Актуализация знаний учащихся | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Ты откуда, русская, Зародилась, музыка? То ли в чистом ноле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетали утки – Уронили дудки. Пролетали гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. Ребята, откуда же зародилась русская музыка? А о чём мы сегодня с вами будем говорить? Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми. Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину... Давным-давно, почти две тысячи лет назад, русские люди жили племенами и общинами , и назывались они тогда древними славянами. В одной общине жили юноша и девушка. Звали их Иван да Марья. Вскоре они поженились. Родилось у них дитя… Дочь лежит и спать не хочет, Мнёт бельё постельное. Мать вокруг неё хлопочет С песней …. - А какие колыбельные песни вы знаете? - В чем особенность интонаций колыбельной песни? - Каково значение песен этого жанра? Пока дитя спит, Марьюшке много дел нужно по дому сделать… Если очень много дела, Запевайте песню смело. Вяжут, ткут, прядут и жнут, Эти песни любят труд... Звучит русская народная песня «Прялица». - Ребята, а почему женщины во время работы пели песни? А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть . - Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают: На гулянке, на вечёрке, И под горкой, и на горке Собирается народ, Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни … Звучит русская народная плясовая песня «Камаринская». - Что вы можете сказать об этой песне? - Где может звучать эта плясовая? | В древней Руси О русской народной песне. колыбельною. Дети называют колыбельные песни. - Они повторяются, покачивающиеся. - Уложить спать малыша, передать любовь к ребёнку. Трудовые Песни помогали в работе. Дети играют в игру «Пошла коза по лесу». Плясовые. Эта песня яркая, задорная, бодрая. - На народных гуляниях, на ярмарках |
Активизация слушательской деятельности | Слайд 15 Слайд 16 | Наступает вечер – отдыхать пора . А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек». Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки». - Какой характер и настроение этой песни? Такие песни называются лирическими. Про любовь в них и про дружбу Про войну в них и про службу, Прижимая автоматы, Их всегда поют …. А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить . А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает … - А для чего нужна была песня солдатам? | Задушевная, сердечная, распевная, лиричная, нежная, добрая. солдаты, солдатские Поддерживала боевой дух |
Коллективная деятельность | А теперь мы с вами самостоятельно исполним песню «Солдатушки – бравы ребятушки», на что мы обратим внимание при исполнении? | Песня маршевая, энергичная,волевая, смелая, в мелодии яркие скачки и переходы Дети исполняют песню «Солдатушки – бравы ребятушки» |
Закрепление изученного материала | Слайд 17 | Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века К.С. Петрова-Водкина “Полдень”. - Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник? - Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. А какие песни могли бы здесь прозвучать? | работа, отдых, воспитание детей, похороны. Трудовые, колыбельные, лирические, плачи. |
Итог урока. Рефлексия | | Вы помните главный вопрос нашего урока: «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» - Откуда же она берёт они свои образы и темы? Конечно, сама жизнь дает для песни образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта. - Жизнь –источник образов музыки. - А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? - В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. Музыка берёт начало из жизни и возвращается к людям – в жизнь. | Из жизни. Утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил. |