СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Народная песня в творчестве русских композиторов. Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта дистанционного урока, проводимогов формате zoom.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Народная песня в творчестве русских композиторов. Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Музыка

Класс: 5

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Сказки в музыке. Н.А. Римский-Корсаков.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: для дистанционной работы (в формате zoom)

Форма организации урока: урок-лекция

Цель урока: проследить связь народной музыки с композиторским творчеством.

Задачи:

образовательные:

познакомить с творчеством Н.А. Римского-Корсакова; осознать значение народного творчества; формировать бережное отношение к народной песне;

развивающие:

развивать музыкальное восприятие, совершенствовать навыки музыкального анализа;

воспитательные:

прививать обучающимся музы­кальную культуру, любовь к родному краю, воспитывать уважение к культурному наследию родной страны.

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане» (тема белочки), «Снегурочка» (третья песня Леля, видеофрагмент мультфильма «Снегурочка» - хор «Песни и пляски птиц»), «Садко» (хор «Высота ли, высота»).

Оборудование: ПК ученика, видеопрезентация «Фольклор в музыке русских композиторов».


Этапы

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Активизация внимания

Приветствие учителя.

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные:

  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Учитель приветствует детей.

После приветственного слова учитель предлагает познакомиться с высказыванием Кабалевского с целью организации деятельности и постановки учениками собственных целей.

Проблемное задание

- сформулируйте вопросы к предложенному эпиграфу урока: «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».




Беседа

- о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- с какими народными песнями вы уже знакомы?

Ученики приветствуют учителя.

Варианты вопросов учеников:

-Что означает выражение «учила любить жизнь и человека»?

- в чем мастерство народной песни, ведь они такие простые по мелодии?

- чему могла научить народная музыка профессиональных композиторов?

-Может ли народная мелодия звучать в композиторской музыке?

-Может ли музыка изображать что-либо?

-Зачем композиторы используют народные мелодии в своих произведениях?

Варианты ответов учеников:

- о народной музыке, о народной песне;

- о русских композиторах;

- о музыке русских композиторов;

- об отношении композиторов к народной песне;

- «Во поле береза стояла», «Во кузнице», «Уральский хоровод», «Во саду ли, в огороде», «Вниз по матушке, по Волге» и др.


Регулятивные:

  • учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.


Введение в тему урока

Рассказ учителя

Русская народная песня – это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем. Народными напевами питалась и музыкальная классика.

На творчество русских композиторов народные песни оказали огромное влияние. Нередко сочиненные композиторами мелодии напоминали народные. Также композиторы часто использовали народные песни в своих сочинениях. Многие народные мелодии, обработанные композиторами, обрели новую жизнь в операх и симфониях, в сочинениях для фортепиано и оркестра.

Ученики слушают рассказ учителя


Познавательные:

  • учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку;

  • различать особенности русской музыкальной культуры



Совместное открытие новых знаний

На экране - портрет Н. А. Римского-Корсакова

Беседа

Учитель.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель, участник кружка «Могучая кучка», критик. Среди его сочинений – 15 опер, 3 симфонии, оркестровые сочинения, концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная, хоровая и духовная музыка.

Римский-Корсаков часто использовал в своих сочинениях подлинно народные мелодии. Нередко он сам сочинял в духе народных напевов.

Так, например, в опере «Сказка о царе Салтане» композитор цитирует мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде».

- Кого характеризует данная мелодия?

- почему композитор выбирает именно эту мелодию?

Предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока

Обобщая ответы детей, учитель подводит их к формулированию темы урока - «Народная песня в музыке русских композиторов».

Учитель конкретизирует тему урока («Народная песня в музыке русских композиторов Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова») и предлагает записать ее в тетради.

-Конечно, не только у Римского-Корсакова можно встретить в музыке народные мелодии, не только он обращался к жанру сказки, но именно его сочинения будут сегодня в центре нашего внимания.

- Следующая сказка вам хорошо знакома – о холодной девочке, которая растаяла с наступлением лета. Что это за сказка?

- А известно ли вам, что эта сказка существует и в авторском варианте? По мотивам народной сказки писатель-драматург Александр Островский создал сказочную пьесу, перенеся действие в сказочный лес, где родилась Снегурочка, и в Берендеево царство, где жили люди в гармонии с природой, в доброте и счастье.

Опера Римского-Корсакова написана на сюжет пьесы Островского. Она вся пронизана народными мелодиями и авторскими, похожими на народные напевы. (слушание Песни Леля).

Слушание и анализ музыки

Задание: в процессе звучания музыкального фрагмента определите солирующий инструмент, найдите изобразительные моменты, определите способы их создания.

Учитель координирует работу учащихся, направляя их на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ звучащих тембров, средств музыкальной выразительности, разбор текста песни для понимания содержания.

- Понравилась ли вам эта музыка?

-Можете назвать музыкальный инструмент, который здесь солирует?

- если знать, что Лель – пастушок, то что изображает флейта в его песне?

Песни Леля, а в опере их три, буквально сотканы из народных мотивов, хотя все принадлежат перу автора. Именно песни Леля манили Снегурочку к людям, согрели ее холодное сердце и наполнили его любовью.


- Если песни Леля созданы самим композитором, то сцена «Песни и пляски птиц» основана на двух подлинно народных мелодиях. Эта сцена вошла в мультипликационный фильм «Снегурочка», созданный по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова.

- Псени, тспользуемые композитором в своих операх, нередко подвергались изменениям, благодаря чему мелодия народной песни обретала новую жизнь. Так, в опере-былине «Садко» напев былины автор превращает в молодецкий хор, удалую песню.

Учащиеся слушают рассказ учителя.
















- белку.

- так написано в сказке у Пушкина: «…распевает при народе «Во саду ли, в огороде»

Формулируют тему урока. Варианты:

- музыка народная и композиторская;

- народная песня в операх;

- народные мелодии в музыке композиторов.










- «Снегурочка»
























- да, нет (с пояснениями)

- флейта


- пастушью дудочку


Работа в тетрадях

Ученики записывают в тетради название прослушанных фрагментов с пояснениями.


Просмотр видеофрагмента.






Слушание фрагмента из оперы.


Работа в тетради: запись названий прослушанных и просмотренных фрагментов с пояснениями.

Познавательные:

  • учатся размышлять над содержанием музыкального произведения;

  • определять средства музыкальной выразительности;

  • высказывать суждения о музыке.


Регулятивные:

  • развитие умения осмыслить полученную информацию.


Коммуникативные:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные:

  • учатся соотносить настроение и характеры произведений искусства;

  • формирование исполнительских навыков,

Коммуникативные: учатся выражать эмоциональное отношение к образам произведений искусства.
















Познавательные:

  • учатся выделять специальную информацию из текста

Подведение итогов

Беседа

- Итак, мы сегодня познакомились с некоторыми фрагментами опер Римского-Корсакова. Что нового вы узнали о композиторе?

- Что новое о творчестве Римского-Корсакова вы сегодня услышали?

- Что запомнилось из прослушанного и увиденного? Почему?



Варианты ответов учеников;

- композитор знал народные песни и использовал их в своем творчестве;

- у Римского-Корсакова 15 опер, много сказочных;

- у сказки «Снегурочка» есть другой сюжет;

- познакомились с новыми народными песнями.

Ученики высказывают свои мнения.

Регулятивные:

  • развивают умение осмыслять полученную информацию;

  • формируют умение анализировать.



Рефлексия

Беседа

- Как вы думаете, зачем композитор включал в свои произведения народные мелодии?

- Как вы считаете, нужно ли нам знать народную музыку? Для чего?

Учитель вместе с учениками оценивает работу класса.

Задание по желанию: нарисовать в тетради любого из персонажей опер-сказок Н.А. Римского-Корсакова.

Варианты ответов учеников:

- композитор любил народную музыку;

- для сказочных сюжетов лучше подходят народные песни;

- нам надо знать народную музыку, ведь в ней можно проследить историю народа;

- через народные песни можно узнать, что волновало людей в прошлом, как они жили;

- народную музыку нельзя забывать, это наша культура.

Регулятивные:

  • открыто осмысляют свои действия и оценивают их.

Учитель: Белова И.М.

МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска