь я предлагаю всем вместе спеть эту песню. -Ребята, в нашей родной стране есть множество героев, которые совершали подвиги, но без помощи разведчиков они бы не справились. Вы знаете, чем занимаются разведчики? -А еще разведчики общались не словами, а звуками и я предлагаю вам побыть разведчиками на нашем уроке. -Чтобы передать информацию, нам свами необходимо повторить определённые звуки, послушайте, а потом повторяете за мной: 2 стука и хлопок 2 стука 2 хлопка 1 стук 3 хлопка 2 щелчка 2 стука -Молодцы, из вас получились отличные разведчики! -И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте же с вами вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке? -Какова была тема нашего урока? -С какой оперой мы познакомились? -Кто написал эту оперу? -Что вам больше всего запомнилось? | -Афишу - Опера «Иван Сусанин» -Да Отвечают на вопрос учителя Слушают учителя -Билеты Опера -Давно Композитор Михаил Иванович Глинка Слушают учителя Слушают учителя Рассказывают о той информации, которая им уже известна Гордость, уважение Описывают Ивана Сусанина Внимательно слушают учителя Слушают установку учителя. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. Передают настроение музыки ритмическими движениями -Чувство гордости за свою страну -Потому что он передает чувство победы -Отвагу Слушают музыку. Задают вопросы, если они возникли. Разучивают песню. Поют приемом немого пения Поют под музыку. Повторяют музыкально-ритмический рисунок. -Опера «Иван Сусанин» -«Иван Сусанин» -М.И. Глинка | Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Метапредметные -формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме Личностные: -формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; Личностные: -формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России Личностные: -формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; Метапредметные: -формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме Личностные: -формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России Метапредметные: -овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Метапредметные: -овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Личностные,: -формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; | Беседа Метод проблемной ситуации Иллюстрация Рассказ Рассказ Иллюстрация Рассказ Иллюстрация Рассказ Иллюстрация Иллюстрация Метод наблюдения за музыкой Метод сопереживания Метод размышления о музыке Метод наблюдения за музыкой Демонстрация Метод размышления о музыке Упражнение Слушание Беседа Упражнение Дидактическая игра Беседа |