СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Как сложили песню. Звучащик картины"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, уважению к Родине и русскому народу.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Как сложили песню. Звучащик картины"»



























































Тема урока: «Как сложили песню. Звучащие картины»

раздела «Россия – Родина моя» с использованием игровой технологии


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Цель урока: обобщить знания обучающихся.


Планируемые результаты:


Предметные:
 повторение и обобщение полученных на предыдущих уроках знания о жанрах русской народной песни;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
 развитие творческих способностей.
Личностные:

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование потребности в самовыражении и самореализации, мотивов достижения результата.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
 ориентироваться в своей системе знаний и умений, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
 умение строить речевое высказывание;
 выполнять логический анализ объектов с целью выделения признаков выбор наиболее эффективных способов для выполнения поставленной задачи
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- оценка и осознание того, что уже усвоено.
Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свои мысли , вступать в беседу, оформлять свою мысль в устной речи - донести свою позицию до других:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.


Формы организации учащихся: индивидуально-коллективная


Методы и технологии: дискуссия, метод исследования, создание проблемной ситуации.


Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, шумовые инструменты.

Ход урока


Этап

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


Создание доброжелательной рабочей атмосферы

в классе;

Настрой на работу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Дети проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Актуализация

знаний

учащихся

Слайд 2





























Слайд 3



Слайд 4




Слайд 5


Слайд 6



Слайд 7














Слайд 8






Слайд 9











Слайд 10

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом ноле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

Ребята, откуда же зародилась русская музыка?

А о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину...

Давным-давно, почти две тысячи лет назад, русские люди жили племенами и общинами , и назывались они тогда древними славянами.

В одной общине жили юноша и девушка. Звали их Иван да Марья. Вскоре они поженились. Родилось у них дитя…


Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней ….

- А какие колыбельные песни вы знаете?

- В чем особенность интонаций колыбельной песни?

- Каково значение песен этого жанра?


Пока дитя спит, Марьюшке много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд...

Звучит русская народная песня «Прялица».

- Ребята, а почему женщины во время работы пели песни?


А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть .

- Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.


Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …

Звучит русская народная плясовая песня «Камаринская».

- Что вы можете сказать об этой песне?

- Где может звучать эта плясовая?





















В древней Руси


О русской народной песне.






















колыбельною.

Дети называют колыбельные песни.

- Они повторяются, покачивающиеся.


- Уложить спать малыша, передать любовь к ребёнку.






Трудовые



Песни помогали в работе.






Дети играют в игру «Пошла коза по лесу».








Плясовые.



Эта песня яркая, задорная, бодрая.

- На народных гуляниях, на ярмарках

Коллективная деятельность

Слайд 11

Звучит русская народная плясовая песня «Камаринская».

Ребята выполняют танцевальные движения

Активизация слушательской деятельности

Слайд 12




Слайд 13

А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …

-А какие частушки знаете вы?


На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

-Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни ...

- Частушки.


Ребята исполняют частушки поочереди.






Хороводные.

Коллективная деятельность

Слайд 14

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Учащиеся исполняют хоровод

Активизация слушательской деятельности

Слайд 15









Слайд 16

Наступает вечер – отдыхать пора . А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

- Какой характер и настроение этой песни?

Такие песни называются лирическими.

Про любовь в них и про дружбу

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют ….

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить .

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

- А для чего нужна была песня солдатам?







Задушевная, сердечная, распевная, лиричная, нежная, добрая.





солдаты, солдатские





Поддерживала боевой дух


Коллективная деятельность

А теперь мы с вами самостоятельно исполним песню «Солдатушки – бравы ребятушки», на что мы обратим внимание при исполнении?



Песня маршевая, энергичная,волевая,

смелая, в мелодии яркие скачки и переходы

Дети исполняют песню «Солдатушки – бравы ребятушки»

Закрепление изученного материала

Слайд 17

Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века

К.С. Петрова-Водкина “Полдень”.

- Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник?

- Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. А какие песни могли бы здесь прозвучать?




работа, отдых, воспитание детей, похороны.




Трудовые, колыбельные, лирические, плачи.

Итог урока.

Рефлексия


Вы помните главный вопрос нашего урока: «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

- Откуда же она берёт они свои образы и темы?

Конечно, сама жизнь дает для песни образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится в песне у поэта.

- Жизнь –источник образов музыки.

- А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как?

- В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. Музыка берёт начало из жизни и возвращается к людям – в жизнь.




Из жизни.










Утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил.